shadow

Налоговый маневр опасен для авиации


shadow

Госдума рассмотрит предложение об отмене НДС на внутренних авиарейсах с тем, чтобы перелеты по России стали заметно дешевле. А вот международные рейсы могут подорожать, если предложение об обложении их НДС по ставке 18% будет принято. Соответствующий законопроект подал заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Олег Нилов. Сегодня ставка НДС для полетов внутри страны составляет 18%, а за границу – 0%.

Эксперты, впрочем, полагают, что эти предложения являются не более чем популистским шагом. На деле переложение НДС с внутренних линий на международные направления убьет наши авиакомпании.



— Подобные предложения уже не один год обсуждает комиссия по транспорту, которую возглавляет Якунин. Но они до сих пор не были приняты, поскольку в реальности этот налоговый маневр ничего не изменит, — говорит гл. редактор портала avia.ru, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Роман Гусаров — По самой оптимистичной оценке, НДС составляет в себестоимости авиабилета менее 6-7%…

Подавляющую долю составляет не НДС, а расходы на услуги, включая аэропортовые сборы, топливо, оплату кредитов. Ни одна авиакомпания в мире не живет без кредитов. Но если за рубежом ставки по кредитам составляют 2-3% годовых, то у нас минимум 8% в валюте, а в рублях — вдвое больше. И эти ставки еще растут! У нас все стоит дороже, чем в Европе или Америке: и керосин для самолетов, и аэропортовые сборы. Прибавьте к этому общую налоговую политику, проблемы с подготовкой пилотов, и станет понятно, почему при такой высокой стоимости авиабилетов в России наши крупнейшие авиакомпании имеют в целом либо близкую к нулю рентабельность, либо отрицательную…

Даже в тучные годы, когда пассажиропоток в России рос на 15% и более в год, у нас медленно банкротились перевозчики, фактически ушли все, кто не работал на международных рейсах, потому что внутренние перевозки безнадежно убыточны. За прошедшие годы таким путем были выбиты с рынка средние авиакомпании, остались лишь крупные, которые выживают только за счет международных рейсов.

Только что обанкротилась «Московия». При этом уже ближайшей осенью, по окончании высокого сезона, я ожидаю банкротство еще как минимум двух отечественных крупнейших авиакомпаний, они фактически уже банкроты, стараются лишь немного улучшить балансы перед закрытием…

— На ваш взгляд, насколько вероятно, что предложение депутата Нилова будет принято?

— Я не верю, что государство реально пойдет даже на эти скудные меры, вроде отмены НДС на внутренних рейсах. В попытке сбалансировать госбюджет правительство, напротив, лишь ищет возможности увеличить налоги: повысить ставку НДС, ввести налог с продаж…

В любом случае, я категорически против введения НДС на международных рейсах, так как только этот сегмент позволяет оставаться на плаву нашим авиаперевозчикам. За счет этих денег они закупают самолеты, обслуживают их, платят по кредитам. Только этот сегмент у компаний имеет положительную рентабельность, в среднем около 7%. Введение НДС съест и ее.

Получится, наши компании гарантированно потеряют и рентабельность, и конкурентоспособность на фоне западных компаний, которые НДС нам в любом случае не платят. Мы попросту убьем своих перевозчиков! Поэтому я не советовал бы нашей авиации прописывать такие лекарства – больной умрет от лечения, а не от болезни…

Эту позицию поддержал и президент Общественной организации «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов:

— Формально предложение Нилова очень демократично и правильно, поскольку оно является заботой о стоимости передвижения граждан по России. Однако внутри этой темы скрываются целые пласты нерешенных проблем, среди которых взимание НДС с авиаперевозчиков, – по сути, мелочь.

Из чего складывается себестоимость пассажироперевозок? 30% уходит на закупку авиакеросина, около 30% составляет оплата аэропортовых сборов, и примерно те же 30% тратятся на поддержание летной годности воздушных судов, то есть средства вкладываются в безопасность полетов и обслуживание самолетов. И менее 10% приходится на все остальные составляющие, которые не дают ощутимого влияния на ценообразование.

Каким образом государство может реально снизить цены на авиабилеты внутри страны? Понижение на 10% стоимости керосина нашему добывающему нефть государству вполне по силам, и это дало бы ощутимое влияние на выживание отрасли и стоимость перелетов для наших граждан. Но в реальности об этом никто во властных структурах даже не заикается!

Второй серьезный ресурс – снижение размера аэропортовых сборов, которые целиком являются назначаемым государством тарифом, ведь по закону все аэропорты в России принадлежат государству. Об этом в реальности также никто не говорит!

Поскольку 95% полетов наши авиаперевозчики осуществляют на самолетах западного производства, то мы не можем повлиять на цену закупки и обслуживания самолетов – ее нам диктуют западные производители. Это прямое следствие того, что наше собственное производство гражданских лайнеров на данный момент загублено.

И это объясняет, почему мы до сих пор в каменном веке по сравнению с Евросоюзом и США, которые до 50% своих внутренних перевозок осуществляют на лоукостерах. По данным за 2013 год, в Российской Федерации было перевезено 85 миллионов пассажиров, а в Соединенных Штатах – 800 миллионов, из которых порядка 400 миллионов – на лоукостерах. При этом средняя стоимость билета для перелета по США составила в пределах 50-100 долларов с человека.

Таким образом, при перелете внутри России цена билета примерно в два раза выше, чем при полетах внутри Соединенных Штатов на равное расстояние. И это при том, что средняя зарплата в Америке в разы выше, чем в России. Такое положе дел — прямое следствие дорогих аэропортовых сборов и стоимости топлива.

Если мы хотим развивать в стране авиацию, нам следует внедрять лоукостеры, ставя задачу хотя бы 20% пассажиропотока перевести в этот сегмент. Только тогда человек со средней зарплатой сможет хотя бы иногда летать самолетом. Только так при географических размерах нашей страны можно гарантировать конституционное право на свободу передвижения, поскольку сегодня оно фактически нарушается.

— Таким образом, вы считаете, что нет смысла принимать выдвинутый «Справедливой Россией» законопроект?

— Этот документ не только не решает проблему внутренних перевозок, но может создать отрицательные моменты для всей отрасли. Во времена СССР только 5% авиаперевозок осуществлялись нами по международным линиям, а все остальные – на внутренних рейсах. Кстати, в Америке до сих пор сохраняется примерно такая же пропорция: лишь 5-7% билетов продается для полетов за рубеж.

А вот в современной России все 60% перевозок – это международные полеты! И только 40% — внутренние. Так получается потому, что мы полностью разрушили местные авиалинии после отказа от всеобщей аэрофикации в начале 1990-х годов.

Что даст отмена НДС на внутренних рейсах? Ну, подешевеют билеты внутри страны на 100 рублей, может быть, на 200… Но при этом подорожает стоимость международных перелетов. А на тех направлениях и без того сегодня очень плотная конкуренция, которую мы уже проигрываем зарубежным авиакомпаниям, в том числе, по ценам…

Посмотрите, у нас второй перевозчик по объемам перевозок россиян, сразу после «Аэрофлота», — Lufthansa, следом идет Brittish Airways, далее – французская компания… Иностранцы стараются у нас захватить изначально и сегмент лоукост-перевозок.

Поэтому надо хорошо подсчитать эту математику нашим государственным мужам, прежде чем принимать решение по этому законопроекту. Ведь тот рынок – 60% от 85 миллионов пассажиров в год, который держит на плаву наших перевозчиков, тоже станет одномоментно убыточным! А наши авиакомпании сразу станут неконкурентоспособными по сравнению с западными! То есть сразу за самолетостроением мы сами угробим и свои авиакомпании…

Поэтому я считаю, что предложение «Справедливой России» ничего хорошего ни нашей экономике, ни гражданам России не принесет.

Источник

0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Добавить комментарий

Войти без регистрации: