Кино

«Импровизация и отсутствие сценария»: Что вы могли не знать о фильме «Гладиатор» Ридли Скотта

Ровно 20 лет тому назад впервые вышел на широкие экраны исторический широкомасштабный блокбастер Ридли Скотта «Гладиатор». Я и сейчас с удовольствием пересмотрю этот фильм. Картина, изначально обреченная на провал, созданная практически без сценария и в мировом прокате собравшая без малого пол миллиарда долларов, была представлена в семи номинациях на престижную премию «Оскар», получив при этом пять заветных статуэток; а также удостоилась «Золотого глобуса» в главной номинации, пяти премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий и многих других наград.

О том, как снималась кинолента, что осталось за кадром, а также о продолжении блокбастера, которое режиссер намерен снять в ближайшем будущем, читайте под катом…

Когда американский кинорежиссер Ридли Скотт задумал снять киноленту с многомиллионным бюджетом о Римской империи, многие в Голливуде предположили, что эта затея изначально обречена на провал. Ведь жанр исторического кино, казалось, уже несколько десятилетий как изживший себя канул в небытие. Со всех сторон режиссеру говорили, что история об античности Древнего Рима, вряд ли сможет кого увлечь, когда даже в западноевропейских школах дети почти не изучают ее.


Американский кинорежиссер Ридли Скотт.

Однако ко всеобщему удивлению и восхищению — Ридли Скотт смог создать не только масштабную и пафосную, но и глубоко эмоциональную историю, потрясшую зрителей и Америки, и Европы, и всего мира. Кинолента вышла настолько удачной, что не только сорвала прокатный куш в 460,5 миллиона долларов и получила пять «Оскаров» (в том числе в категориях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» и «Лучшие костюмы»), но и вдохнула новую жизнь в жанр, который сейчас широко представлен и в кино, и на телевидении. К слову сказать, по результатам года фильм стал вторым по сборам в международном прокате. На первом месте с небольшим перевесом оказался приключенческий боевик «Миссия: невыполнима 2». Это был поистине феноменальный успех Ридли Скотта и всей его команды.

Критики тогда выделили три важных фактора такой грандиозной удачи. Прежде всего, многими была отмечена потрясающая игра Рассела Кроу, называя актера буквально суперменом из Колизея. Говорилось также, что фильм стал достойным опытом возрождения жанра пеплума (исторический жанр), который был популярен в 1950—1960-х и напрочь забыт в течение сорока лет. Многие также утверждали, что «Гладиатор» во многом задал высокие стандарты качества съёмок и постановки в целом в кинематографе.

После непредсказуемого успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на широкие экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты, но они так и остались в тени «Гладиатора», который был первым подобным проектом после многолетнего перерыва.

Фильм-импровизация: как Ридли Скотт снимал свой блокбастер


Кадр из кинофильма «Гладиатор» (2000). Рассел Кроу в роли генерала Максимуса и Хоакин Феникс в роли Коммода.

Ридли Скотт в 1999-м, вдохновившись романом Дэниела Пратта Мэнникса «Путь гладиатора», буквально окунулся в историю античности и набросал собственный сюжет, в центре которого был римский атлет Нарцисс, убивший императора Коммода. Невзирая на неутешительные прогнозы, началась подготовка к экранизации. Однако первая версия сценария, написанная Дэвидом Францони, не удовлетворила режиссера так как, по его мнению, была слишком поверхностной. Для его переработки Ридли нанял Джона Логана, известного по фильму «Авиатор», потом к нему присоединился Уильям Николсон («Страна теней»).

Сценаристы изменили и персонажей, и сюжет предстоящей картины, добавив при этом больше эмоциональных сцен. И теперь главным персонажем стал генерал Максимус, по одной из версий названный в честь римского государственного деятеля и полководца Секста Квинтилия Максима. А в основу сценария также заложили его личную трагическую историю о предательстве, потери родных и о его мести.

Однако и после фундаментальной переработки фильм снимался практически без сценария: режиссёра не устроила целиком и новая версия. В итоге Скотт сократил текст до 21 страницы и приступил к съёмкам, оставив простор для импровизации, и уже додумывал вместе с главным героем картины Расселом Кроу эту историю по ходу съёмок.

К слову сказать, правки в сюжет Скоттом вносились практически до конца съёмочного процесса. Кардинально он изменил и несколько ключевых моментов. Так, к примеру, в оригинальном сценарии Максимус оставался в живых, но режиссер пришел к выводу, что главному герою, отомстившему за погибшую семью, больше нечего делать в этом мире.

«Помню, Ридли подошёл ко мне на площадке и сказал: Смотри, судя по тому, к чему всё идет, я не вижу причин, почему ты должен выжить. Суть этого персонажа — в этом чистом акте мести за свою жену и ребёнка. И как только он отомстит, что он будет делать? У него есть одна единственная цель — встретиться с женой в загробном мире и извиниться, что его не было рядом. Вот и всё», — рассказывал после съемок актер Рассел Кроу, исполнивший роль главного героя фильма.

Ещё одной из причин частичной переработки сценария стала неожиданная смерть актёра Оливера Рида за три недели до окончания съёмок. Его персонаж Проксимо был очень важен для сюжета. Режиссер мог бы переснять сцены с другим актером, но принял решение сохранить кадры с участием Рида. В результате финальные сцены сценария были переписаны, а фильм дорабатывали с помощью CGI и дублёра. В итоге создатели картины посвятили ее памяти Оливера Рида.

Где и как снимали фильм

Съёмочный процесс проходил с января по май 1999 года. Стартовой точкой была Германия. Затем было получено разрешение на съёмки на лесном участке под Голуэем в Ирландии. Лес был отдан буквально на сожжение кинематографистам. Сцены, связанные с пустыней, были отсняты в марокканском городе Уарзазат, где построили арену на 30 тысяч мест, именно там Максимус проводил свои первые бои.


Кадр из кинофильма «Гладиатор» (2000). Рассел Кроу в роли генерала Максимуса.

Над сценами Древнего Рима работали на Мальте, в форте Рикасоли, где из гипса и фанеры была построена копия части римского Колизея высотой порядка 16 м. Возведение монументальной конструкции заняло несколько месяцев и обошлось примерно в 1 миллион долларов.

Режиссер всеми средствами и способами добивался максимальной натуралистичности, и это касалось буквально всего съёмочного процесса. Одна из впечатляющих сцен «Гладиатора», где на арене Колизея появляются живые тигры, была снята с участием настоящих животных. Они находились всего в пяти метрах от Рассела Кроу. Правда, за тиграми постоянно присматривал ветеринар с дротиками-транквилизаторами, готовый усыпить зверей, в случае опасности.

Отступление от исторических фактов

Увы, в погоне за зрелищностью создатели пренебрегли историческими фактами. Так, при правлении Марка Аврелия на самом деле никакого полководца Максимуса не существовало, а звание «генерал» и вовсе появилось лишь в 16 веке во Франции. Впрочем, и не мудрено. Ведь фильм по задумке режиссера, должен был ярко и правдоподобно отразить лишь дух того времени.

О чем будет продолжение блокбастера

И вот совсем недавно, в канун 20-летия выхода в свет популярного блокбастера, Ридли Скотт объявил о запуске в производство продолжения «Гладиатора». В заявлении было сказано, что сценарист Питер Крэйг, известный по работам «Город воров», «Голодные игры: Сойка-пересмешница», уже приступил к написанию сценария. Подробности сюжета пока не разглашаются, однако абсолютно точно известно, что режиссер не намерен воскрешать погибшего героя Рассела Кроу. В центре новой истории окажется сын Максимуса и племянник императора Коммода – Люций. Думается, эта кинолента будет достойным продолжением знаменитой киноленты, покорившей сердца миллионов.

Режиссер намерен приступить к работе довольно скоро — как только будут улажены организационные работы и утвержден сценарий. Однако, судя по тому, как режиссер относится к работам сценаристов, это может произойти не так быстро как рассчитывает зритель.

Как отметил в одном из интервью Рассел Кроу, которому доводилось неоднократно сотрудничать с режиссёром, для Ридли Скотта это нормальная практика.«Мы никогда не снимаем фильм, который был бы полностью готов к съёмке. Но у Ридли есть прогресс: «Гладиатора» мы начали снимать, когда была готова 21 страница, «Хороший год» — когда было 48 страниц, а «Гангстер» — 64 или 65 страниц».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.