В Мире

Берлин разменяет Нью-Йорк на Москву?

На прошедшей неделе получили свое продолжение сразу несколько узловых тем: расширение санкций со стороны США с одновременным и окончательным признанием РФ «силой зла», а также локальный «дачный» скандал. Последний вкупе с высылкой из РФ нескольких сотен американских дипломатов напрямую на экономику не повлияет, но маркером определенных изменений станет.

Тут можно долго и велеречиво обсуждать причины борьбы более чем скромной с экономической точки зрения России с США, но какие-то реальные противоречия между ними все равно найти сложно. РФ не конкурент для США ни в одной из областей, если только не считать наличествующий ядерный арсенал. Как уже писали конспирологи, старт новому витку «противостояния» с США был дан в 2007 году на конференции по международной безопасности в Мюнхене, когда президент РФ Владимир Путин заявил о несогласии с лидирующей ролью США в мире, пригрозил новой конфронтацией и заявил о необходимости «многополярного мира». 27 июля 2017 года в Финляндии глава РФ подтвердил, что точкой отсчета можно считать именно Мюнхен.

Ответ на вопрос, в чем выгода для РФ от получения все новых санкций, которые уже не сможет в скором времени купировать даже благожелательная «поддержка» Старого Света, в чем смысл милитаристских ухищрений страны со слабенькой экономикой, получен не будет.

Попробуем теперь рассуждать строго конспирологически. Объективно РФ не в состоянии выдержать сколько-нибудь долгого времени более-менее реального «противостояния» с США, которые так или иначе заставят старушку-Европу уменьшить свою лояльность к Москве. Точнее, как-то сможет, но для этого надо вернуться к командно-административной системе, государственной монополии на внешнюю торговлю и банкинг, серьезно понизить уровень жизни населения, ограничить использование иностранной валюты, ввести, наконец, реальные ограничения на въезд и выезд из страны (список мер длинный, поэтому приводить их все смысла нет, но всем понятно, куда дует ветер). И то не факт, что все это даст результат. Вероятность «СССР 2.0» в условиях власти компрадорско-олигархических кланов и «войн между силовиками» пока оценивается как невысокая. Но она есть.

Второй вариант — устроить обмен ядерными ударами между РФ и США до 2019 — 2020 годов, пока еще есть в наличии самые опасные для американцев стратегические баллистические ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ) — РС-18 («Стилет») и Р-36М2 («Воевода»). Замены этим ракетам, которые заканчивают в 2019 году свое боевое дежурство и несут почти треть ядерного арсенала РФ, пока нет.

Чем этот вариант хорош для Российской Федерации? Такой пинг-понг позволит резко и одномоментно обрушить экономическую мощь США, отбросив эту страну на десятилетия назад. И тем самым уравновесить Северную Америку другими «центрами многополярного мира» — например, Европой и Китаем. Проще говоря, это и будет тот самый «многополярный мир».

Ядерные ракеты — это, в первую очередь, «убийцы» крупных городских агломераций. Именно там они благодаря разрушительной мощи могут нанести максимальный урон «геополитическому противнику». У РФ таких агломераций ровна одна — Москва с населением в 15−20 миллионов человек. Все остальные цели (если не считать Санкт-Петербурга, но вряд ли его будут бомбить, европейцы заступятся) — уже на порядок меньше. И насчитывают около 1−1,5 миллионов жителей в среднем. Но даже поражение Москвы, Краснодара, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Казани вкупе с унылыми Волгоградом и Новосибирском примитивной «выкапывающей» экономике северной Евразии особого ущерба — с точки зрения европейцев — не нанесет. Поврежденную транспортную инфраструктуру для вывоза углеводородов можно быстро залатать. Да и снижение численности населения РФ на 10−15−20 миллионов человек также не станет предметом вселенской скорби: «они знали, на что шли, когда трясли ядерной дубиной».

Другое дело — это США. В 10 крупнейших агломерациях США производится до 45% ВВП всей этой страны. Ключевое значение имеют агломерации Нью-Йорка (более 20 миллионов человек населения), Лос-Анджелеса (около 13−14 миллионов), Чикаго (свыше 10 миллионов человек). Крайне важны для экономики страны также крупные агломерации «второго порядка» — Даллас (7 миллионов), Филадельфия и Хьюстон (по 6,5 миллионов), Майами, Атланта и Вашингтон — по 5,5−6 миллионов человек. Безусловно, усугубит ситуацию поражение «средних малых» агломераций — Бостона, Детройта, Финикса, Сан-Франциско и так далее (от 3,5 до 5 миллионов человек населения). Их география в определенной степени совпадает с долей штатов в экономике США — на Калифорнию, Техас, Нью-Йорк, Флориду и Иллинойс приходится до 43% национального ВВП.

То есть, нет нужды засыпать всю территорию США ядерными боеголовками. Достаточно будет, если пара-тройка баллистических ракет достигнет каждой крупной агломерации в США из числа первой дюжины.

Каковы возможности этого оружия, которое делает РФ практически равным противником для США? На советских ракетах Р-36М2 («Воевода», «Сатана» по классификации НАТО) — если верить официальной информации — может быть размещена либо одна боеголовка мощностью в 25 мегатонн, либо до 10 боеголовок мощностью до 800 килотонн в тротиловом эквиваленте. Одна боеголовка мощностью в 800 килотонн уничтожает все в радиусе до 6−7 километров, нанося серьезные повреждения и ожоги третьей степени людям в радиусе до 10−13 километров (300−400 квадратных километров) — в зависимости от застройки и так далее. То есть, одна такая боеголовка гарантировано поражает не только целиком такой город как Вашингтон (площадь — 170 квадратных километров) с 650 тысячами человек населения, но и заметную часть его агломерации (с 5,5 миллионами населения). А одной ракеты Р-36М2 («Воевода») вполне хватит, чтобы этой агломерации вообще больше не существовало.

Межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования с РГЧ у России — это самое серьезное оружие, которого могут опасаться США. По официальным данным на 2017 год, у РФ на боевом дежурстве находится 46 Р36М2 «Воевода» и до 20−30 РС-18. Всего — до 66−76 ракет. Как видим, формально этого числа пока достаточно, чтобы пробиться сквозь американскую систему противоракетной обороны (ПРО) даже при потерях в 50−70% и нанести удар по агломерациям в США. Плюс у РФ на вооружении состоят 78 как мобильных, так и шахтных моноблочных ракетных комплексов «Тополь» (разных модификаций) и 96 шахтных и мобильных комплексов «Ярс» (РС-24) с 3−6 боевыми зарядами. Всего 174 ракеты.

Возможности этих комплексов (включая мощь доставляемых зарядов) существенно ниже, чем у «Воеводы» и «Стилета», но и они могут составить проблему для ПРО США. Российские атомные подводные лодки с ядерными ракетами отслеживаются США весьма пристально, залп произвести они смогут, но не факт, что успеют. «Морская составляющая» у РФ представлена советскими ракетами Р-29Р, которые приняты были на вооружение еще в 1977 году и также около 2019 — 2021 годов заканчивают свой срок службы. Планировавшаяся им на замену ракета Р-30 «Булава» начала разрабатываться еще в 90-е годы прошлого века, стала предметом массы шуток из-за неудачных испытаний (из 26 запусков полностью удачных только 16), но сейчас в количестве трех-четырех десятков она уже состоит на вооружении. Правда, ее возможности также ближе к «Тополям», нежели к РС-18 или Р36М2.

Собственно, этим балансом и можно объяснить тот конфликт, который мы видим на международной арене. Быстрый и разрушительный ядерный конфликт между РФ и США может быть в интересах Европы. Но вечно держать ружье заряженным сложно, к тому же с 2019 — 2020 годов старение ядерного арсенала надо будет чем-то купировать (а чем — не ясно). Для США критически важным является не допустить в ближайшие 3−4 года «горячей» войны, постаравшись экономически «придушить» РФ, и развивать далее утроенными силами свою ПРО. Пропуск даже пары ракет «Сатана» может для американцев означать неприемлемый ущерб.

Американская ПРО теоретически может сейчас парировать удар с территории России. Плюс нельзя забывать, что Украина уже передала «заокеанским партнерам» массу информации о системах преодоления американской ПРО российско-советских ракет, участие в разработке которых принимали в 1990-е и 2000-е годы специалисты КБ «Южное», например. Однако, нужны еще более высокие уровни гарантий.

Единственная реальная надежда — на новые 1986 — 1991 годы, когда Европа и США достигли консенсуса по созданию Евросоюза и началу экономического слияния в единой Атлантической зоне. Альтернативы этому движению нет и сейчас, правда, вопрос упирается в преференции и взаимные уступки. И судя по динамике переговоров о заключении Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP), дело пока находится в локальном тупике, а Великобритания вообще вышла из этого процесса. Так что исключать вероятность того, что гордиев узел корешков и вершков трансатлантического «партнерства» все же будет решен путем сжигания Нью-Йорка и Москвы, окончательно нельзя.

Источник

Фото DPA

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.