Статьи

Два генерала. О чем говорят в НАТО «до» и «после» отставки

Давно подмечено, что на Западе довольно часто начальники, покинувшие тот или иной высокий пост и вышедшие на пенсию либо в отставку, очень резко меняют свои оценки. Во всяком случае, начинают публично говорить то, что «при должности» никогда высказать бы не смели.

Буквально на этих днях сия традиция была продолжена бывшим командующим силами США и НАТО в Европе Филиппом Бридлавом.

Многие журналисты не раз замечали, что Бридлав, пока находился на своем рабочем месте, чрезвычайно резко высказывался в адрес России. Например, так: «Бридлав считает, что с точки зрения безопасности Запад стоит сегодня перед двумя вызовами: «возрождающейся агрессивностью России» и терроризмом. Он заявил об этом в Тбилиси во время своего двухдневного визита 22-23 марта».

Но, недели не прошло после его отставки с поста командующего силами НАТО в Европе, как удивленная публика услыхала из уст генерала вполне себе адекватные оценки и России, и отношений НАТО с Россией.

Вот, послушайте, что генерал говорил на днях в интервью американскому изданию «Wall Street Journal» (WSJ).

В одном из изданий, даже столь удивились, что написали: «Американский генерал проговорился — что на самом деле думают на Западе о военной мощи России и её президенте».

Итак, что же сказал четырехзвездный генерал, теперь уже бывший командующий силами США и НАТО в Европе? Вот – ключевые моменты этого интервью:

«WSJ: Когда вы пришли на должность командующего силами НАТО в Европе в 2013 году, США и их союзники были настроены скептически России. Но напряженность с тех пор выросла.

Бридлав: Когда я пришел на эту работу, мы действительно не были сосредоточены на России. Мы тогда еще пытались сделать из России партнера. Нас больше беспокоил выход из Афганистана… Но вскоре мы увидели военную мощь России в Крыму и в Донбассе.

WSJ: Была ли у нас военная и политическая информация о России достаточно хороша, когда вы пришли? И достаточно ли она хороша сейчас?

Бридлав: Ответ – нет. Это не было достаточно хорошо тогда и это не достаточно хорошо сегодня. Но давайте посмотрим, как мы докатились до этого. Развединформация – штучный товар. И в последние десятилетия мы сосредоточились на получении ее о Ближнем Востоке — Ираке и Афганистане… И, честно говоря, мы потеряли контакт с Россией. Наши знания о России справедливо сохранили акцент на стратегическом уровне — на ее ядерных силах… Но разведданные об оперативных и тактических возможностях России были потеряны напрочь.

Теперь нам нужно переориентировать наши аналитические возможности. И технические.

WSJ: Могло ли НАТО избрать другой путь урегулирования отношений с Россией? Так чтобы Москва не чувствовала себя в окружении? Или противостояние неизбежно с учетом личностей, правящих в России?

Бридлав: Ничего себе! Вы хотите жесткого судебного вердикта? Я бы не стал говорить «неизбежно». Когда закончилась холодная война, и Советский Союз распался, правила игры были переписаны без участия русских. Это важно, чтобы понять Россию, русское сознание… Россия не заботилась об этом, когда была ослаблена. И даже сейчас Россия не заинтересована в нарушении этих правил. Она заинтересована в их переписывании заново. Все усилия русских в эти дни должны рассматриваться лишь как попытка стать равными на мировой сцене.

WSJ: Но, знаете ли, НАТО и США недооценили свои военные возможности. Был ли Запад удивлен возможностями русских?

Бридлав: Мы должны быть осторожны, чтобы не приукрасить русских, будто они 10 футов в высоту (1 фут = 30,48 см, т.е. примерно 3 метра – С.Ф.). Потому что они не такие, если мы преувеличим, то потеряем доверие. Но они довольно близко к 7 футам высотой (примерно 2 метра – С.Ф.). Россия зарекомендовала себя прогрессирующей военной силой. Они очень плохо показали себя в Грузии. Но то, что мы увидели, когда они вошли в Крым, показало – они прошли долгий путь в исправлении недостатков. «Сюрприз» – очень точное слово, по отношению к радикальным улучшениям сил России за это время.

WSJ: Когда Путин покинет политическую сцену, ведь рано или поздно это случится, кто последует за ним? Другая версия Путина?

Бридлав: Думаю, что нет. Процесс принятия решений в Москве не замкнут на одном человеке. Путин – это лишь одна фигура в окружении небольшой группы. И мы не уверены в том, что мы оказались бы в лучшем положении, если бы господина Путина не было. Он, может быть, наиболее разумный голос в этой группе людей… И он очень сильный лидер.

WSJ: Недавно был ряд инцидентов в Балтийском море. Не закончится ли это дурно?

Бридлав: Нельзя допустить риска, что однажды это выйдет из-под контроля… И мы не должны позволить случиться чему-то предосудительному из-за непонимания, что кто-то чувствует угрозу и использует свое право на самооборону… Мы должны, в том числе, пытаться использовать Совет Россия-НАТО для решения этих вещей».

Как будто это говорит совсем другой человек! Но, удивляться уже не приходится. Французы в таких случаях замечают: «Noblesse oblige», то есть – «Высокое происхождение обязывает», по-другому – «Высокий пост обязывает».

Причем, на этих же днях мы услышали ещё более откровенное признание по поводу прошлых своих дел от другого важного лица в американской государственной системе – федеральной судьи Шира Шейндлин. Именно она, эта судья, выносила приговор по делу Виктора Бута. Тогда – выносила приговор, а сегодня – выносит сор из избы.

Выйдя только что в отставку, она заявила, что, «находилась под сильнейшим политическим давлением властей», которые требовали от неё назначить максимально строгое наказание российскому гражданину! В результате теперь она сама называет тот свой приговор «суровым и неадекватным».

Откровенность Ширы Шейндлин удивительна – видимо, советь замучила? Теперь она жалуется, что, «как частное лицо», она может так думать и говорить, но тогда – «как судья не могла поступить иначе».

И вот под таким углом посмотрим на первые заявление того, кто только что принял должность, которую занимал генерал Бридлав, – на заявления нового главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерала Кертис Скапаротти.

Чуть ли не в первый же день преемник Бридлава заявил о готовности альянса сражаться с «агрессивной» Россией, «если устрашение не сработает». Как сообщает «Radio Free Europe», новый главком уже пообещал пересмотреть правила поведения для союзников ввиду «провокационных» действий российских ВКС.

Заметим, что в последние недели вдоль наших границ происходит концентрация новых НАТОвских войск. Америка уже прислала военнослужащих в Норвегию, Финляндию, Прибалтику, Румынию и Молдавию. Ранее солдаты США прибыли в Польшу, Южную Корею и Японию. США и Великобритания планируют провести военные учения в Грузии.

Европейская печать полна странных статей, нагнетающих обстановку. «У НАТО есть силы закрыть для военного и гражданского флота России пролив Дарданеллы, а также Балтийское, Баренцево и Охотское моря, – пишет автор «Vox» профессор Марк Галеотти. – А еще Запад контролирует глобальные морские пути и сможет конфисковать российские суда и их грузы». Каково?

«Кроме того, Запад способен организовать кибератаку против России. Что произойдет, если хакеры выведут из строя мобильные телефонные сети, на которые россияне привыкли полагаться? Как будет жить страна, если программное обеспечение железных дорог и аэропортов окажется под ударом? И как граждане будут покупать и продавать, если банковские системы и банкоматы перестанут работать? – задиристо вопрошает Марк Галеотти. – Дело в том, что Россия уязвима перед более сильным, богатым, крупным и лучше развитым Западом. До сих пор мы не позволяли себе признать собственную силу».

Похоже на психическую атаку. А что по этому поводу говаривал Чапаев? «Психическая, говоришь? Ну, …, давай психическую!»

Звучит вся эта агрессивная риторика не только от воинственного профессора, но и в исполнении новоиспеченного (принял командование Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе 4 мая) генерала Скапаротти: «Мы столкнулись с набирающей силу Россией и ее агрессивным поведением, которое идет вразрез с международными нормами».

Скапаротти сходу пообещал добиться от Вашингтона разрешения на размещение третьей постоянной бригады американских вооруженных сил в Европе. Две другие уже базируются в Германии и в Италии. На сегодня в европейском регионе постоянно присутствуют 65 000 американских военных по сравнению с временами «холодной войны», когда их число доходило до 300 000.

Кертис Скапаротти также заверил, что одним из первых его действий на посту главнокомандующего будет «пересмотр правил вовлечения в конфликты» для США и их союзников, если они увидят угрозу безопасности.

Воевать собрался? А как же воевать без приказов верховного главнокомандующего в лице президента США или командования НАТО?..

Впрочем, поживем – увидим. Глядишь и года через три-четыре Скапаротти, когда будет сдавать свои полномочия новому командующему, охарактеризует ситуацию совсем в других тонах.

Как там Бридлав сказал в интервью «Wall Street Journal»: «Нельзя допустить риска, что однажды это выйдет из-под контроля… И мы не должны позволить случиться чему-то предосудительному из-за непонимания, что кто-то чувствует угрозу и использует свое право на самооборону… Мы должны, в том числе, пытаться использовать Совет Россия-НАТО для решения этих вещей».

Возможно, это – в завуалированной форме – военно-политическое завещание генерала Бридлава генералу Скапаротти.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.