shadow

«Адмирал Кузнецов» или немного слов о дыме

Почему дымит "Адмирал Кузнецов"?


shadow

Момент запуска главной энергетической установки. Чёрный дым — остатки несгоревшего топлива.

Когда я работал с кораблями, судовые механики учили меня простому правилу классификации корабельного дыма:

«Сизый дым — это масло, белый дым — это вода, чёрный дым — это топливо».

То есть, если честно, наличие дыма, валящего из дымовой трубы современного корабля, работающего на дизельном топливе или на тяжёлом мазуте — это не очень приятный признак. Хорошо отрегулированный корабельный дизель вообще не дымит, выбрасывая в атмосферу практически прозрачные продукты сгорания.

А вот если у вас что-то подтекает в цилиндры из системы охлаждения, если у вас «просажены» маслосъёмные или компрессионные кольца, которые обязаны удерживать масло вне камеры сгорания, или же переобогащена топливная смесь, что вызывает появление несгоревших остатков топливе в выхлопе — то ваш двигатель работает где-то очень далеко от оптимальных режимов, теряя мощность, изнашиваясь и потребляя «лишнее» топливо.

Конечно, часто дым из трубы валит в момент пуска двигателя: в этот момент обычно энергетическая установка судна «холодная» и в ней присутствует масса переходных процессов. Иногда это может быть лишь мгновенный выброс топливной смеси или конденсата из выхлопных труб, но иногда можно и «подымить на славу»:

Это, если что, не «Адмирал Кузнецов», а самый что ни на есть USS Freedom LCS–1 родом из США разводит пары в бухте Сан Диего.

Чёрный дым на запуске дизельных или турбинных двигателей часто служит причиной неслабого бугурта и в западной прессе. «Это ж как мы будем показывать наш звёздно-полосатый (или какой иной) флаг шведам?». На что адмиралы честно заявляют: «Будьте спокойны, в Стокгольм зайдём на всех парах, без дыму!». Но, как говорится, бывает всякое.

А вот при движении в открытом море и на полном ходу — чёрный (сизий, белый) дым это уже, к сожалению, признак того, что судовая двигательная установка страдает от какой-то из перечисленных болячек: жрёт и палит масло, испаряет совершенно неуместную воду или же «пьёт», как ни в себя, лишнее топливо, выбрасывая копоть в небо.

При этом часто такой вариант появления чёрного дыма как раз и связан с тем, что адмиралы выжимают из машины полный ход, давая в двигатели по факту переобогащённую смесь и вызывая при этом появление того самого чёрного дыма из корабельной трубы.

Проход «Адмиралом Кузнецовым» пролива Ла-Манш. Как видите, дыма помешьше — но он есть и он, сволочь, чёрный.

В левой части фото ТАРКР «Петр Великий», в правой части — наш «Кузя», на переднем плане — сопровождавший российскую эскадру английский фрегат. Все ожидаемо двигаются с одной скоростью.

Чтобы меня не обвиняли в предвзятости — вот видео прохода «Кузи» через английские проливы:

 

Ну а теперь — моё краткое объяснение.
«Адмирал Михаил Кузнецов» — судно с несчастной судьбой с самого начала. Можно сказать, что «Кузю» с незалежной Украины спасли буквально чудом, в последний момент фактически усилиями энтузиастов перегнав недостроенное судно от причальной стенки судозавода в Николаеве в нынешнее его место базирования возле Мурманска.
К сожалению, Северный флот всегда был флотом действующим в максимально тяжёлых условиях — его береговые базы находились объективно в гораздо более суровых климатических зонах, чем места базирования судов Черноморского, Балтийского или Тихоокеанского флотов.

В силу чего и в Мурманске достройка, текущий и плановый ремонт «Михаила Кузнецова» осуществлялись часто в недостаточном объёме и в ненадлежащем качестве.

Состояние главной энергетической установки «Кузи» по состоянию на 1999 год можно прочесть вот по этой ссылке, где изложена и масса других неприятных подробностей об обслуживании и состоянии этого, без преувеличения, уникального корабля:

«А вместо сердца — пламенный мотор»

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают — из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике — и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже «еле дышат», да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно — не более 10-12 узлов.

«Хорошо» обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор «сядет», а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут — не авианосец, а «летучий голландец» . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше — «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал.

Поэтому, в общем-то, для меня ситуация с единственным российским авианосцем и его эпическим дымовым шлейфом по проходу Ла-Манша и Па-де-Кале ясна: «старичка» попросили дать полных ход — «дедушка» постарался. Ну, как смог. С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива. Но — нужный ход выдал и за «Петром Великим» успел. Что есть, конечно, позитивной новостью.

С другой стороны — другие варианты судьбы «Кузи» могли быть много хуже нынешнего его положения. Мог догнить возле причальной стенки в Николаеве, как ракетный крейсер «Украина», но мог и стать первым (или вторым) китайским авианосцем, как «Варяг»-«Ляонин». Впрочем, у «Варягов» всегда такая судьба, прям-таки плакать хочется.

А вот если бы спросили у меня, что бы я сделал… Ну, во-первых, изнасиловал бы мозг всей команде «механов», чтобы любыми средствами привели в порядок ГЭУ — если это реально сделать на борту. Во-вторых, правдами и неправдами, но починил бы ГТЗА в плановом ремонте — благо их уже у «Кузи» было как минимум 5 за прошедшие 25 лет.

Но я — не адмирал Северного флота и не министр обороны России. Так что — спрашивайте их, почему у гордости российского военно-морского флота до сих пор валит дым из трубы и стоит аварийный пожарный расчёт на палубе:

В конце концов, за честь флага и за безопасность корабля отвечают именно они.

Алексей Анпилогов

Рейтинг: 0

Новости партнёров:

shadow
shadow

Комментарии

  1. Аноним    

    «Адмирал Михаил Кузнецов» — это типа «Композитор Юрий Шостакович»?

    Рейтинг: 0
    1. Аноним    

      Величайший советский адмирал, победивший немцев в море.

      Рейтинг: 0
  2. Alex    

    Пожарный расчет имеется на любых авианосцах! Учите матчасть!

    Рейтинг: 0
  3. Аноним    

    Адмирала Кузнецова разве не Николай Герасимович звали?

    Рейтинг: 0
  4. Sergey    

    Да, дым это признак не здоровья корабля. Новые корабли есть новые но их мало и водоизмещением они сильно отстают. А корабли постройки с времен Союза не в лучшем состоянии.

    Рейтинг: 0
  5. Владимир    

    Господа, дело совсем не в старости ГЭУ, как это было всегда на ВМФ профессиональный уровень ЛС БЧ-5 (как впрочем думаю и других БЧ) оставался мягко выражаясь не на высоте. Главной причиной считаю саму порочную военную систему построенную на постоянной не нужной дрессировке ЛС. Весь день плотно расписан всякой ерундой, а серьёзно заниматься материальной частью некогда. Главное всё покрасить, подтереть перед сдачей К-1. Надо больше в вооружённых силах инженеров, а не замполитов, хотя и без них конечно нельзя. Срочная служба, хоть и в течении 3лет, как это было при коммунистах, не в состоянии выучить настоящих профессионалов. Работая всю жизнь в профессии и то постоянно чему-то учишься и набираешься опыта. Голову ЛС надо не инструкциями забивать, а готовить профессионалов на всех уровнях, а то привыкли блоками менять и ждать планового ремонта. Армия и ВМФ должны быть только профессиональными.
    Отвлёкся от главной темы — «Дымящегося самовара»
    Когда увидел эту картину готов был провалиться сквозь землю, позор на весь мир и на мои седые (волосы).
    На гражданском флоте за это подвесили бы за одно место на реях.
    Может ВМФ укомплектовать механиками например с торгового флота ?
    Бьюсь об заклад труба была бы чистая как слеза. Как говорил А. Райкин — «Может в консерватории что-нибудь поменять?»
    Вот моё скромное мнение как командира БЧ-5, судомеханика, энергетика.
    За ДЕРЖАВУ обидно…

    Рейтинг: 1
  6. Евгений    

    автор статьи дурак — почитай зачем пожарный расчёт на корабле, потом статьи пиши.

    Рейтинг: 0
    1. Никанор    

      Да просто автор писал про Михаила Кузнецова, а фотки приляпал корабля, названного в честь Николая Герасимовича Кузнецова. У него на Михаиле Кузнецове своё предназначение пожарного расчёта ;)

      Рейтинг: 0
  7. Аноним    

    А почему ни кто не подумал что корабль дал тупа шапку щлейфом? Это частая традиция на военном флоте хулиганская но вечная.

    Рейтинг: 0
  8. Евгений    

    Да, кстати может и такое быть )

    Рейтинг: 0
  9. Дмитрий    

    Автор статьи полный дебил. Если что то на авианосце невооруженным взглядом видно,стоят два истребителя,которые находятся на БД(боевое дежурство) и готовые взлететь в любой момент. В авиации везде где проходят полеты,находится пожарный расчет!!! Прежде чем писать ,изучай матчасть!!!

    Рейтинг: 0
  10. Аноним    

    А на любом аэродроме, где всегда стоят пожарные машины, тоже проблемы с главной энергетической установкой?

    Рейтинг: 0
  11. Аноним    

    позорный факт,даже если это «хулиганская морская традиция»,не флагманский крейсер Российского флота а плавучий самовар,позор,капитана на пенсию,экипаж расформировать,корабль в Китай на иголки

    Рейтинг: 0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.