История. Запретная археология. Культура

Обеденные традиции в дореволюционной России

o8XDxFoIo8E

 

До революціи въ сельской мѣстности было принято, что дѣти передъ ѣдой вытирали обѣденный столъ — такова была традиція, послѣ всѣ вмѣстѣ молились и уже только потомъ садились за столъ. Первымъ ѣсть всегда начиналъ глава семьи.

Приведенный примѣръ говоритъ о томъ, что такое понятіе какъ культура принятія пищи существовала въ дореволюціонной россійской деревѣ, и можетъ быть даже была развита въ большей степени, чѣмъ сейчасъ. До революціи было принято обѣдать завтракать и ужинать въ строго опредѣленное время, причемъ данное правило соблюдалось очень тщательно.

Въ городахъ средніе слои населенія также очень чтили культуру принятія пищи. Зажиточные горожане для принятія пищи садились за большой столъ покрытый скатертью и салфетками, на которомъ стоялъ самоваръ, фарфоровая посуда, лежали сверкающія блескомъ ложки, ножи и вилки.

Немногіе объ этомъ знаютъ, но раньше было принято стелить на столъ салфетки и скатерти соотвѣтствующія своему дню недѣли. Послѣ общаго обѣда мужчины собирались въ спеціальныхъ комнатахъ, гдѣ курили, пили коньякъ и разговаривали на политическія и философскія темы.

Во время принятія пищи было принято смотрѣть другъ другу въ глаза, разговоръ вели спокойнымъ негромкимъ голосомъ. Спорить было не принято. Приглашеніе знакомаго на обѣдъ считалось проявленіемъ знака особаго вниманія, и это не удивительно, вѣдь каждому изъ насъ будетъ непріятно принимать пищу въ присутствіи человѣка, которому относишься съ предубѣжденіемъ или просто не любишь!

Источник

По теме:

4 комментария

Вова 05.11.2013 at 10:50

въ сельской мѣстности???? курили, пили коньякъ ????

Тамбовские губернские ведомости, 1882 г.

№ 93, 23 сентября 1882 г.
…набросаю перед вами в немногих чертах простую картину повседневной жизни нашего хлебопашца. Представьте себе маленькую избу аршин в семь длиной и аршин в шесть шириной при вышине далеко менее сажени. В этом помещении не больше двух окошечек, пропускающих очень немного света, который значительно поглощается темными от копоти стенами, так как большая часть изб, ради сбережения топлива, отапливается по черному, следовательно не имеет труб и дым слишком долго остается в избе, пока он не найдет себе выхода через крошечное окошечко около печки или через растворенную дверь. Конечно, в зимнее время внизу избы бывает очень холодно. В такой избе часто помещается семья из шести и из восьми человек; тут и взрослые, тут и дети. Вокруг стен лавки, на которых без всяких приспособлений спят люди, подложивши под голову чепан или полушубок; кто постарше, зачастую спит на печке, а иные спят просто на полу. В более просторных избах иногда имеются палати для отдыха и для спанья зимой. Всю остальную обстановку избы крестьянина добавляет только стол. Он стоит обыкновенно в самом светлом углу, в так называемом переднем, под образами. Вся домашняя утварь крестьянина заключается в двух – трех ведрах, да нескольких деревянных ложках и горшках. Как самая необходимая вещь везде впрочем, имеется чугун для кипячения воды, да разве еще корыто. Двор большей частью тесный, грязный.

Полный текст найдёте сами… кто такие сказки постит не понятно? Вот реальная жизнь…

Ответ
Олег 05.11.2013 at 16:16

Докладываю Вам, ВОВА, как жили в сельской местности на севере Архангельской области. Избы — пятистенки, с обширными помещениями для скота. Причем ни какого совместного нахождения людей и животных в одном помещении. Не знаю. что такое аршин, но у моего деда (не кулак, обычный крестьянин) дом был из двух изб, соединенных широкими сенями. Одна изба считалась зимней, другая летней. Детей было пятеро. Дед с бабушкой подняли и вырастили всех. Когда мы, внуки собирались летом в деревне, а нас было восемь человек мелкоты, никто никакой тесноты не испытывал. Мы носились по всему дому с утра до вечера. Действительно, вдоль стен лавки были, но никто на них не спал, были обычные кровати, или на печку забирались, да еще и спорили, кому на ней сегодня ночевать. Окошки маленькие, не такие как в городе, но и печь никогда не топилась по черному. Я родился через десять лет после войны, а дом деда был построен в 1896 году и стоит еще до сих пор. Дед пахал, не разгибая спины, бабушка, сколько помню, вела домашнее хозяйство. Ни какой нищеты, дожили до 80 лет оба. И так в деревне жили все, я был во многих домах, большинство были хоть какими, да родственниками.

Ответ
Вова 05.11.2013 at 21:45

В смысле в Архангельской области жили лучше чем в Тамбовской!? И коньячок по вечерам пил простой крестьянин))) ну, да… А вот у нас в Тамбовской было по другому…

Ответ
Maksim 05.11.2013 at 22:04

Вова тут ситуация не от области зависит. А меняется от двора ко двору. Я сам с деревни правда не 1890 года но поверьте там мало что поменялось. Так вот бабушка очень часто накрывала в палисаде — перед входом почти как на фото, только цветами «огорожено», стол с белой скатертью и мы там обедали, чаевничали. Нищета она в голове.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.