Культура

Новый год и Рождественский пост: Совместимы ли традиции?

101 год назад в России празднование Нового года впервые совпало с православным Рождественским постом.

Автор:
Тюренков Михаил

Наверное, каждый, кто хотя бы раз попытался соблюдать дни Рождественского поста в соответствии с церковным Уставом, задумывался: а как быть с новогодними праздниками? Ведь у большинства даже глубоко воцерковлённых христиан есть родные и близкие, для которых Новый год – самый любимый семейный праздник, отказываться от которого они уж точно не собираются. Как и от ставших за многие десятилетия «традиционными» салата оливье, селёдки под шубой, шампанского, абхазских мандаринов и новогодней ёлки. Пусть зачастую искусственной, но создающей особый праздничный уют и тёплую ностальгию по детству с ожиданием подарков от Деда Мороза и Снегурочки.

дед морозНовый год – самый любимый праздник у детворы. Фото: Андрей Никеричев  / АГН «Москва»

Согласитесь, знакомая и очень трогательная картина, всплывающая в памяти практически у каждого? Правда, корнями она уходит не в новогодние празднования, а в дореволюционные рождественские традиции. Однако до событий 1917 года никто и подумать не мог, что празднование Нового года хоть как-то может нарушить Рождественский пост. Ведь по «старому стилю» (использовавшемуся в России до календарной реформы 1918 года Юлианскому календарю) пост завершался аж за неделю до Нового года – 25 декабря – в великий двунадесятый праздник Рождества Христова.

Из истории новогодних традиций

Конечно, Новый год праздновался и в Российской Империи, но это было лишь один из дней рождественских святок – времени, когда постные дни вовсе отменяются (даже в среду и пятницу). В этот день, 1 января по старому стилю (14-го по новому) в Церкви празднуется день Святителя Василия Великого, в народе известный как Василь-день. Несмотря на возвышенность праздника, в народе его называли по-простому – «свиным праздником», а главным блюдом на «новогоднем» столе Василь-дня был «кесаретский поросёнок». Конечно, эти названия далеки от церковного благочестия, но святки есть святки, а потому в Церкви с этим никогда не боролись.

Впрочем, до 1700 года на Руси мало кто знал, что на святки приходится какой-то «новый год». По православному календарю церковное новолетие, именуемое «индиктом», праздновалось в сентябре, также на Руси было известно мартовское народное новолетие. О январском же новом годе знали лишь те, кто был знаком с западными римско-католическими и даже протестантскими традициями, постепенно проникавшими в XVII веке и в Государство Российское.

Однако вплоть до реформ Петра I никаких празднований 1 января не было. И только царь Пётр Алексеевич, одной из своих первых реформ введший гражданское летосчисление не «от Адама», а на западный манер от Рождества Христова, постановил в сей день всем «рядиться, напиваться, горланить песни и гадать». При этом, как замечал царь Пётр, должны было веселиться «рьяно», поелику кто имел «кислую мину», был бит батогами. Православной Церкви это, конечно, не нравилось, но возвысить голос против Царя решались не многие.

ПетрЦарь Пётр Алексеевич одной из своих первых реформ введший гражданское летосчисление не «от Адама», а на западный манер от Рождества Христова, постановил в сей день всем «рядиться, напиваться, горланить песни и гадать». Фото: Vadim Nekrasov / Globallookpress

Как свидетельствуют исторические источники:

Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлём и в частных дворах из маленьких орудий. Всё это делалось на немецкий образец.

После смерти Петра I новогодние празднования перестали быть официальными, но постепенно к началу XX века рождественско-новогодние торжества стали единым целым. Важно подчеркнуть: рождественско-новогодние, а не новогодне-рождественские. Ёлка, вошедшая в нашу жизнь из дохристианских европейских языческих традиций, но вполне органично прижившаяся, наряжалась к Рождеству, как к Рождеству готовились и подарки. Ну а Новый год? Тут у кого как. Но чаще всего с традиционным поросёнком Василь-дня и менее традиционным, но тоже прижившимся (в то время в основном только у дворян) шампанским.

ельЁлка, вошедшая в нашу жизнь из дохристианских европейских языческих традиций, но вполне органично прижившаяся, наряжалась к Рождеству. Фото: Sergey Smirnov / Globallookpress

Революция 1917 года сломала всё. Сначала календарная реформа перекинула Новый год на время Рождественского поста, а с конца 1920-х большевики вовсе отменили празднование как Рождества Христова, так и Нового года. При этом Рождество фактически оказалось под запретом: специальные комсомольские патрули заглядывали в окна домов и выявляли, не готовятся ли несознательные граждане (или лица без гражданства – так называемые «бывшие») к празднованию «реакционного» и даже «контрреволюционного» праздника.  

Правда, с 1936 года началась мягкая контрреформа: детские ёлки вновь стали организовываться на государственном уровне. Но, разумеется, исключительно как новогодние, а не рождественские. А с 1948 года 1 января стало официальным выходным днём. Вернулся и Дед Мороз, который в Российской Империи появился довольно поздно и опять-таки по аналогии с западным Санта-Клаусом (в XIX веке Деда Мороза пытались называть «Святым Николаем», однако эта традиция не прижилась).

Что интересно, образ Снегурочки как неизменной спутницы Деда Мороза – тоже советский, сталинский. До Нового 1937 года её не было. И именно в январе 1937-го на новогодней ёлке в Московском Доме Союзов эти два сказочных персонажа появились вместе. И с тех пор уже не расставались. По сути, большевики, осознавшие невозможность навязать консервативному большинству советских граждан марксистские догмы, начали формировать новую мифологию: основанную на дореволюционных традициях, но лишённую православного религиозного содержания.

снегуркаОбраз Снегурочки как неизменной спутницы Деда Мороза – тоже советский, сталинский. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Новый год и Рождество в наши дни: как быть верующим?

С начала 1990-х изменилось мало, правда, с января 1991 года Рождество стало нерабочим днём. К этому времени началось «Второе Крещение Руси»: миллионы русских людей возвращались в Церковь. Правда, далеко не все вслед за Святым Крещением начинали церковную жизнь, а потому для абсолютного большинства наших соотечественников и сегодня празднование Нового года в Рождественский пост не составляет никакой проблемы. По банальной причине несоблюдения этого поста.

Для людей же воцерковлённых определённая проблема есть. С одной стороны, мы должны стараться соблюдать предписания церковного Устава, с другой, по слову Священного Писания, не имеем права поститься, как лицемеры, напоказ, да ещё и осуждая непостящихся. И вот здесь православным христианам стоит выработать своё отношение к празднованию Нового года. Без картинного заламывания рук и проклятий в адрес «безбожного праздника», осуждения «языческих» Деда Мороза и Снегурочки, но и без нарушения церковных правил.

Итак, главный вопрос: можно ли православному христианину праздновать гражданский Новый год? Ответ: не просто можно, но и нужно. В храмах Русской Церкви даже установлен особый молебен на новолетие, а в некоторых церквях он даже совершается непосредственно в новогоднюю ночь. Это никак не обусловлено церковным Уставом, но установлено исключительно ради того, чтобы в это время не напиваться за праздничным столом и не нарушать пищевых постных ограничений.

А теперь что касается этих самых ограничений. Да, они довольно строги. Так, в 2019 году 31 декабря согласно уставным предписаниям благословляется только постная пища с растительным маслом. Но это значит, что выпить немного вина или того же шампанского не возбраняется. А вот 1 января уже более строгий пост – без растительного масла, а соответственно, и без вина. Поэтому вполне можно проводить старый год бокалом шампанского под постную закуску, при желании послушать выступление по телевизору Главы Государства Российского и лечь спать.

бокалыВполне можно проводить старый год бокалом шампанского. Фото:illustrissima / Shutterstock.com

Ну а 1 января утром хорошо бы отправиться в ближайший храм на богослужение. Или, если позволяют возможности и бюджет, в небольшую паломническую поездку.

Что касается увеселений, от них лучше воздержаться, хотя походы в музеи или на каток с детьми не возбраняются. Впрочем, в таких житейских случаях и определяется важность опытного духовника: верующему человеку было бы полезно посоветоваться об этом со священником. Так, один из самых известных православных пастырей и проповедников протоиерей Андрей Ткачёв ровно год назад на страницах Царьграда уже дал по этому поводу такой совет:

Ставьте в новогоднюю ночь перед собой благие цели. Не просто: чпок и пробка в потолок, выпили, закусили, утром проснулись, и всё то же самое. Нет, будьте новыми, и будет вам Новый год. Обновляйтесь духом, умом, двигайтесь вперёд, ставьте перед собой благие цели, будьте благодарны Господу и, снова и снова повторюсь, с крестным знамением и молитвой встречайте бой курантов. Это общая заповедь и общий закон. А кто сможет, приходите в храм. С праздником!

Добавить нечего. С Новым годом!

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.