История. Запретная археология.

Как на самом деле жила Россия в 1910 году — фото

Вчера по твиттеру гуляли несколько кадров из фотосъемок России в 1910 году. Запостил эти снимки и я — мой твит быстро набрал 1000 ретвитов, столько же лайков, почти 200.000 просмотров, а также несколько сотен комментариев. Кое-кто в комментах написал, что снимки — фейк, и такого быть не может, но эти снимки самые настоящие — я отыскал этот фотосет и в сегодняшнем посте покажу его вам в полном объёме.

Вообще читатели меня часто упрекают в том, что я не люблю СССР и идеализирую царскую Россию — это не совсем так. Я считаю, что до 1917 года было однозначно лучше, чем при СССР (не было концлагерей, геноцида и голодоморов), но тем не менее — развитие Российской Империи в начале XX века тоже было очень неравномерным. Крупные города — такие, как Москва, Питер, Киев, Варшава или Минск жили относительно неплохо — там были больницы, кондитерские, трамваи, уличное освещение, синематограф и доставка молока по утрам, тогда как в глубинке многие люди жили чрезвычайно бедно и были вынуждены буквально выживать, едва сводя концы с концами.

В 1917 году не нужно было организовывать никаких переворотов, а просто дождаться выборов и развивать страну в демократическом ключе, но к власти пришли большевики и сделали всё только хуже — но это, как говорится, уже совсем другая история. А в сегодняшнем посте мы посмотрим, как на самом деле жила российская провинция в 1910 году. В общем, заходите под кат, там интересно. Ну и в друзья добавляться не забывайте)

Для начала пару слов о том, что это вообще за фото. О данных снимках достоверно известно только то, что сделаны они в 1910 году в Архангельской губернии Российской Империи (российский север) — за 7 лет до Октябрьского переворота ну и соответственно 108 лет до наших с вами дней — если вдуматься, это не такой уж и большой срок. Об авторе фото достоверно ничего не известно — некоторые источники сообщают, что это кадры шведского археолога и этнографа Густава Хальстрёма, но это не точно. В большинстве англоязычных подборок эта серия называется просто — «жизнь русской деревни, 1910 год».

А теперь давайте посмотрим на снимки.

02. Местные жители стоят возле каких-то построек. Мужчины, судя по одежде, могут быть и не местными (одеты по-городскому, а вот дамы точно здешние, одеты в традиционные костюмы. На дереве, судя по всему, находится лабаз — склад для продуктов. Его размещали на высоте, чтобы туда не залезали мыши и зверьки покрупнее.

03. Какая-то каменная печь — судя по следам огня на фротнальном камне, она использовалась для приготовления пищи, вероятнее всего — для выпечки хлеба и лепешек. Рядом стоит прислоненная стволу дерева деревянная лопата — вероятно, она использовалась для загрузки/выгрузки продуктов в печь. Непонятно только — почему печь построена под деревом?

04. Вот это не знаю что такое. Дом, шалаш, склад? Похоже одновременно и на шалаш, и на юрту — но при этом у неё есть небольшая дощатая дверь. Справа стоят деревянные сани.

05. Какой-то бородатый дядька лежит в кустах — видимо, работник отдыхает от работы.

06. Парень в фуражке-картузе чинит лодку — судя по всему, шапклюет паклей щели между досками, чтобы в лодку не протекала вода. Лодки, вероятно, использовались на рыболовных промыслах, а также как транспорт. На заднем плане виден большой бревенчатный дом на сваях.

07. Ещё юрта. Что это такое, а? Кто здесь жил?

08. Есть ещё вот такое фото — которое, судя по всему, показывает вид той же юрты изнутри. В ней нет потолка — для чего это было нужно? Может быть, это помещение использовали как отдельную кухню, чтобы не разводить открытый огонь в основном доме?

09. Ещё несколько построек. Слева стоит что-то похожее на амбар (а может, дом), а справа — всё тот же продуктовый лабаз. Смотрится забавно и экзотично — скорее всего, именно из-за таких штук в старые времена и появились сказки про «маленькую избушку на курьих ножках».

10. Местная семья — вероятно, бабушка, дедушка и внуки. На участке две постройки — одна похожа на юрту (она прямо за семьей), а вторая — на избушку, она чуть дальше. Всё же думаю, что в юрте была отдельная кухня с открытым очагом.

11. А вот это, судя по всему, отдельный хлев для оленей — которых использовали и как транспорт, и, вероятно, как источник молока/мяса.

12. А это местные оленеводы. Не знаю, чем в основном занимались россияне в тех краях в 1910 году — но думаю, что разведение оленей приносило неплохие доходы. Плюс были ещё всякие рыбные и охотничьи промыслы.

13. Мужчины и женщины в традиционных одеждах. У мужчин плотные, надевающиеся через голову куртки (типа анораков), а у женщин интересные головные уборы. Как правильно называется эта штука под платком? Точно знаю, что это не кокошник.

14. Ещё немного традиционного быта. Вот это фото показывает, что юрты без крыши с предыдущих снимков — это вероятнее всего кухни, тут как раз показан процесс эксплуатации такой кухни — женщина с ухватом стоит у открытой двери, а изутри постройки поднимается дым.

15. Лабаз. Или жильё. Но всё же вероятнее, что лабаз — их ставили на высоких ножках для защиты продуктов от грызунов.

16. А вот это уже явно жилой дом — тут и застеклённые окна, и сушащееся на деревянных шестах бельё.

17. Наверное, что-то вроде погреба-склада.

18. Мальчик и собака.

19. Это, по-видимому, всё та же кухня-юрта, а на заднем плане — жилой дом-сруб. В доме, скорее всего, огонь был только в печи, тогда как в уличной кухне готовили на открытом огне.

20. Более-менее капитальная постройка:

21. Жильё поскромнее.На снимке, скорее всего, семья — отец, мать и маленькая дочка в платке. Обращает внимание на себя то, что девочки уже с детства ходили с покрытой головой, даже летом.

22. И в завершении несколько снимков местных жителей — россиян той эпохи. Женщины и девочки в традиционных костюмах:

23. Семья из мужа, жены и двоих детей. Судя по всему, снимок сделан в праздничный день где-то в центральной части посёлка — люди одеты по-праздничному, а на занем плане виднеется деревянное здание церкви.

24. Женщины в повседневной одежде.

Такие дела. Вот так жила российская глубинка немногим более сотни лет назад.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Источник

По теме:

2 комментария

Александр 31.07.2018 at 23:45

Не буду об извиняющемся каком-то тоне строк этой статьи, я из южных русских, трудно и сложно представить себе быт этих людей даже сейчас в тех местах, тем более 100 лет назад. Отмечу только один момент, цена праздничного женского наряда изображенных местных дам на сегодня составляет порядка миллиона рублей и выше, да и проблем с пенсией у них не было…. С другой стороны, не было бы большевиков в нашей истории — не было бы сейчас и нас и смотреть эти фото могли бы какие-то другие люди, но не русские, это уж точно, за все перед богом надо платить, и наши предки сделали правильный выбор, поэтому я ими горжусь…

Ответ
Галина 31.10.2018 at 12:13

Все эти снимки сделаны летом. На них запечатлены люди, которые находились,скорее всего, на сенокосе, пастбище или на каком-то другом промысле, например сборе ягод, грибов или ловле рыбы и др. Шалаши, это скорее всего ледники и они приспособлены для длительного хранения скоропортящихся продуктов. В шалаше была довольно глубокая яма в которую намораживали лед, не таявший даже летом. В них хранили молоко, мясо или рыбу.
Я родилась в самом северном районе Кировской области, который почти до 1940 года входил в состав Архангельской и знаю, что такие шалаши были у каждой семьи.
Жители тех районов никогда не были бедняками. Наоборот, когда мне приходилось бывать у родственников в Рязанской области, я всегда поражалась бедности и убожеству их жилищ. Дома вятичей и архангелогородцев, в которых жили постоянно, были большие, просторные, расписные, как в сказке.

Ответ

Добавить комментарий для Галина

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.