Славяне. Родная вера. Веды.

Черты и резы — письменность древних славян.

Эпохи, как и люди, хранят тайны. Чем дальше от нас тот или иной исторический период, тем больше загадок он таит, обрастая легендами, которые волнуют ученых, вызывая яростные споры.

Долгое время в исторической науке господствовало мнение, что история славянской письменности начинается со второй половины IX века, с создания славянской азбуки византийским ученым Константином (в монашестве Кириллом). Вместе с христианством распространялось это письмо по славянским землям.

Но постепенно, по крупицам, накапливались документы, свидетельствующие, что письменность у древних славян возникла много раньше принятия христианства.
Мы знаем, что любая наука опирается на источники, факты. Давайте попробуем поговорить о древнейшем славянском письме с их помощью. Обратимся к письменным источникам.

Старейшим сообщением о наличии письменности у славян считается «Сказание о письменах» черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже IX — X веков. Он писал: «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху погани сущее». На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов». О славянских загадочных письменах есть сообщения у арабских авторов. Путешественники и ученые Х века Ибн-Фадлан, Эль-Масуди и Ибн ан-Надим сообщали, что русы имели письменность, отличную от латиницы, что состояла она из 21 или 22 букв и даже приводили образцы такого письма.
Первым русским источников о славянах является «Повесть временных лет». Из нее мы знаем, что славяне за долго до принятия христианства имели военные и торговые отношения с могущественной Византийской империей. Русские князья совершали походы на Византию, а затем заключали с ней договора. По международным законам договора заключались «на двое харатьи», т.е. на двух языках. Следовательно, один экземпляр договора должен был быть написан на славянском языке. Самым известным историкам был договор, заключенный между Русью и Византией князем Олегом в 911 году.

Согласно договору, русские купцы имели право жить месяц в Константинополе за счет византийцев, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать о своем приезде византийского императора. В том же договоре написано, что древняя дружба между Византией и Русью «многажды» была подтверждена «не только словом, но и писанием», т.е. более ранними письменными договорами.
Да и самом Житии (биографии) создателя славянской азбуки Кирилла можно найти упоминание о существовании славянских письмен. Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены «евангелие и псалтирь, написанные русскими письменами».

Существование дохристианской письменности у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники), правда, долгое время увидеть их не удавалось. Но археологи нашли различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

Любопытные значки, в которых можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена в 1897 году неподалеку от Рязани. Позже, в ХХ веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных символов, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам. Все они имеют довольно сложный геометрический рисунок, символический орнамент: прямоугольные рамки, квадраты, кресты, волнистые линии.

Большой материал для расшифровки знаков дали находки на Волыни и близ Киева. Это памятники так называемой «черняховской культуры». По мнению ученых на вазах и кувшинах были изображены древнеславянские календари.

Давайте внимательно посмотрим на рисунок. Мы видим множество квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Но это не просто орнамент, которым украшен кувшин. Ученым удалось расшифровать этот сложный рисунок. Сопоставляя различные знаки, ученые пришли к выводу, что это сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Знак дерева — праздник в честь Ярила, громовой знак — в честь Перуна и т.д. Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август, в вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. Все знаки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Это дало основание предположить, что данные знаки и есть письмо, одна из разновидностей древнеславянских «черт и резов». Таким образом, «черты и резы», о которых пишет «черноризец» Храбр, — это, скорее всего, примитивные символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания и т.п.

Все это доказывает, что в языческие времена у славян существовало письмо. (Условное его название «черты и резы»). В дальнейшем, по мере обращения в христианство до создания собственной азбуки славяне стали использовать для передачи звуков своего языка буквы латинского и греческого алфавитов. Недалеко от Смоленска археологи нашли в одном из могильных курганов черепки. Их сложили, склеили и получили амфору. На одной ее стороне была обнаружена надпись, которую удалось прочитать. Восемь знаков-букв составили слово «гороухща», т.е. горчица.

На сегодняшний день очень трудно классифицировать это письмо. Но, возможно, историков еще ждут находки и открытия, которые помогут раскрыть тайну древнеславянской письменности.

Увлекательнейшей задачей историков культуры является расшифровка древних надписей, раскрывающая иногда историю целых народов и государств. Но письменности в прямом смысле слова, как мы знаем, предшествовал длительный период рисуночного письма, выражавшего в определенных символах мысли древних людей. В этой области еще больше загадок; есть свои особенности в самой расшифровке таинственных письмен, где не обязательно знать язык тех людей, а достаточно разгадать смысл символических знаков. Многое из этой первобытной письменности вошло в народный орнамент, и смысл знаков уже давно забылся: волнистая линия обозначала воду, волну; круг — солнце; косой крест — огонь, костер; схематические рисунки растений — землю, плодородие, жизнь и т. д. Теперь мы только любуемся сочетанием различных фигур, а наши далекие предки «читали» их как магические заклинания.

В одной старинной рукописи сохранилось упоминание, что до появления «настоящей» письменности в IX веке славяне «чертами и резами считали и гадали, находясь в язычестве». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в неграмотной русской деревне до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.

Несколько лет назад экспедиция под руководством известного ленинградского археолога М. А. Тихановой проводила раскопки на Волыни. Неподалеку от села Лепесовки были найдены остатки древнего святилища, так называемой Черняховской культуры (II—IV века). Алтарь святилища был сложен из больших глиняных чаш. И по венчику одной из них шел узор: двенадцать прямоугольных рамок, в которых заключены были какие-то рисунки, составляли полный круг.

М. А. Тиханова любезно предоставила мне свои находки для публикации, и я предпринял попытку расшифровки этих знаков. Ключом к расшифровке явилось число 12. Самые главные языческие гадания производились под Новый год, когда заклинали судьбу на все двенадцать месяцев предстоящего года. В новогодних празднествах фигурируют двенадцать снопов, вода из двенадцати колодцев, двенадцать старцев, возглавляющих празднества…

Я предположил, что двенадцать прямоугольников на венчике чаши являются символом двенадцати месяцев года. Но эта гипотеза могла начать жить только в том случае, если бы удалось отождествить рисунки в этих прямоугольниках с определенными месяцами.

В трех прямоугольниках были выбиты кресты. Историки издавна называют такие кресты языческими. А не соответствовало ли расположение этих крестов трем языческим праздникам, которые были связаны с фазами солнца и отмечались в январе, марте, июне?.. По тому порядку, в каком были расположены прямоугольники с крестами, можно было заключить, что отмеченные таким способом прямоугольники соответствовали именно этим месяцам.

Еще в одном из прямоугольников было изображено земледельческое орудие — рало, в другом — колосья. Вспомним, что пахота на Украине начинается обычно в апреле, колосья вызревают в августе. Рисунки были расположены именно в этой последовательности, между ними был промежуток, точно соответствующий числу месяцев, отделяющих апрель от августа.

Теперь уже можно было отстаивать предположение о том, что лепесовские чаши из святилища — древний календарь с символическим изображением двенадцати месяцев, предназначенный, вероятно, для новогодних гаданий во время зимнего солнцеворота.

Внимание привлекало то, что июнь, в котором праздновался языческий праздник Ивана Купалы, на «календаре» из Лепесовки был обозначен не одним языческим крестом, а двумя.

Вслед за лепесовской чашей я занялся расшифровкой сложной системы знаков на знаменитом глиняном кувшине, найденном вблизи Киева в селе Ромашки. Эта находка была сделана еще в 1899 году в слое IV века. Керамический кувшин средних размеров, предназначавшийся скорее всего для хранения воды, вместо обычного орнамента был украшен двумя рядами каких-то значков — квадратов, крестов, волнистых линий… Некоторые из них напоминали изображение серпов, колосьев… С какой целью нанесены они были на кувшин, в чем был их смысл?

На «ромашкинском» кувшине в числе других рисунков были изображены молодое деревцо, два креста и круг с шестью радиусами, так называемый «громовой знак».

Все эти и другие символы входили в верхний ряд загадочного орнамента. Под ним, явно связываясь с верхним, шел другой ряд — ряд, состоящий из девяноста шести квадратиков и волнистых линий, расположенных в совсем уж замысловатом порядке.

Какой смысл таила в себе последовательность знаков нижнего ряда?

Я предположил, что квадратики обозначают дни. За основу отсчета лучше всего было взять «громовой знак», символизирующий, вероятно, праздник грома и грозы, — летописи донесли до нас его точную дату, 20 июля (Здесь и далее даты приведены к современному календарю. — Прим. ред.). Но как проверить такое предположение? Из летописей известна и дата другого древнерусского праздника — дня Ивана Купалы. От праздника грома он отстоит на 27 дней. В верхнем ряду кувшина этот июньский праздник обозначен двумя крестами. И что же, число квадратов нижнего ряда «между» ними составляет ровно… двадцать семь. Что это, простое совпадение?

Есть и другое доказательство. Известно, что празднику Ивана Купалы, обозначенному на кувшине двумя крестами, предшествовала так называемая «русальная неделя», состоящая из шести дней. Но вплотную ко дню Купалы на календаре в нижнем ряду примыкает выбивающаяся из обычного ряда «гирлянда» квадратов, их ровно шесть. И наконец, последнее в звене доказательств. Один из квадратов стоит прямо под значком, напоминающим дерево, предположительно символом праздника Ярилы. Единственное летописное свидетельство о дате этого праздника, часто подвергавшееся историками сомнению, называет день 4 июня. И если подсчитать, квадрат под деревом стоит точно на месте 4 июня…

Итак, на «ромашкинском кувшине» очень точный календарь. Сомнений в этом уже не могло быть. Календарь, начинающийся, как нетрудно было подсчитать, 2 мая и кончающийся 7 августа.

Мне пришло в голову сравнить известные сегодня вегетационные сроки созревания на Украине яровой пшеницы и ячменя с «агротехническим календарем» кувшина. Около 2 мая появляются первые всходы. 20—30 мая пшеница выходит в трубку — в этот период растениям необходимо много влаги. И на календаре из села Ромашки прямо над квадратиками, обозначавшими именно эти дни, в верхнем ряду рисунков располагались отчетливые волнистые линии. Линии, явно символизирующие дождь…

11—20 июня — колошение. И в этот период растениям необходимы дожди. И снова над квадратами этих дней расположены те же волнистые линии. 4—6 июля — молочная спелость зерна. Вновь волнистые линии наверху. Наконец, день 20 июля, праздник бога неба. После этого праздника волнистые линии на календаре переходят из верхнего ряда в нижний. Дожди больше не нужны земледельцам — и календарь символизирует «низведение» всех небесных вод под землю накануне жатвы.

Четыре периода дождей на «ромашкинском» кувшине почти точно соответствуют тем четырем оптимальным периодам, когда дожди действительно были нужны яровым хлебам.

В языческих молениях о дожде большую роль играла вода: моления проводились у рек, у «святых» озер, у родников, у ручьев. Кувшин с магическим календарем делал налитую в него воду «святой», и этой водой кропили поля, чтобы «вызвать» дожди, подобно тому как это еще недавно делали христианские священники во время молебнов о дожде.

Увлекшись календарной символикой, я, естественно, стремлюсь понять наиболее глубокие ее корни. Мне кажется, они уходят к земледельческим и скотоводческим племенам бронзового века. Удалось расшифровать (правда, менее надежно) некоторые рисунки из раскопок на Кавказе и в Венгрии. Мышление древних людей везде шло сходными путями.

По теме:

15 комментариев

Avatara 03.11.2009 at 18:42

Интересная статья.

Ответ
Александр 25.01.2011 at 22:19

Приятно осознавать, что русский народ начинает осознанно отслеживать свои корни. Браво!!! Только маленький вам совет не бегите в этрусскую культуру,  туда дорога может быть проложена только с помощью ваших предков. Это народы которые  породили  сегодняшнею русскую культуру языка и древнерусский язык. Сегодня русский народ своих предков называют в письменных источниках «ИНОРОДЦАМИ» позор вам дети так называющий себя  русский народ. Разве дети имеют моральное право так относиться к своим родителям?Есть древняя притча: «Как мы относимся к своим родителям и предкам, так мы и живём».

Ответ
Кирилл 13.03.2012 at 18:44

глупости говоришь. ты наверное 100 не из РАН. а Валерий Чудинов авторитетный учёный уже подтвердил то что Этруски выходцы с Восточной Европы. и вообще первые письмена это Д’арийские Тьраги, Х’арийские Руны, Святорусские буквицы и Рассенские молвицы, это ещё до Черт и Рез. Какие в баню Иногородцы.

Ответ
Александр 25.01.2011 at 22:36

Хочется авторам сказать в понятиях линий,резов и черт сокрыта слоговая письменность, где один слог состоит из одной гласной и одной согласной читаются они как справа, так и слева. Это полноценные слова имеющие конкретное смысловое значение. Когда найдёте в русском языке такие слова и с помощью этих слов читайте письмена линий резов и черт. Замечу следующее и это для вас будет загадкой: » Алфавит богами составлен в соответствии космического порядка». Пока, уважаемые знатоки письменностей.

Ответ
Сергей 27.01.2011 at 21:58

Добавлю коментарий к коментарию.
Увожаемый Александр. Займитесь арифметикой и посчитайте, сколько слогов (причем, только духбуквенных) можно составить из современного русского алфавита.
Если учесть, что в древне русском языке букв, и соответствующих им звуков, было несколько больше, чем сейчас, а рунных знаков известно чуть больше двух десятков,  то к слоговой письменности они не имеют никакого отношения.

Ответ
Иван Стрельцов 18.02.2011 at 08:29

Так какая азбука была первой у русских — глаголица или кириллица.?

Уважаемые форумчане!
Мною представлена полная система доказательств о том, что первая письменность славян — глаголица, появилась не в 988 году, а веков на 5 ранее общепринятого, т.е. примерно в 5 веке н.э.
Мои доказательства являются настолько непреодолимыми, что поисковая система Гугл поместила их в свой собственный ресурс, называемый как «История без сказок».

Может кто из образованных историков России захочет мои доказательства опровергнуть?

Ссылка на ресурс:

http://sites.google.com/site/istoriabezskazok/Home/glagoli

Найдётся ли смельчак, готовый  опровергнуть мои доказательства?

Ответ
Андрей 29.08.2012 at 16:48

Иван ,прочитал ваше письмо.Возник ряд вопросов .Первое .»7. Скудость глаголических артефактов вполне объяснима, если учитывать тот факт, что глаголица носила закрытый, коммерческий характер. Во многих источниках она так и называется — «торговое письмо». Для сравнения – у лингвистов — гебраистов до 1947 года , т.е. до открытия Кумранских свитков, единственными источниками, подтверждавшими существование письменности у евреев служили всего два – три списка Ветхого Завета, датируемых концом 9 началом 10 века и нескольких листков самаритянского божественного писания , датируемого началом 6 века. И ВСЁ. Но при этом вся мировая, в том числе – русская научная филологическая общественность верила в то, что у евреев их азбука имеет глубокие многовековые корни».Известны греческие переводы с»Ветхого завета» с еврита относящиеся к 4 веку до н.э.Их не менее 7 .Точное число указать не могу.Значит не все.Второе «Киевские листки» которые вы упоминаете.Официальная датировка их относится к 10 веку.На каком основании вы дотируете их более раннем периудом ? Что за артифакт такой «крымские глаголические петроглифы»?Еще вопрос .Есть ли у вас доказательство того,что на территории расселения племен Бужане,Волыняне,Вятичи,Древляне,Дреговичи.Кривичи,Полочане ,Поляне,Русы,Северяне,Тиверцы,Уличи ,которые вошли в последующее время в состав древнерусского государства была в обиходе глаголица до 9 века? Имею виду письменные источники ,археологические в каком музее хранятся ,и кто занимался их изучением (Имя ,фамилия ,научное степени и звания если таковые имеются).

Ответ
брат 26.01.2013 at 03:53

даже грустно за вас… опОраетесь на интернет, а не на живую логику. раскиньте мозгами — источник един. не нужно делить на категории… классы… транскрипции… как говаривал Козьма: зри в корень. глаголица, резы и черты… даже в отдельном войске был свой язык, только для «шифра». ЭТО все части одного ЦЕЛОГО, не нужно делить. владели наши Предки языком и езыком в совершенстве, и понимали о чем говорят… не говоря о волхвах, те вообще Словом вершили реальность. сейчас говорим почти те же слова, только смысл их в ы в е р н у т на изнанку! живем по ЗАкону (навязанному, чужому), а пращуры и кощунники завещали ПОкон. если кто в курсе…. а самое страшное: верим и кланяемся, не понятно кому. наверно не понятно, но — это крик! НАШ РОД ВСЕГДА ХОДИЛ С ПРЯМОЙ СПИНОЙ!

Ответ
Сергей 20.02.2013 at 20:19

У Родных Богов рабов не было,как не может быть рабов у родителей

Ответ
MArina 24.03.2012 at 00:05

УВажаемый «Добромир», ничтоже сумняшеся взял и скопировал — без зазрения совести и указания ссылки — статью из журнала за 1970 год Вокруг Света (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4249/) директора Института археологии АН СССР, академика Б.А. Рыбакова. Таким образом — «несколько лет назад» превращается уже в пятьдесят лет назад…! Если Вы берете чужой труд, будьте любезны НЕ ВОРОВАТЬ, а указывать ссылкой первоисточник!

Ответ
Роман 26.03.2012 at 20:24

настолько непреодолимыми, что поисковая система Гугл поместила их…
Ога! ))) Сама взяла и поместила.

Ответ
Алексей 02.04.2012 at 07:54

Друзья мои, уже доказано многовековое русско-тюркское государственное образование в Приднепровье. В связи с этим, не кажется ли Вам, что все эти черты и ризы являются Орхонско-енисейскими знаками древнетюркской системы письма. Найдите в Нете и сравните — может быть и Ваш спор закончится.

Ответ
Ромашка 04.04.2012 at 00:58

@Marina — Правда, но тут автор добавил несколько картин. Как-никак, не вижу на первоначальным сайте.

Ответ
Александр 04.08.2012 at 22:05

Уважаемые соотечественники, обращаясь к Вам мне хочется сказать следующее. Славянские народы назвавшись Русскими подхватили подброшенную идеологию о древности славян начали строить дом без фундамента на песке. Почему так говорю, да потому что фундаментом в данном случаи являются наши родители и их предки чего мы лишены полностью. В следствие чего получилась несколько извращённая идеология, представьте себе семью главенствует в ней младший сын семьи при этом живы его родители отец и мать и вдруг их младший сын называет себя отцом, по этому весь мир относится к нам негативно с презрением. Русский язык действительно был языком межнациональным и сформирован он на основе пяти основных языков среди которых главенствующую роль играл древне Булгарский язык, а ныне этот язык называется Чувашский язык. Есть полное основание считать этот язык, языком Творцов, так как только в нём сохранились слова Творцов и Земных детей Творца.

Ответ
galina30602 02.03.2018 at 05:46

Все посты конечно интересны. И по кириллице Это от Кирилла и по глаголице. При ближайшем рассмотрении этой темы я пришла к выводу что наш «русский» язык — это смесь латиницы и греческого. А настоящий русский совсем другой. Он есть, его сохранили. Звучит он иначе и знаки азбуки совсем другие.И смысловые значения не такие уж непонятные. По этому поводу рекомендую прочитать книжку»Путями великого россиянина». Очень познавательно.Я конечно не специалист,но мне за державу обидно. Чего это нас за нос водят. И вместо ссор ищите иныормацию другую. Оставьте эту глаголицу вместе с кириллицей. Это не наше.

Ответ

Добавить комментарий для Александр

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.