Рисунок в виде «гусиной лапки», «креста, вписанного в круг», «единорога с двуглавым орлом» — так выглядели клейма русских мастеров. Подобные изображения являются прародителями современного товарного знака (ТЗ). Как ранее, так и сейчас символика необходима для узнаваемости продукции и услуг, идентификации производителя, подтверждения качества.
Оглавление:
Понятие товарного знака, его виды
Гражданский Кодекс дает краткое определение термину. В тексте ст. 1477 ГК РФ указано, что это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров».
Как обратить внимание потребителя на свой продукт, решает инициатор регистрации товарного знака. В его арсенале могут быть такие варианты:
- словесный (Газпром, Сбербанк, Яндекс, МТС, КАМАЗ);
- изобразительный (серебристое изображение ладьи в голубом овале – Lada, белое яйцо в красном прямоугольнике – МТС, черные и желтые полоски в кружке – Билайн);
- комбинированный (изображение девочки и надпись Аленка – шоколад; зеленый квадрат, разделенный волнистой полоской со словами Чистая Линия – средства косметики и гигиены);
- объемный (цилиндрическая упаковка с хлебцами, овальная стеклянная банка с кофе Ambassador Platinum, конфеты трюфели в виде конуса).
Используют и другие способы: цветовые, звуковые, в виде голограмм или световых эффектов.
Отличия от бренда, торговой марки, логотипа
Понятие товарного знака на территории Российской Федерации закреплено в законе. Его регистрация в Роспатенте обязательна. В противном случае фирменная атрибутика не имеет юридической силы. Не следует путать это определение с такими, как бренд, торговая марка, логотип. Между ними существуют серьезные различия.

Зачем оформлять товарный знак в Роспатенте
Сама процедура регистрации затратная, длительная, требующая специальных знаний. Стоит ли вообще этим заниматься? Конечно, да, если поставлена задача развития бизнеса. Что получит инициатор регистрации ТЗ:
- Возрастает популярность бренда. К примеру, покупатель в магазине не ищет продукцию от ИП Парфеновой И.П., а сразу видит на полке «молоко в горошек». Пробовал – вкусно, поэтому рекомендует родственникам и знакомым.
- Обладатель ТЗ стремится повысить качество продукта, а потребитель уже знает, что гарантированно приобретает первосортный товар.
- Товарный знак сумеет защитить репутацию компании, индивидуального предпринимателя от недобросовестных конкурентов.
- Является средством рекламы в любых СМИ (телевидение, интернет, печатные издания).
- Повышается стоимость бизнеса.
- Возможна франшиза, то есть продажа ТЗ другому лицу для распространения продукции по всей стране.
- Товарный знак можно включить в нематериальный актив предприятия (поставить на баланс или сделать вклад в уставной фонд).
Этапы регистрации

Решение принято. С чего начинать и как действовать?
Составление заявки
Требования к оформлению изложены в гл. III Приказа Минэкономразвития РФ № 482 от 20.07.2015. В заявлении необходимо указать:
- данные заявителя (ФИО или наименование юридического лица);
- контакты (почтовый или электронный адрес, номер телефона);
- идентификаторы (ЕГРЮЛ, ОГРН для юридических лиц, ИНН, СНИЛС, ОГРНИП для ИП);
- описание товарного знака. Оно должно быть корректным, точным и полным. Даже наличие грамматических ошибок приведет к возврату заявки для устранения недостатков;
- класс товаров по Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ), их наименование;
- дата и подпись заявителя.
К документу прилагают перечень продукции, квитанции об оплате госпошлины, при необходимости – перевод на русский язык и доверенность представителя. Заявку подают в электронном виде или на бумажном носителе на государственном языке (перевод, если на национальном).
Проверка ТЗ на уникальность

Прежде, чем направить заявку, необходимо удостовериться, что знак является оригинальным. На сервисе «Роспатент платформа» можно уточнить:
- зарегистрирован ли уже подобный товарный знак;
- не числится ли он среди тех, что уже поданы для оформления;
- не совпадает ли с международными знакам, которые охраняются в РФ.
Сравнить описание ТЗ с перечнем признаков, на основании которых Роспатент откажет в регистрации (ст. 1483 ГК РФ), вот некоторые из них:
- в обозначении содержатся официальные символы и названия (наименования международных организаций, герб или флаг страны);
- имеются неохраняемые элементы. Как, например, цифры, известные символы, аббревиатуры, линии, несложные геометрические фигуры, распространенные фамилии;
- изображены объекты культурного и природного наследия (храм Василия Блаженного, дворцово-парковый ансамбль Петергоф, вулканы Камчатки);
- ТЗ противоречит нормам морали и общественным интересам. Словесное описание в виде нецензурных, жаргонных слов не подлежат регистрации;
- совпадают с названиями известных произведений науки, литературы, искусства, а также с именами, псевдонимами знаменитых лиц.
Госпошлина

После подготовки документации необходимо оплатить госпошлину за проведение экспертизы и оформление результата. 23.09.2025 г Правительством РФ принято Постановление № 1459, на основании которого ее стоимость составляет 13 000 рублей. Плюс 2 500 руб. за каждый класс МКТУ. Если проводится экспертиза нескольких обозначений товаров, то за каждое, кроме первого следует доплата 500 руб.
Ранее действовавшая скидка в 30% при подаче заявки через Госуслуги, больше не применяется.
Формальная экспертиза в Роспатенте
В течение месяца с даты подачи заявки проходит ее первое изучение и исследование. Рассматривают 2 основных аспекта: наличие всех необходимых документов и соответствие их нормативным требованиям (ст. 1498 ГК РФ). Результата тоже может быть 2: принять или отказать в рассмотрении (во втором случае инициатору предстоит доработка представленного товарного знака).
Экспертиза по существу
Максимальный срок ее проведения – 12 месяцев. За этот период специалисты проверяют ТЗ на соответствие положениям ст. 1483 ГК РФ (основания для отказа в регистрации): индивидуальность обозначения, отсутствие запрещенных элементов и признаков описания, вводящих потребителя в заблуждение, соблюдение норм морали и гуманности.
По результатам исследования принимают одно из решений:
- зарегистрировать товарный знак;
- выдать предварительный отказ. Заявитель в течение 6 месяцев должен предоставить аргументированный ответ;
- отказать в регистрации.
Стоимость оформления и выдачи свидетельства в Роспатенте составит 18 000 руб. + 2 000 за каждый из классов МКТУ.
Взаимодействие с юристами

Человек может отлично разбираться в экономических вопросах, но иметь пробелы в знании юриспруденции. Самостоятельная регистрация товарного знака вполне вероятна. Но отнимет гораздо больше времени и средств.
Юридические компании предлагают услуги юриста по товарным знакам (патентного поверенного), который проведет всю работу с начала и до положительного завершения.
Для принятия верного решения, целесообразно ознакомиться с теми «подводными камнями», которые ожидают на пути к получению свидетельства о регистрации товарного знака:
- неправильное описание ТЗ. Заявитель уделяет внимание на основные элементы, забывая о деталях. Допускает ошибки: стилистические, орфографические. Забывает о переводе описания;
- несоблюдение требований правовых норм. Законодательство меняется в соответствии с требованиями времени. Постоянный мониторинг и грамотное толкование под силу специалистам;
- проверка товарного знака на оригинальность. Оценку желательно проводить по фонетическому, семантическому, графическому признакам. Иногда требуется помощь профессионалов. Можно заказать проверку в Федеральном Институте Промышленной собственности. Стоит недешево, но плюс в том, что заявитель получит перечень знаков, которые могут в дальнейшем затормозить регистрацию;
- расчет госпошлины. За каждое значимое действие придется платить: подача заявки, экспертиза формальная и по существу, регистрация, выдача свидетельства. Упустив какой-либо вид оплаты, можно получить отказ в регистрации до устранения причин;
- работа с возражениями Роспатента. Необходимо верно оценить объем доработок, дать полный, аргументированный ответ в установленные сроки.
Знающий юрист разберется во всех тонкостях и поможет преодолеть трудности. Услуги его не бесплатны. Но с помощью специалиста можно многое сэкономить, в первую очередь – драгоценное время.
