20 сентября, в субботу, в Москве, в центре «Live Арены» прошел международный песенный конкурс «Интервидение-2025». Возрожденный, по решению российского политического руководства и при поддержке 23 стран мира, прежде всего Китая и Индии, призванный олицетворять торжество традиционных духовных ценностей, конкурс стал очередным мостом дружбы в странах глобализирующегося Юга. Хотя, как и в любых международно-объединительных начинаниях России в последнее время не обошлось без скандалов и противодействия извне.
Оглавление:
- Не без политики: сюрпризы Интервидения-2025: проблемы США, отказ Shamanа и медиапобеда Китая, России и Индии
- МИД России: конкурс пытались сорвать
- «Интервидение-2025»: реакция в Кремле и мире: от вызова господству Запада до приличного конкурса для нормальных людей
- Вместо заключения: будущее конкурса в горячих аравийских песках
Не без политики: сюрпризы Интервидения-2025: проблемы США, отказ Shamanа и медиапобеда Китая, России и Индии
В отличии от утилизированно-утилитарного Евровидения, конкурс, проходивший в Москве блистал разнообразием и этнокультурной красотой. Впечатлял размах и красота шоу. Также по его организации и подаче сразу стало видно, что именно Россия, Китай и Индия являются главными организаторами и задают тон в этом масштабном проекте.
Но не обошлось и без внезапностей. По телевизионной картинке этого не показали, лишь сразу сместив номера участников, но на самом шоу, перед выходом на сцену, представительница США, австралийка Vassy получила ноту из Австралии, запрещающую ей выступать на «Интервидении».
Организаторы уже объявили ее, показали заставку, а затем соведущий конкурса Алексей Воробьев обратился к присутствующим в «Live Арене» с речью:
«По независящим от организаторов и делегации США причинам, вызванным беспрецедентным политическим давлением со стороны правительства Австралии, певица VASSY не сможет выступить в финальном шоу конкурса. Грустно, когда политика вмешивается в мир, который принадлежит музыке и искусству, — сказал Воробьев.
Сама Vassy была в шоке, как и все остальные участники. Судя по всему, эта новость стала внезапной для всех – руководство конкурса даже не опубликовало официальную реакцию в соцсетях. При этом особенно интересным моментом, стало и то, что за несколько минут до случившегося глава МИД России Сергей Лавров, славящийся своей политической дальновидностью, говорил, что важно не политизировать конкурс.
Вообще, с американской стороны на «Интервидении» это был не первый отказ – за несколько недель до начала конкурса певец Брэндон Ховард, (предполагаемый сын Майкла Джексона – авт.) изначально призванный представлять США, неожиданно объявил, что не будет выступать на конкурсе по семейным причинам.
Но об этом, как и о срыве выступления Vassy, все резко забыли, когда выступивший Ярослав «Shaman» Дронов не ушёл со сцены сразу после номера, как остальные участники, а обратился в зал и к телезрителям, публично отказавшись от победы на конкурсе, и отметив, что:
«Россия уже победила, возродив и организовав такой потрясающий масштабный фестиваль музыки».
Таким образом конкурс плавно вернулся в свой феноменальный, искрометный ритм, а его соведущие из России, Китая и Индии, излучая уверенность и позитив, символизировали победу усилий трех стран над незапланированными обстоятельствами и попыткой западной политизации шоу.
МИД России: конкурс пытались сорвать
Собственно, именно в МИДе и опубликовали официальную реакцию на произошедший инцидент с американской певицей. Хотя это и не было первым официальным комментарием по конкурсу.
Раньше всех российских официальных лиц о конкурсе высказался еще Владимир Путин, выступавший с видеообращением к участникам, организаторам и зрителям, и задолго до старта мероприятия выразивший надежду, что конкурс станет очередным мостом подлинного сотрудничества в стремительно меняющемся мире. А уже перед самим стартом первым о его ходе высказался официальный спикер Кремля Дмитрий Песков.
Именно на этом фоне пристального внимания политического руководства России к возрожденному Интервидению, чуть позже, 21 сентября, глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, расширяя высказывание Пескова, сообщил о попытках сорвать конкурс:
«Не хочу раскрывать секрет опять же, но были достаточно серьезные попытки сорвать этот конкурс, путем серьезнейшего давления на некоторых участников. Эти попытки провалились», — сказал министр в эфире «Первого канала».
При этом Москва приветствует интерес западных стран и журналистов к «Интервидению»:
«Красивое мероприятие, слетаются все, кто хочет быть в тренде, кто не хочет отстать от достижений, в данном случае — искусства многонационального, трансконтинентального», — добавил Лавров.
Также комментируя произошедшее, министр заявил, что организаторы «Интервидения» не гонятся за политическим эффектом:
«Хотим, чтобы изначальное предназначение человека и его идентичность уважались и реализовывались в свободных контактах».
«Интервидение-2025»: реакция в Кремле и мире: от вызова господству Запада до приличного конкурса для нормальных людей
Медийный эффект от конкурса оказался столь значительным, что реакция на него до сих поступает из самых разных источников. Условно разделить ее можно на политическую и медийную. При этом, и на западе и на юге глобализирующегося конкурсом медийного пространства, в целом преобладают положительные оценки. И словно в духе самого конкурса, продвигающего традиционные ценности и коллаборацию культур и народов, в каждой стране в комментариях возобладали национальные оттенки и определенный колорит.
Так, в Европе, реакция раскололась: в Великобритании акцент сместился в сторону политики, где ряд изданий усмотрели в конкурсе вызов господству западной культуры и новый центр силы.
Об этом высказалась британский эксперт Барбара Баррейро Леон, отметившая, что «Интервидение» стало культурным противовесом популярному, но уже надоевшему «Евровидению», которое сейчас ассоциируется в основном с либеральными западными ценностями. А британское издание The Guardian отметило, что российский конкурс сосредоточился на традиционных ценностях и иллюстрирует стремление руководства ряда стран Глобального Юга сформировать самостоятельный культурный центр, способный противостоять влиянию западной культуры.
А вот в Politico отметили, что конкурс должен рассматривается не только как ответ «Евровидению» и инструмент популяризации «традиционных ценностей», но и как яркая демонстрация растущего влияния Глобального Юга в культурной сфере.
Но дальше всех пошло англоязычное издание European Conservative: там прямо заявили, что проведение конкурса — это очевидный отказ от деструктивных ценностей Запада:
«Возвращение «Интервидения» произошло на фоне усиливающегося сотрудничества между странами Глобального Юга — к которым относятся Россия, государства Азии, Африки и Ближнего Востока, — а также их последовательного отказа от деструктивных неолиберальных принципов.
Во Франции, напротив, ряд изданий восхитились конкурсом и назвали его многонациональной альтернативой «Евровидения». Так. телеканал France24 отметил, что мероприятие объединило представителей более двадцати стран и стало значимым культурным событием, добавив, что интерес к конкурсу объясняется его уникальным форматом — каждая страна-участница исполняет песни на своем государственном языке:
«В субботу Россия возродила свой конкурс песни «Интервидение», в котором приняли участие артисты из более чем 20 стран… Он составит конкуренцию декадентскому Евровидению».
А вот в США акцент у экспертов был сделан на общие ценности в многополярном мире. Отмечалось, что конкурс не стал ареной противостояния культур и глобальных центров. Более того, как отметил журналист и эксперт американской газеты The Christian Science Monitor Фред Вир, идея создания ММК «Интервидение» оказалась направлена на защиту многополярного мира и традиционных ценностей, в тоже время отразив и актуальные мировые тенденции и реакцию на ограничения, которые западные государства вводят в отношении российской и некоторой другой культуры. Но в тоже время продемонстрировав и общемировой тренд по созданию международной альтернативы западной поп-культуре, где бы учитывались культурные особенности и многообразие многих стран.
Кроме политических оценок в Европе и США также были и чисто профессионально-медийные мнения и в них конкурс однозначно был воспринят положительно.
При этом от страны к стране эти оценки наполнялись национальным колоритом и красками, продемонстрировав, что даже по части собранных мнений конкурс смог разнообразить обычно декадентский и утилизированный ландшафт западного медиамейстримового музыкального пространства.
Простые европейцы также не остались в стороне и в соцсетях отметили, что «Интервидение» — «приличный конкурс песен для нормальных людей», тогда как «Евровидение» стало символом вульгарности и вокизма и явно проигрывает в свежести стилей и идей.
В Кремле тоже не остались в стороне от оценки прошедшего конкурса. Вот что отметил 22 сентября официальный спикер Кремля Дмитрий Песков, назвавший прошедший конкурс «объективным, справедливым и увлекательным творческим состязанием»:
«Мы все отмечаем высочайший уровень организации, высочайший уровень логистической организации этого мероприятия и творческий уровень, который просто блистателен. Мы умеем, когда нужно. Знаем, как это делается», — сказал он и добавил, что интерес к конкурсу высок и оправдан.
Кроме этого, пресс-секретарь Кремля напомнил, что Владимир Путин придает большое значение инициативе проведения данного конкурса:
«Сам тот факт, что президент принял решение поприветствовать и обратиться с видеозаписью к участникам этого конкурса и миллиардной аудитории этого конкурса, говорит о том, что он придает этой инициативе очень большое значение», — отметил кремлевский спикер.
Вместо заключения: будущее конкурса в горячих аравийских песках
Если сравнивать «Интервидение» с масштабным европейским конкурсом песни, то необходимо заметить, что там есть серьезная поддержка в лице европейской радиовещательной ассоциации и перед началом конкурса в Москве, многие эксперты гадали как сложится судьба нового международного проекта, в свете того, что организация столь феноменального и современного шоу весьма непростая и ресурсозатратная задача.
У «Интервидения-2025» до сегодняшнего дня была только поддержка в виде России и доброй воли руководства нашей страны. И когда в ходе шоу, было объявлено, что дальше конкурсу быть, так как за его организацию в 2026 году берется Саудовская Аравия – это вызвало подлинно положительную реакцию в зале. Так как дополнительно символизирует еще одно сплочение, теперь уже на музыкальной арене многих стран мира, как и то, что Россия не одинока в своей ответственности за судьбу этого грандиозного и мультикультурного медийного проекта.
Также можно сказать и то, что конкурс стал явной победой Китая в рамках его евразийско-объединительных проектов и подтверждением всех прежних успехов России в организации масштабных форумов и международных мероприятий. В этом плане эта очередная инфопобеда глобализирующегося мира сняла все вопросы по более углубленному культурному взаимодействию нового масштабного уровня, как саммит ШОС в Тяньзине снял многие экономические вопросы. Так что сейчас можно утверждать – конкурсу быть — по крайней мере вплоть по 2026 год. И уже там представитель от России точно не просто выйдет на сцену, но и поборется за победу.