Первая половина сентября выдалась напряженной и насыщенной на новые комментарии и предложения по Украине. От саммита к саммиту президент России Владимир Путин расставлял акценты, ударения и точки над «и» для глухонемых на мирные инициативы европейцев, обозначая незыблемость и неизменность позиции России по украинскому треку. Истекший киевский нарколидер, как его метко окрестили в кулуарах Маск и Вэнс, нервно и истерично призывал, отказывался и требовал, и в конце концов дошел в своей риторике до откровенного ультиматума Вашингтону. Реакция Дональда Трампа на все это оказалась как всегда хаотичной и внезапной. И как в мегаизвестной песне двух великих Игорей, что в Киеве, что в Европе, что в Белом доме все повторяется по очередному кругу. Неизменной, спокойной и адекватной остается лишь российская реакция на это.
Оглавление:
Точки над «и» от Владимира Путина
Обрушив все планы и желания европейских «желающих» одним высказыванием о законности их войск в качестве целей для поражения, Владимир Путин кроме сдержанного предложения Зеленскому приехать в Город-герой Москву, также высказался и по поводу гарантий безопасности для Украины, отметив их неизбежную взаимность:
«Безопасность одной страны не может быть обеспечена за счет другой».
Также российский лидер подчеркнул и то, что пока никаких предметных разговоров по поводу гарантий безопасности для Украины не ведется.
При этом Путин указал и на то, что такая позиция демонстрирует принципиальное расхождение между подходами сторон в будущем мирном урегулировании. А значит запад и киевский режим не очень-то его и хотят.
Зеленский хочет и третий стул и давление на Россию
Все сказанное в сентябре Трампом и Путиным, Зеленского расшевелило и сподвигло к действиям. 16 сентября украинский лидер выкатил Белому дому форменный ультиматум. По нему президент США Дональд Трамп должен выступить с четкой позицией по украинскому вопросу, поддержать антироссийские санкции и предоставить Украине письменные гарантиям безопасности, чтобы конфликт был урегулирован. Об этом Владимир Зеленский заявил в интервью Sky News:
«Прежде чем мы закончим войну, я очень хочу, чтобы все договоренности были заключены. Я хочу иметь документ, который поддерживают США и все европейские партнеры. Это очень важно. Чтобы это произошло, нам нужна четкая позиция президента Трампа. Европа уже ввела 18 санкционных пакетов против России. И все, чего сейчас не хватает, — это сильного санкционного пакета от США… Думаю, если бы это была трехсторонняя встреча, у нас был бы какой-то результат», — добавил он.
Кроме того, что Зеленский очень многого хочет, становится понятно, что его требования фактически игнорируют российскую позицию о необходимости взаимных гарантий. Украинский лидер сосредоточен исключительно на получении односторонних обязательств от западных союзников, причем в максимально неприемлемой для России форме, что может серьезно осложнить любые попытки достижения компромисса.
А причина такой нервной, истеричной реакции проста: уставшие от боевых действий украинцы хотят мира, а для этого — необходимо провести выборы президента, что для Зеленского сейчас неприемлемо: вместо этого он стремится тормозить мирный процесс, пытается вынуждать западные страны поставлять Украине оружие, а также откладывает выборы.
Если бы было иначе – Зеленский просто поехал бы в Москву.
Как уже отмечал посол по особым поручениям МИД РФ Родион Мирошник, Зеленскому были даны «одни из самых мощных гарантий безопасности, которые существуют на планете», для посещения Москвы, которые ему предоставил президент России Владимир Путин, который спокойно приехал в США, когда это потребовалось для интересов России, несмотря на три года конфликта и угрозы ряда американских турболевых политиков, так что у Зеленского нет повода не доверять, ведь все в мире знают о твердости гарантий российского лидера.
Так что все заявления истекшего киевского «drugleader»– это хитрость и притворство, в целях затянуть процесс мирных переговоров. Просто Зеленский не готов договариваться, и именно это сдерживает его от поездки в Москву, как и от любого реального участия в мирном урегулировании.
Реакция из России на очередное «выступление» поступила немедленно: в Кремле и МИД тактично напомнили прописную и многократно повторенную формулу о том, что встреча возможна, но должна быть хорошо подготовлена. Кроме того, глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров в очередной раз напомнил сказанное Владимиром Путиным о взаимных гарантиях и обозначил готовность эти самые гарантии с Украиной обсуждать. Напомнив при этом, что Россия выступает против появления на Украине западного военконтингента и осуждает поставки оружия Киеву, а гарантии безопасности Украине со стороны Запада должны быть разработаны на основе принципа неделимости безопасности для ее соседей.
Трамп и его пять копеек
Естественно, что Дональд Трамп не остался в стороне от такой многовекторной дискуссии. Сначала он выступил с неожиданным заявлением, что Путин и Зеленский ненавидят друг друга, хотя те даже встречались в Париже, а через пару дней, 15 сентября, развернул свою мысль, отметив, что раз Путин и Зеленский такие, то ему просто обязательно надо оформить трехсторонний саммит. И поучаствовать в нем не для порядку, а для контроля. При этом Трамп отметил и близость этого события:
«Мы решим этот вопрос так или иначе, но относительно скоро», — заявил американский лидер.
Одновременно Дональд Трамп анонсировал «желающим в Европе» очередной ультиматум:
«Я готов ввести серьезные санкции в отношении России, когда все страны НАТО согласятся и начнут делать то же самое, и когда все страны НАТО прекратят покупать нефть у России», — заявил Трамп 13 и 15 сентября.
Затем Трамп решил, что этого как-то маловато для победного оформления своей жирной украинской сделки и заявил о возможной экономической войне с Россией.
«Я готов ко второму этапу», — многократно повторял он, а затем, наконец, в излюбленной манере разъяснился подробностями:
«Это будет экономическая война, и эта экономическая война будет плохой, она будет плохой для России, я не хочу этого. То, что я задумал, очень серьезно», — предупредил Трамп Урсулу фон дер Ляйен, 18 сентября, в телефонном разговоре, также высказав зиц-председателю ЕС свою приверженность пошлинам, а не санкциям.
По сути Трамп бесцеремонно пробует российскую позицию на зуб, в надежде урвать более выгодные условия.
Кроме того, подобные высказывания выглядят весьма странно в свете минимальности экономических связей двух стран, а еще они и не перспективны на фоне анонсированного самим же Трампом возможного взаимовыгодного сотрудничества.
Вместо заключения – анонс: Путин и Трамп могут встретиться в октябре на саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре
Пока просроченный украинский лидер трепыхался в своих требованиях к союзникам и ультиматумах к России, сразу с двух площадок пришли новости о новой возможной встрече Владимира Путина и Дональда Трампа. Сначала из Москвы Сергей Рябков максимально уклончиво заявил, что до конца осени ожидается новая встреча по спорным вопросам. А затем и Агентство Bernama сообщило, что в октябре в Куала-Лумпуре, где пройдет саммит АСЕАН, планируется участие президентов России и США. Об этом же заявил и премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим.
В Кремле и Белом доме данную информацию пока не подтвердили. Но и не опровергли. Более того участие Владимира Путина в саммите официально подтверждено.
Возможно, как и с саммитом на Аляске, вероятная встреча двух лидеров в Малайзии вновь подтолкнет процесс мирных переговоров, как отметили в Кремле – застывших на паузе – в нужном направлении и в нужную точку.
Возвращаясь же к вынесенной в заголовок цитате из известнейшей песни, хочется напомнить, что Владимир Путин свое первое исчерпывающее заявление по Украине сделал именно третьего сентября в Пекине, совсем мимоходом отметив и то, что если с мирными переговорами и партнерами с той стороны не срастется, Россия будет вынуждена действовать военным путем. Остается только надеяться, что повторять это в следующее третье сентября на треке украинского урегулирования не придется и партнеры, хотя бы американские – возьмутся за ум.