5 сентября Владимир Путин и Дональд Трамп в очередной раз сделали заявления об украинском урегулировании и двухсторонних отношениях. В рамках двух саммитов: на Дальнем Востоке и в Париже они в своих речах проявили оптимистичную сдержанность и осторожность, тем самым подчеркнув, что украинское урегулирование выходит на самый сложный этап. А позднее, в Кремле и Белом доме высказались об украинском урегулировании и двухсторонних отношениях вновь.
Оглавление:
Владимир Путин о Зеленском: пусть приезжает в Город-герой Москву
На Восточном экономическом форуме российского лидера много спрашивали про Украину и окончательное урегулирование. Тем не менее, кроме четких ответов про юридические сложности мирного процесса и нелегитимность не только Зеленского, но и всей высшей судебной власти в его стране, и простого и четкого предложения истекшему украинскому лидеру приехать в Москву, Владимир Путин также уделил значительное внимание двухсторонним российско-американским отношениям.
«На уровне участников экономической деятельности компании готовы к сотрудничеству. Не от нас зависит, мы тоже готовы. Но если там будут политические решения, мы будем двигаться и по этому направлению», — сказал Путин.
Говоря о российско-американских отношениях, президент также отметил, что в Арктике и на Аляске Россия и США могут работать вместе, так как у России есть хорошие предложения по работе с американскими компаниями на Аляске.
«На Аляске есть ресурсы, а у России — эффективные технологии», — отметил Путин.
Отметил российский президент и то, что США тоже относятся к азиатско-тихоокеанскому региону. А значит развитие Дальнего Востока может продолжиться в рамках эффективного партнерства двух стран.
Также не забыл российский лидер упомянуть и президента США:
«У нас с президентом Трампом открытый диалог», — отметил он.
Таким образом, президент России послал четкий и недвусмысленный сигнал всем в Европе и США, как по Украине, так и по возможным двухсторонним отношениям.
Позднее, 8 сентября, позицию Президента подтвердил официальный спикер Кремля Дмитрий Песков, отметивший, что в России планируют поддержать миротворческие усилия Вашингтона:
«Мы намерены продолжать двигаться в русле миротворческих усилий, которые тратят Соединённые Штаты Америки, президент Трамп лично», — сказал пресс-секретарь Президента.
Трамп: с Россией нужна осторожность
После того, как Владимир Путин расставил все точки над «и» в украинском вопросе на Восточном экономическом форуме, настала очередь президента США. После встречи в Париже он аккуратно обозначил необходимость максимально взвешенной позиции штатов, в очередной раз отметив, что санкции могут повредить переговорам.
Позднее, неоднократно отвечая на вопрос о антироссийских санкциях, Трамп с начала недели стал уводить предметный разговор о них, через свой аппарат и Скотта Бессента, на тему невыполнения европейцами санкционного режима, а затем, после очередной встречи с европейцами, приехавшими к нему, отметил, что с Россией нужна осторожность.
А затем, 10 сентября, Трамп даже не стал отвечать на вопрос журналиста по поводу падения неизвестных беспилотных летательных средств, обнаруженных в Польше. В чем ЕС уже обвинил Россию.
Вместо заключения: мир затаил дыхание на перепутье
Последние высказывания Путина и Трампа и их подчеркнутая сдержанность и аккуратность не должна вводить в заблуждение, будто двум лидерам нечего сказать и показывают: ситуация начинает меняться и переговорный процесс медленно, но верно выходит в эндшпиль.
Теперь у украинского сюжета остается лишь два пути завершения: либо реальные переговоры, которых Зеленский так боится, либо конфликт, в котором, судя по всем последним событиям на фронте, Украина обречена. Но эта обреченность не должна вводить в заблуждение – истекший наркорежим в Киеве явно ставит спонсорскую помощь из Брюсселя и Лондона выше достижения урегулирования с Россией, менее мучительного, чем военное противостояние. Таким образом, как не неприятно будет признать, именно от сговорчивости европейских лидеров и способности Трампа надавить на них, будет зависеть станет ли 2025 год – годом успешных мирных переговоров или нет. Времени на это все меньше.