Общество

18 января 2020 года Крещенский сочельник: как праздновать, народные приметы и традиции, что нельзя, а что разрешается в этот день

В воскресенье, 19 января, православные верующие отметят Крещение Господне. Традиционные купания состоятся в Томске, а также на ряде водоемов в других населенных пунктах региона. Подробнее о празднике — в материале Правда-ТВ.

Крещение Господне — христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время обряда на Иисуса сошел святой дух в виде голубя, а глас с небес произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Согласно евангельскому рассказу, после таинства Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришел на землю.

Когда празднуется Крещение

Крещение Господне — один из самых древних праздников христианской Церкви

Поначалу ранние христиане отмечали праздник Рождества и праздник Крещения (Богоявления) в один день — 6 января. Начиная с IV века, Рождество и Богоявление стали отмечать в разные даты.

 

Так, православная церковь празднует Крещение 19 января. Римско-католическая — в воскресенье после 6 января. Древневосточные церкви — 6 января. Разница в датах объясняется в частности различием в григорианском и юлианском календарях.

Канун праздника (18 января) — Крещенский сочельник, в который установлен однодневный пост. Весь день верующие постятся и лишь с вечерней зарей садятся ужинать. Традиционное блюдо — сочиво. Его готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Обряд Великого освящения воды совершается 18 января и утром 19 января после литургии. А в ночь на 19 января девушки гадают на суженого, свою судьбу и будущее.

Праздничные богослужения в храмах начинаются еще 18 января – в Крещенский Сочельник. В этот день после божественной литургии священники совершают особый чин Великого освящения воды. 19 января, в день праздника Крещения (или Богоявления) вода освящается еще раз, часто (где есть такая возможность) с торжественным крестным ходом на реки, к купелям-«иорданям», прорубленным в виде креста.

Традиции на Крещение

В день Крещения после литургии люди идут к прорубям, которые вырубают во льду в виде креста. Верующие окунаются в воду подобно Иисусу. Считается, что такой обряд очищает душу и приближает к Богу.

В Томске и пригороде для крещенских купаний подготовят свыше 10 купелей.

Окунаются в иордань троекратно, со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Однако церковь учит, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание — это просто традиция, которая необязательна для исполнения. Куда важнее — присутствовать на праздничном богослужении в храме.

Купаться в холодной воде советуют исключительно здоровым людям. Если же человек физически не готов к купанию, то можно с благоговением умыться крещенской водой.

правила безопасности во время крещенских купаний — Разогреть тело и не нырять с головой

Приметы

Одна из примет гласит, что если на 19 января выдалась ясная погода — то будет неурожайный год. Если на Крещение пасмурная погода — будет вдоволь хлеба. Звездная ночь на Крещение обещает урожай орехов и ягод.

Другое предание говорит, что все те, кого будут крестить именно в день Богоявления, проживут счастливую жизнь. Молодым парам 19 января рекомендуют договариваться о свадьбе — считается, что это станет залогом крепкой и счастливой семьи.

Чаще всего на Крещение устанавливается холодная погода. Такие морозы получили название — крещенские.

Также согласно одной из примет, в течение двенадцати дней после Водосвятия нельзя стирать и полоскать. Кроме этого, на Крещение воспрещено распускать сплетни, злословить, ругаться, пить спиртное, плакать, шить и вышивать.

Что нельзя делать в Крещенский сочельник

Главный запрет — в этот день нельзя скандалить, ругаться, выяснять отношения, даже просто злиться или думать о ком-то плохо.

Иначе все это в наступающем году вернется к вам в многократном размере. Кстати, шумные вечеринки в этот день тоже не устраивают, крещенское застолье — только для членов семьи.

Особые ритуалы были связаны со снегом и водой. Снегом, собранным в этот день, женщины умывались, чтобы сохранить красоту и укрепить здоровье. Кроме того, считалось, что такой снег способен отбелить любую ткань. Впрочем, со стиркой и другими домашними хлопотами нужно было разобраться до обеда, после работать не рекомендовалось.

В полночь ходили за водой, которая считалась чудодейственной. Хорошим знаком было, если на нее попал лунный свет. Ее потом использовали для приготовления пищи и мытья.
Кроме того, на печи, над окнами и входной дверью, а также воротами рисовали кресты, чтобы защитить дом от нечистой силы, которая активизируется в канун Богоявления.
Особенно это касалось Огненного змея, который покушается на девичью честь и душу, и может проникнуть в дом из печной трубы или незащищенного окна.

Он принимает образ привлекательного парня, околдованная девушка быстро чахнет и умирает.

18 января — последний день для святочных гаданий и гуляний с песнями и ряжеными. Конечно, обращали внимание и на погодные приметы.

Снегопад предвещал хороший урожай гречки, ясное звездное небо — урожай пшеницы и большой приплод у овец, сильный южный ветер — частные летние грозы, а метель — много меда у пчеловодов. Кроме того, метель в этот день означала, что вьюга будет и на Масленицу.

Что категорически нельзя делать

Нельзя ругаться или сердиться

Нельзя нарушать пост и пить алкоголь.

Нельзя, чтобы на столе было четное количество блюд.

Церковь не одобряет всевозможные гадания и попытки узнать свою судьбу, поэтому тем, кто соблюдает все каноны, следует воздержаться от такого времяпровождения.

Когда набираете святую воду, нельзя думать о плохом.

Народные приметы в Крещенский сочельник

Снег в крещенский сочельник также обладает удивительными свойствами и способен помочь в исцелении болезней.

Народные приметы говорят, что обилие снега на ветвях деревьев, а также поземка или метель способствуют хорошему урожаю, малое же его количество сигнализирует о том, что лесу будет мало ягод и грибов.

Как правильно встретить праздник Крещения Господня?

Для здоровья души и тела

Главная святыня праздника Крещения — Великая Агиасма. Так торжественно называют освященную крещенскую воду. Верующие (и даже неверующие ученые-скептики) знают, что крещенская святая вода остается чистой, прозрачной и вкусной очень долгое время, иногда — многие годы. Православные уточняют: для этого нужно благоговейно, бережно относится к Агиасме, ведь это – святыня. Хранить ее лучше в особом месте, можно рядом с домашними иконами.

Для чего же люди набирают крещенскую воду? Весь год, по утрам, верующие понемногу пьют ее натощак, обычно вместе с кусочком просфоры, чтобы «силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую», получить от Бога. При этом читается молитва о принятии святой воды. Во время болезней или в трудных жизненных испытаниях священники советуют пить крещенскую воду в любое время. Православные верят в ее особую силу. Но как сохранить запас воды на весь год? «Секрет» — в свойствах святой воды. Понемногу, даже по нескольку капель, ее можно добавлять к любому количеству чистой питьевой воды – и та тоже получит благодатную крещенскую силу.

По давней традиции, 18 и 19 января крещенской водой можно окропить свой дом или квартиру (при этом поется тропарь Богоявления). А вот в воду для купания детей, для собственного омовения или в поилки домашним животным святыню добавлять НЕЛЬЗЯ.

Принимать алкоголь не стоит

Для многих людей главная крещенская традиция – искупаться в ледяной проруби. Священники освящают купели еще 18 января. В Саранске ВОСВОД и МЧС специально оборудуют несколько купелей – рядом с ними есть кабинки для переодевания, автобусы для обогрева, полевые кухни с горячим чаем, а в «иордани» ведут удобные лесенки с перилами.

Нужно ли купаться человеку верующему? Как говорят священники, не обязательно. Это зависит от вашего желания, от настроения и от здоровья. Для православного важнее побывать на службе, причаститься Святых Христовых Таин и крещенской воды. Купание – добрый народный обычай. Кстати, грехов плавание в проруби не «смывает».

Тем, кто хочет окунуться по всем правилам, нужно зайти в купель и погрузиться в воду с головой три раза (каждый раз перекрестившись). Принимать алкоголь до и после купания врачи и батюшки не советуют категорически. Лучше насухо растереться полотенцем, тепло одеться и выпить горячего чая. Не стоит купаться людям с сердечными и другими тяжелыми хроническими заболеваниями.

Зря вы, девушки, гадали

Все знают эти стихи про «Крещенский вечерок» и башмачок, со свистом летящий через забор. А вот можно (и нужно ли?) гадать на Крещение? Если вы верующий человек – категорически нет. С точки зрения православия, любые гадания — грех и прямо запрещены Богом еще в ветхозаветные времена: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26). Гадание на святой праздник – особенно «черное» кощунство. Вдумайтесь: почти всегда при гадании «инструкции» требуют снять нательный крест. А это практически отречение от Бога.

С духовной точки зрения гадание наносит тяжелый вред душе и оставляет след в жизни человека – все это может привести к болезням и другим неприятным последствиям. Хотите веселья? Сходите к друзьям, морально поддержите их у проруби, навестите родителей, своих близких и знакомых. Вот это будет добрым праздничным делом!

Крещенская вода 2020: как освятить и где 18 и 19 января

Настало время празднования Крещения. И многих верующих интересует вопрос связанный с освящением воды.

Святая вода (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).

История освящения воды

Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век). О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков. Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века.

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии, он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма.

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс, который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры». Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул: «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении».

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре, эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником.

Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 (18) января накануне праздника Крещения Господня (Богоявления) и в сам праздник (на следующий день). При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня) — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста. Освящение в день праздника (до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе).

Освящение воды

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Взять воду можно в храме после службы, также для освящения можно принести свою воду, но помните, что это должна быть обычная чистая вода, а не минеральная и не газированная.

В храмах совершаются особые молитвы о ниспослании воде благодатной силы, после чего священник троекратно погружает в воду крест. Великое освящение воды происходит как в Крещенский сочельник, так и в само Крещение, то есть 18 и 19 января. Крещенская вода называется Великой агиасмой (святыней).

Освящение воды

Великое освящение воды в храмах происходит в сочельник после литургии и непосредственно в день Богоявления. Освящение проводится одним чином — великой агиасмой, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Существует древняя традиция окроплять крещенской водой свой дом с пением тропаря Богоявления. Также крещенскую воду, верующие по традиции пьют по утрам натощак, читая молитву на принятие святой воды:

«Господи, боже мой, да будет дар твой святый и святая твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию твоему молитвами пречистыя твоея матери и всех святых твоих. Аминь».

Крещенскую воду пьют верующие при болезнях и от нападения злых духов. О том, что она особенная, писал, например, святитель Иоанн Златоуст:

«Эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

У крещенской воды по традиции есть еще одна особенность: небольшое ее количество можно добавлять в обычную воду, и та получит чудодейственные свойства для верующих. Поэтому не стоит нести из церкви крещенскую воду в огромных количествах. Считается по традиции, что одна капля святой воды может освятить целое море.

Крещенский сочельник: зачем лезть в прорубь и что делать со святой водой

Народное название дня накануне праздника Крещения Господня. В Церкви вместо «Крещенского сочельника» звучит «Навечерие Богоявления». Слово «навечерие» означает день, предшествующий празднику, а сам праздник Крещения Господня имеет еще одно название — «Святое Богоявление». Потому что во время Крещения Христа на реке Иордан людям было впервые открыто то, что Иисус есть Сын Божий.

И хотя может показаться, что вода, святая вода — центр событий и Крещенского сочельника, и самого Крещения, ведь все разговоры в эти дни вокруг освящения воды, запасания святой воды и купаний в проруби, все совсем не так. Главное — Крещение Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. И то, что во время Крещения Господня миру впервые были явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Но праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня, наступит только завтра, и для того, чтобы мы смогли духовно приобщиться к этим событиям, пережить их как реальность, Церковь готовит нас к празднику постом. Ведь пост помогает нам уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. Празднику Богоявления предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, в этот день не принято вкушать пищу до «первой звезды», и после этого едят только сочиво — отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как верующий в этот день стараются попасть на службу, а во время богослужения «первую звезду» символизирует выносимая после литургии свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, к пище в этот день мы приступаем только после первого «причащения» крещенской водой. То есть пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды — водосвятия.

Последние годы, не без влияния СМИ, в обыденном сознании сложилось впечатление, что и Крещенский сочельник, и праздник Крещения — это некий диковинный, если не сказать дикий, обычай окунаться в лютый мороз в ледяную прорубь. Ритуальный экстрим, сродни огнехождению мексиканских индейцев или глотанию шпаг древними индусами. Заблуждение. Да, вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, но смысл не в ней. Да, воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней, но только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают благодать очищения от грехов.

Что касается народного обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, получившего в наши дни непонятно широкое распространение, то он имеет языческие корни и далек от церковного понимания праздника Богоявления, или Крещения.

Дело тут вот в чем. На Руси, в народе, было принято праздновать Святки — период с 7 января до 18 января, с особым, разгульным весельем: масками, переодеваниями, гаданиями. Корни такого празднования уходили в язычество, и, хотя Церковь всегда повторяла, «что Дух Христов не враг благозаконных радостей», она же и пыталась остановить людей, когда эти радости превращались в бесчинства. Церковь напоминала и о греховности гаданий («упорствующие в этом грехе» подлежали «извержению из лона Церкви»), и о неуместности «переодеваний в звериные одежды и рыкания звероподобным голосом». Осуждались и другие беснования. «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по-старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».

Отлучение от Причастия — наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, и народ понимал это. Однако не всех это останавливало. И в народе возникло такое поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. Поэтому традиция окунаться в прорубь на Крещение имеет языческую подоплеку, и в дореволюционных книгах для церковно-священнослужителей она однозначно осуждалась.

Но поскольку сегодняшнее информационное пространство формируется по принципу сенсаций, рассказ о толпах народа, в лютый мороз прыгающих в прорубь, кажется современным СМИ более эффектным, чем спокойное повествование о сути Евангельского события. Отсюда и искаженное представление о празднике Богоявления Господня, или Крещения, как о дне, когда верующие должны лезть в прорубь.

С купаниями разобрались, но что же сама святая вода? В память о Крещении Иисуса Христа ее освящают и в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения Господня.

Водосвятие — это специальное чинопоследование молитв и священнодействий, сообщающих воде особые благодатные свойства. По многовековому опыту Церкви, святая вода, принимаемая с молитвой, имеет благодатную силу защищать, врачевать и освящать. Потому без святой воды не обходится ни одно богослужение. В церковной жизни святая вода повсюду: именно в освященной воде совершается Таинство Крещения, и ею же, святой водой, провожают усопшего в последний путь, окропляя на кладбище и тело, и гроб — так святыня служит защитой от темных сил.

Мы пьем святую воду, если заболели — натощак, заедая просфорой, и, как сказано молитве: «Да послужит она ко причащению». Святой водой, с молитвой, обдают, благословляя, путешествующих, направляющихся в путь, и учеников перед началом нового учебного года. Ею кропят наши дома при освящении, и все предметы в храме — иконы, кресты, колокола, все, принадлежащее алтарю и служителям алтаря, словом, все. Автомобили, самолеты, подводные лодки и даже ракеты — и это тоже может подлежать освящению святой водой, если мы хотим защитить свою жизнь, обезопасить ее, получить Божье благословение.

Отсюда вопрос: откуда ей взяться в таких количествах? Два раза в год — в Крещенский сочельник и в само Крещение (Богоявление) совершается так называемое «великое освящение воды» — «великая агиасма» (по-гречески святыня). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: «…прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово…» Отцы Церкви упоминают об особых свойствах богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи.

Кроме великого освящения, для повседневных нужд существует малое освящение воды, совершаемое в храмах каждодневно — так называемая «малая агиасма». Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения богоявленскую воду советуют пить только натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Исключение можно сделать только для очень больных или при внезапно наступившем болезненном состоянии. И, конечно, надо помнить, что использование святой воды в лечебных целях совсем не исключает обращения к врачам и лечения у них.

Кстати, нет никакой необходимости запасать крещенскую воду в промышленных масштабах: свойства этой воды таковы, что, когда она начнет заканчиваться, достаточно просто добавить в нее обычную чистую воду, и она освятится уже имеющейся богоявленской — тут действует принцип неограниченного разбавления. И уж, конечно, точно неважно, ставили ли вы флягу с крещенской водой на землю, когда несли ее домой, или нет — разоблачим напоследок еще одно заблуждение, связанное со святыней. По материалам РГ.

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.