Статьи

Время быть жёстким: Россия и ПАСЕ

9 января в Государственную Думу Российской Федерации поступило письмо от генерального секретаря ПАСЕ Войцеха Савицкого с предложением направить делегацию РФ на зимнюю сессию Ассамблеи, которая открывается 21 января в Страсбурге.

17 января, после расширенных консультаций с участием представителей МИД РФ, сенаторов и представителей всех фракций, российский парламент отверг это предложение, единогласно проголосовав за жесткую линию в отношении Совета Европы и его Парламентской Ассамблеи (ПАСЕ).

«Мы приняли решение не направлять делегацию Государственной думы для участия в работе ПАСЕ. Мы приняли решение обратиться к правительству с предложением не перечислять взнос в 2019 года в бюджет Совета Европы», — сказал, подводя итоги голосования, спикер ГД РФ Вячеслав Володин.

Таким образом, был сделан очередной шаг по дороге, которая с большой вероятностью ведет к разрыву отношений между Москвой и старейшей наднациональной организацией Европы. На эту дорогу Россию толкнули сами европейцы – и не вчера, а много лет назад – но теперь, кажется, и сами не рады тому, что происходит.

«Я сожалею о том, что российский парламент не видит причин назначать делегацию на нашу очередную сессию в 2019 году, потому что, будучи членом Совета Европы, Россия обязана участвовать в ее уставных органах», — заявила президент ПАСЕ Лилиан Морис Паскье.

Сожаления президента несложно понять: годовой взнос России в ПАСЕ составляет около 33 миллионов евро – почти 7% от общего бюджета Совета Европы, куда входят вообще-то 47 государств). Называя вещи своими именами, Россия была крупнейшим спонсором Совета Европы и его Парламентской Ассамблеи (вторым крупнейшим спонсором является Турция, тоже выступающая в роли «нерадивого ученика» европейской демократии). При этом ПАСЕ с 2009 года регулярно принимала резолюции, в которых Россия осуждалась за агрессию против Грузии, Молдавии, Украины, в обзорных докладах организации она подвергалась критике за нарушения прав ЛГБТ и преследование Pussy Riot, а после присоединения Крыма в 2014 года российскую делегацию лишили права голоса и исключили из всех руководящих органов Ассамблеи.

Запретив российским парламентариям хоть как-то влиять на работу ПАСЕ, Ассамблея, тем не менее, не забывала получать от России членские взносы (и поэтому не давала хода наиболее рьяным противникам нашей страны, требовавшим вообще заморозить членство России в этой организации «за Крым»).

Наконец, летом 2017 спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что Москва не станет перечислять ПАСЕ треть ежегодного взноса в 11 миллионов евро. Это был первый раз, когда угрозы Москвы в адрес Брюсселя, звучавшие, как минимум, год, оказались реализованы на практике. ПАСЕ, лишившись значительного куска финансовой поддержки (в 2017 – 22 миллионов евро) отреагировала на изменение позиции России весьма болезненно. Зазвучали голоса, требовавшие вернуть российскую делегацию в Ассамблею. Масла в огонь подлила и Турция, которой тоже надоело высокомерное отношение европейских «учителей демократии» — в том же 2017 она сократила свои взносы в ПАСЕ на 15 миллионов евро. В итоге Совет Европы потерял около 30% своего бюджета.

Все это привело к тому, что позицию ПАСЕ по отношению к России попытались «смягчить». В декабре 2017 состоялось заседание зимней сессии ПАСЕ, на котором должен был решиться вопрос о возвращении российской делегации (от России на этом заседании присутствовали депутат Госдумы Петр Толстой и сенатор Константин Косачев).

Формально речь шла о «гармонизации органов ЕС», главной задачей которой было обеспечение полного представительства всех стран-членов – включая Россию — в двух уставных органах Совета Европы – ПАСЕ и кабинете министров. При этом никто не скрывал, что дело именно в дефиците бюджета, а не в обеспечении защиты прав российских граждан в ЕСПЧ (первоначально упор делался именно на этот аспект).

Однако из робких попыток вернуть России ее права в рамках ПАСЕ ничего не вышло – не в последнюю очередь, из-за агрессивной позиции представителей Украины, которые постоянно торпедировали любые шаги, направленные на разрешение конфликта. В своем стремлении «наказать» Россию за возвращение Крыма они не гнушались ничем: например, в том же декабре 2017, когда рассматривался вопрос о «гармонизации», украинские делегаты нажаловались председателю Политического комитета ПАСЕ Моргену Йенсену, что в слушаниях подкомитета по внешним связям принимает участие делегат от России Леонид Слуцкий, который с марта 2014 года. находится под санкциями ЕС. В итоге Йенсен был вынужден попросить Слуцкого покинуть заседание.

Жертвой украинских активистов в ПАСЕ стал даже тогдашний спикер Ассамблеи Педро Аграмунт. После того, как Аграмунт и еще несколько парламентариев ПАСЕ посетил в марте 2017 Сирию, в том числе базу Хмеймим, где своими глазами увидел, какую помощь оказывают властям САР российские военные, и встретился с Башаром Асадом, его не только вынудили уйти в отставку под угрозой импичмента, но и исключили из рядов Европейской народной партии [1].

Сам Аграмунт публично заявил что кампанию по его дискредитации начала и возглавила делегация Украины: «Очевидно, что эта кампания организована украинской делегацией в связи с их национальными интересами против России и социалистами, а также крайне левыми… Политически, украинские депутаты с их примитивными лозунгами, а также социалисты и крайне левые… увидели прекрасную возможность напасть на меня после моих инициатив по налаживанию диалога, ослабить меня и свести счеты».

Избавившись от «русофила» Аграмунта, закрыв двери комитетов перед российскими парламентариями, украинские делегаты оказали ПАСЕ поистине медвежью услугу оставив Ассамблею без российских взносов (стоит ли говорить, что символический взнос самой Украины в Совет Европы составляет $400 тысяч – по словам сенатора Алексея Пушкова, этого «хватит на оплату работы уборщиц, части технических служб и на туалетную бумагу»).

Весной 2018 года дефицит бюджета Совета Европы достиг 18 миллионов евро. И вот тут уже заявления депутатов и руководителей ПАСЕ о том, что Россия «обязана остаться членом Совета Европы – в том числе и для того, чтобы помочь Украине», посыпались как из мешка.

Случилось даже то, что раньше казалось невероятным: 10 декабря 2018 комитет по регламенту ПАСЕ выступил против лишения национальных делегаций возможности выбирать генсека Совета Европы и судей ЕСПЧ, «признав жалобы российских парламентариев на этот счет». Однако решение комитета без одобрения Ассамблеей не стоит и клочка бумаги, на которой оно написан, а кроме того, главное требование российской делегации – внесение в регламент ПАСЕ поправки о запрете лишать права голоса национальные организации – так и не было выполнено. И оснований надеяться, что оно будет выполнено в ближайшее время, к сожалению, нет.

Исходя из этого, комитет Госдумы по международным делам обсудил ситуацию, сложившуюся вокруг отношений России и ПАСЕ, а также присутствия российской делегации в Страсбурге в 2019 и предложил не направлять заявку на участие России в работе Ассамблеи на 2019 год. «Позиция эта выстраданная, взвешенная и выверенная с нашими коллегами из Совета Федерации и Министерства иностранных дел РФ, — написал глава комитета Леонид Слуцкий в своем Телеграм-канале. — Как вы помните, Россия настаивала на установлении равноправия в ПАСЕ для всех стран-участниц, что при нынешних обстоятельствах возможно обеспечить только путем внесения поправок в регламент ассамблеи об отмене санкционных статей по лишению ключевых полномочий национальных делегаций.

Депутаты и сенаторы были открыты к диалогу и делали все от них зависящее для преодоления кризиса в отношениях Москвы и Страсбурга. Однако, существенных подвижек со стороны Парламентской ассамблеи так и не было сделано. Говорю об этом с сожалением, поскольку такая линия дискредитирует саму ПАСЕ, позволяет русофобскому меньшинству задавать тон в старейшей европейской парламентской организации и проводить разделительные линии на пространстве Совета Европы, разрушая демократические основы и принципы парламентаризма. Россия не позволит дискриминировать свою национальную делегацию ни на одной площадке в мире, и ПАСЕ здесь не исключение. Мы не требуем много, мы всего лишь требуем уважения к уставу Совета Европы и ко всем без исключения членам организации».

Это более чем логично: Россия по своему статусу великой державы не должна — просто не имеет права — выступать в роли мальчика для битья даже в самых уважаемых международных организациях. А ПАСЕ и Совет Европы в последние годы, к сожалению, превратились из уважаемых международных организаций в картонные декорации, где разыгрывались спектакли, поставленные талантливыми, но недобрыми режиссерами.

«Конечно, мы видим в этом в том числе закулисную работу США, потому что без этого не обошлось. Они не хотят, чтобы была единая Европа, они не хотят, чтобы в Европе был мир, чтобы европейский дом жил задачами созидания решения экономических вопросов, поэтому постоянно привносят в него какие-то сложности и проблемы», — подчеркивает спикер ГД Вячеслав Володин.

Поэтому нынешнее решение ГД РФ по прекращению участия в ПАСЕ – это еще и ход в сложной шахматной партии, которую ведут между собой Москва и Вашингтон. Ход, показывающий, что Россия готова отстаивать твердую линию там, где прежде была склонна к компромиссам. Время компромиссов осталось в прошлом. «Исходя из того, что регламент не изменен, и эта норма (лишение права голоса национальных делегаций, — К.Б.) в нем осталась, мы считаем для себя невозможным участие в работе Парламентской ассамблеи, где боятся слышать другую точку зрения», — заявил Володин на встрече с коллегой, спикером парламента Финляндии Паулой Рисикко 15 января.

Позиция России по отношению к ПАСЕ поднимает и весьма острую проблему кризиса парламентской демократии, дискредитированную политическими играми глобальных игроков и их клиентов.

«В ПАСЕ сейчас говорят – мы можем вернуть вам право голоса, но в усеченном виде, — объяснял Вячеслав Володин в интервью «Парламентской газете». – О каком доверии здесь может идти речь? Сегодня решения в Ассамблее принимаются большинством голосов от числа тех, кто присутствует в зале, 40 человек могут лишить права голоса целую страну при численном количестве Ассамблеи 324 человека. Этим ПАСЕ себя дискредитировала… Если регламент Ассамблеи не будут изменен, то нам нет смысла участвовать в этой структуре и перечислять на её нужды большие средства в качестве взносов».

После многих лет уступок и компромиссов, «шагов доброй воли», которые, как правило, не приносили ожидаемых результатов, возврат к твердому отстаиванию национальных интересов страны, который когда-то был своего рода визитной карточкой советской, а до того – русской дипломатии, воспринимается как глоток свежего воздуха. Пусть даже на таком локальном участке внешней политики, как отношения с ПАСЕ и Советом Европы.

«Совет Европы – это погибающая организация, — считает бессменный лидер ЛДПР Владимир Жириновский. – Не нужно путать его с Европарламентом. ПАСЕ – это просто общеевропейский гайд-парк, дискуссионная площадка. И до вступления туда России они обсуждали, как речушка какая-то загрязняется, а делегаты сидели и спали. Чтобы спасти ПАСЕ, им нужна была страна, которую можно было бы песочить на всех заседаниях. Им нужен был мальчик для битья, и таким мальчиком стала великая огромная космическая держава. Они клевали нас каждую сессию, четыре раза в год. Русофобские настроения порождает именно Совет Европы, в самом её центре, в Страсбурге идут постоянные нападки на нашу страну. Частично в этом виноваты и наши члены делегации, которые выезжали туда и годами молчали, не защищали нашу страну».

Критикуя предыдущих председателей международного комитета ГД («все… были размазнями. И Лукин, и Рогозин, и Пушков. Они хорошие люди, но ведь нужно уметь работать в сложнейшей обстановке!») Жириновский выделяет нынешнего главу Комитета по международным делам Леонида Слуцкого, который, по его словам, «занял более активную и жесткую позицию»: вывез в Сирию делегацию ПАСЕ во главе с Педро Аграмунтом, «умело переиграл» британца лорда Джадда, который долгие годы был главным докладчиком по Чечне, но ушел с этого поста. «Вот так если бы мы работали все 22 года – нас бы никто не лишил слова», — считает Жириновский.

Запрос на новую, национально ориентированную, жесткую внешнюю политику, новую дипломатию, использующую нестандартные ходы и творческий подход, в обществе очевиден. И здесь требуются не только усилия МИДа, но и инициативы, исходящие от парламента, от его профильных комитетов. Вчерашнее голосование в Госдуме РФ дает основания надеяться, что нынешний раунд противостояния России и ее европейских ненавистников закончится не в пользу последних.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.