Мировоззрение

Загадочная русская душа

slavanin_
Загадочная русская душа

Как ни начнут говорить о русских, сразу всплывает такой термин как «загадочная русская душа». Все говорят, но никто не может объяснить, что это такое. В лучшем случае говорят об амбивалентности, то есть о двузначности реакций русских людей в, казалось бы, одной и той же ситуации. В худшем перечисляют абсурдные, непостижимые наборы ситуаций, которым нет ответа, и все. Письменных источников по этому вопросу, в общем, более чем предостаточно — однозначного ответа — нет. Да, что однозначного — пусть и критикуемого, но цельного, нет. Начнем, на первый взгляд, издалека.

Часто говорят, что в Советском Союзе не было Бога. Старые храмы разрушались, новые не строились, число священников и приходов сокращалось. Вера в Бога угасала. Это все знают. А то, что само собой разумеется, что все знают, часто оказывается высшей точкой догмы. Настолько высокой, что никому и в голову не приходит проверить это сомнением хотя бы из научного любопытства. Если сверхчеловеческого единого Бога не было, что же было? Оставалось ли свято место пустым?

На мой взгляд, оттого, что Святую Троицу свергли, потребность в сверхъестественном мироописании никуда не исчезла. И вместе с коммунизмом свое существование продолжил другой мало изученный наукой Бог. Дело в том, что в России есть другой Бог. Нет, не Иегова, не Саваоф, не Иисус Христос и не Дух Святой. Он под запретом. Его имя запрещено произносить. Его нельзя поминать никогда. Большинство русских забыло знать его как Бога умом, но помнят по-другому. Потомки его идеологических противников тоже в большинстве своем забыли о его существовании. А он жив.

Когда в СССР запрещали религию и жестко контролировали мысли и речь, его имя смотрело со всех заборов. Когда до этого официальные религии запрещали его, его образ, он, как и прежде, смотрел в небо башнями и луковками куполов новых идеологических строений. Такими же самыми как на невыставляемых музеями сокровищах. Если внимательно посмотреть на место перехода башни в «луковку», можно увидеть элемент, подчеркивающий, что это именно стилизация — привет древней зодческой традиции, традиции живой и по сей день. В день его имя поминают в десятки раз чаще, чем имя Христа. Правила образования русских отчеств, четко обозначающих отца в имени, содержат характерные -ович/овна (-евич/евна). Значение этого окончания не афишируется.

Есть, конечно, люди самоназванной «высокой» культуры, наполненной запретами, которые принципиально не хотят ни знать, ни произносить его имени. Они становятся несколько отстраненными, безжизненными, и вряд ли найдется человек, который, положа руку на сердце, сможет искренне сказать, что они-то и есть выражение духа русского народа. Как ни крути, выражение русского национального характера невозможно без этого имени. Если признавать не только за собой, но и за другими русскими их русскость, то без этого вообще совсем никак.

Всякий без него воспринимается как не до конца русский. Рафинированные интеллигенты, как ни крути, отдаляются от духа народа. И всякая отрицающая его и по имени и по сути власть воспринимается как чужеродная. Попросите русского человека описать тип настоящего толкового руководителя, и вы получите полный набор атрибутов запрещенного русского Бога в нем. В то же время присутствуют русские интеллектуалы — титаны духа, которые относятся к этой части русской культуры с любовью и юмором и празднуют свою русскость всей своей жизнью, исполняются ею. В этом ключе феномен приобретает совершенно другое значение. Запретное имя есть одно из имен Рода, наиболее когда-то употребительное. Какого Рода?

Почему же этот Бог стал запретен? Причем запрет этот приняли и поддержали многие русские. Его последователи, так сказать наиболее активное ядро-меньшинство, обладали одной неприятной для окружающих особенностью. Как бы это потактичней сказать. Когда они приходили без спроса к соседям в гости, они убивали всех без разбора возраста мужчин и женщин в летах. Женщин в расцвете поголовно насиловали, часть обращали в наложниц, а другую часть вместе с девочками продавали в рабство. Культ жизненной силы был соединен с культом насилия. Эта проблема еще древнее, чем ее последующий запрет.

Сегодняшний русский национальный характер является производной двух Богов одновременно: Христа и другого, имя которого нельзя произносить. Именно в этом причина его амбивалентности. Само упоминание другой части русской культуры в философских и прикладных научных исследованиях стало табу. Неудивительно после этого, что взамен реальных причин расщепленности русских жизненных стереотипов в обиход введено ничего не объясняющее понятие загадочной русской души.

Современное положение дел характеризуется одновременной жизнью двух Богов. Один — официальный и повсеместно восхваляемый, живет в ритуалах и церемониях. Другой — запретный и отрицаемый, пропитал все полотно повседневной русской жизни. Отсюда, на первый взгляд, непредсказуемые мгновенные переключения от покорности к жестокости, от постности к разнузданности, от презрения к братанию, от зеленой тоски к празднику, от хамства к душевности, от лени к трудовому подвигу и так далее. Русский человек мгновенно переключается от стереотипа поведения одного Бога к другому и обратно.

Монументально трагичный и покорный в своей любви один Бог резко сменяется другим — полным жизни, могучим и яростным. Отсюда видимая иррациональность, нелогичность, интуитивность, непохожесть на других и прочее. В нас живет то, что наш разум приучали столетиями не знать. Те, кто переделывал не раз русскую национальную культуру, не знали и не могли переделать русскую душу. Все, чего они добились, это ухода некоторых ее составляющих в подполье. И многие русские, сохранив характер, начали верить в собственную загадочность. Пришло время открыть заветное.

Плодотворное отделение древнего культа жизненной мощи от культа насилия и возращение его в текущее национальное самосознание в прямо поименованном виде позволит полноценно реализовать столетиями подавляемое мужское начало русского национального характера.

Отдельный вопрос

Закрытая часть русской словесности есть предмет постоянных исследований. Тем не менее, в открытом доступе до сих пор нет убедительных версий ее значения и происхождения. Несколько известных существующих точек зрения чрезвычайно противоречивы и уязвимы к критике друг друга.

Поскольку стилистика статьи выдержана в околонаучном тоне, я не буду приводить свою точку зрения на значение и происхождение вымаранной части русской словесности в ней. Вместе с тем, заинтересованные читатели могут обратиться за этой информацией по электронной почте. Могу поделиться обиходным и звукосимвольным значением слов (буквы русской азбуки имеют смысловое значение) и разветвить первоначальные смыслы к другим явлениям. Замечу, что стройных записей на сей счет не имеется, поэтому написание может занять некоторое время.

Впервые эта статья была опубликована мной в рассылке «Культурные коды: расшифровка социальной ДНК» в выпуске №25 07.02.2009г.

Скотаренко Михаил

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.