Оглавление:
Глава СПЧ назвал намазы в метро провокацией и призвал к просвещению
Заявление Валерия Фадеева
Совершение намаза в метро или водителями общественного транспорта во время работы недопустимо и является провокацией. Такое заявление в интервью РБК сделал председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
«Когда в метро на грязном полу раскладывают молельные коврики, начинают как бы демонстративно, вызывающе молиться, это противоречит установкам подлинного ислама. Это провокация», — заявил глава СПЧ.
Интерпретация исламских норм
Фадеев изучил «руководящие документы» ислама и пришел к выводу, что четкого, до минуты, времени совершения молитв не существует. По его словам, если мусульманин не успел совершить молитву в положенное время, он может сделать это позже.
«Вовсе не предполагается, что хирург должен бросать операцию и совершать намаз. Не предполагают это никакие установки мусульманские», — подчеркнул Фадеев. Он отметил, что в интернете распространена информация о водителях, останавливающих автобусы для молитвы, что, по его мнению, неправильно.
Цель провокаций
Глава СПЧ считает, что демонстративные намазы — это попытка спровоцировать «не очень грамотных людей именно в эту минуту начинать молиться» и использовать их «для достижения каких-то политических целей». Бороться с такими инцидентами Фадеев предложил через просвещение, которым должны заниматься исламские деятели.
Прецеденты и позиция мусульманских лидеров
В апреле 2025 года Савеловский суд Москвы оштрафовал на 30 тыс. руб. двоих мигрантов, предлагавших совершить намаз в переходе метро. В том же месяце на станции «Таганская» мужчина совершил намаз, после чего прохожий в ответ прочитал молитву «Отче наш». В конце марта уволен водитель автобуса во Владивостоке, совершивший намаз на проезжей части.
Заместитель главы Духовного собрания мусульман России Денис Мустафин в 2021 году заявлял, что совершение намазов в московском метро недопустимо, так как это запрещено российским законодательством. Главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов тогда же объяснял молитвы в общественных местах вынужденностью из-за отсутствия достаточного количества молельных помещений.
