Отчёт ООН фиксирует срыв привычной «U-образной модели счастья». Детство больше не считается самым счастливым этапом жизни. Молодёжь всё чаще сталкивается с тревожностью, депрессией, падением продуктивности и отказом от учёбы или работы. Психолог Татьяна Саморукова-Затучная объясняет, почему это происходит и что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию. По словам эксперта, психология ребёнка напрямую зависит от того, какую поддержку он получает в семье и школе.
Почему, по вашему мнению, детство и юность перестали восприниматься как «самое счастливое время»?
– Раньше детство ассоциировалось с беззаботностью, когда основная опора была на семью и окружение. Сегодня подростки с ранних лет живут в цифровой среде, сталкиваются с информационной перегрузкой и ожиданиями, которые раньше были характерны для взрослых.
Кроме того, соцсети создают «виртуальную фильтрацию». В ленте будто у всех жизнь идеальна. Отсюда рождается постоянное чувство неполноценности и тревоги, что ты не соответствуешь. К этому добавляется дефицит живых игр, общения и сенсорного опыта. Всё вместе лишает детей и юношей ощущения защищенностизащищённости и лёгкости, традиционно связанного с этим возрастом.
Насколько сильно на психическое здоровье подростков и молодых людей влияют соцсети и цифровая среда?
– Очень сильно. Молодёжь стала первым поколением, у которого исчезло «левое плечо» U-образной модели счастья – то есть стартовое благополучие уже не самое высокое.
Соцсети формируют постоянные сравнения и идеализацию, усиливают чувство одиночества, создают риски кибербуллинга. Постоянный поток уведомлений перегружает внимание, снижает концентрацию, нарушает сон. В результате падает настроение, устойчивость нервной системы и общее здоровье.
Как, на ваш взгляд, изменится картина через 10–15 лет, если ничего не предпринимать?
– Если оставить всё как есть, мы увидим рост тревожности и депрессий, снижение социальной компетентности и творческого потенциала. Молодые люди будут меньше доверять обществу и институтам, что усугубит изоляцию. Физическое здоровье тоже пострадает. Малоподвижный образ жизни и стресс приведут к хроническим болезням.
Но есть и другой сценарий. Если уже сейчас инвестировать в профилактику, эмоциональную грамотность и психологическую поддержку, мы сможем вырастить поколение, которое умеет балансировать между онлайн и офлайн, сохранять устойчивость и доверять себе. Здесь психология играет ключевую роль – важно учить детей и подростков слушать себя, понимать эмоции и строить здоровые отношения.
Какие меры профилактики на уровне семьи и школы могут помочь улучшить психологическое состояние молодёжи?
– Я бы выделила несколько шагов.
Во-первых, нужны офлайн-активности: спорт, прогулки, живое общение.
Во-вторых, важно договариваться о правилах цифровой гигиены: когда и сколько времени подросток проводит в сети, и обсуждать его самочувствие после.
В-третьих, в школе стоит развивать эмоциональную грамотность: учить детей распознавать и называть свои чувства.
И, конечно, семья и школа должны быть местом доверия, где можно ошибаться и говорить о трудностях. Даже если речь идёт о малыше – он тоже должен чувствовать, что его слышат и принимают. Если тревожность или изоляция проявляются слишком ярко, нужна помощь психолога.
Сегодняшние дети и подростки растут в новой реальности – с постоянным давлением соцсетей, сравнениями и нехваткой живого общения. Это отражается на их настроении, уверенности в себе и желании пробовать новое. Поддержка семьи и школы, внимание к простым вещам вроде сна, движения, прогулок и доверительных разговоров способны многое изменить. Если мы начнём заботиться об этом уже сейчас, каждый ребёнок и даже самый маленький малыш сможет вырасти более спокойным, устойчивым и счастливым.