Россиянам, планирующим поездки на автомобиле за границу, скоро станет проще. В ближайшие годы страна может подключиться к новой международной системе автострахования — «Синей карте», которая пришла на смену исключённой из международного проекта «Зелёной карте». Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев сообщил, что переговоры о присоединении к системе уже ведутся с Китаем и Монголией, а первые результаты можно ожидать не ранее 2027 года.
«Мы работаем над тем, чтобы сделать выезд за рубеж безопасным, простым и доступным», — заявил он.
Оглавление:
- Что такое «Синяя карта»? Аналог «Зелёной», но для дружественных стран
- Какие страны войдут в систему
- Почему это важно: простота, экономия и безопасность
- Как работает система
- Кому это нужно? Целевая аудитория расширяется
- Почему не раньше 2027 года? Юридические сложности
- Начало новой эры автомобильных путешествий
Что такое «Синяя карта»? Аналог «Зелёной», но для дружественных стран
До июня 2023 года Россия участвовала в международной системе страхования «Зелёная карта» — аналоге ОСАГО, действующем в 48 странах мира. Система позволяла водителям оформлять единый полис, покрывающий ответственность при ДТП во всех странах-участницах.
Однако из-за санкций членство России было приостановлено. На замену пришла «Синяя карта» — новый механизм международного страхования, созданный специально для сотрудничества с дружественными государствами.
Какие страны войдут в систему
Первой страной, присоединившейся к «Синей карте», стала Белоруссия. Сейчас ведутся активные переговоры:
Китай — один из главных торговых партнёров
Монголия — стратегический маршрут через Байкальский регион
Казахстан и Киргизия — в планах на ближайшее будущее
Также обсуждаются возможности с Арменией, Азербайджаном, Турцией, Ираном, Марокко и Тунисом.
По словам Уфимцева, многие страны ждут результатов работы системы в Белоруссии, прежде чем принимать окончательное решение.
Почему это важно: простота, экономия и безопасность
Присоединение КНР и Монголии — ключевой шаг в развитии транспортных и туристических связей. Это значит, что:
Не нужно будет покупать отдельную страховку на границе;
Выплаты будут производиться в местной валюте, где произошло ДТП — это упрощает процесс возмещения ущерба;
Страховка может быть на 20–30% дешевле, чем местный аналог ОСАГО.
«Это не просто удобно — это выгодно», — говорит экономист Андрей Бархота.
Как работает система
Принцип «Синей карты» практически идентичен старой «Зелёной»:
Водитель оформляет единый полис до поездки.
Полис действует во всех странах — участниках системы.
При ДТП — обращение в страховую компанию по месту происшествия.
Компенсация выплачивается в национальной валюте страны, где случилось происшествие.
«Такое страхование особенно удобно для тех, кто часто пересекает границу — фуры, предприниматели, автопутешественники», — подчеркивает Алексей Янин, управляющий директор «Эксперт РА».
Кому это нужно? Целевая аудитория расширяется
Основные группы, которые выиграют от внедрения «Синей карты»:
Жители приграничных регионов (Забайкалье, Приморье, Амурская область)
Грузоперевозчики, работающие с Китаем и Центральной Азией
Автотуристы, стремящиеся исследовать новые маршруты
Трудовые мигранты, работающие в соседних странах
По данным аналитиков, спрос на туры в Китай среди россиян в 2025 году вырос на 15% , и этот тренд только усиливается.
Почему не раньше 2027 года? Юридические сложности
Хотя идея популярна, реализация требует времени. Причины задержки:
Необходимость согласования условий между странами (особенно по вопросам выплат);
Требуется внесение изменений в законодательство каждой страны-участницы;
Нужно создать техническую инфраструктуру для обработки страховых случаев.
«Процесс согласования обычно очень долгий», — пояснил президент РСА.
Начало новой эры автомобильных путешествий
«Синяя карта» — это не просто замена утраченного статуса в международной системе. Это новый этап развития международного автострахования , ориентированный на реалии многополярного мира.
Россия больше не зависит от западных бюро. Теперь она создаёт свою экосистему — открытую, гибкую и адаптированную под потребности своих граждан.
Когда Китай и Монголия официально подключатся к системе, россияне получат:
Удобство — одна страховка на несколько стран;
Экономию — дешевле, чем покупка локальных полисов;
Безопасность — понятный порядок действий при ДТП за рубежом.