ЕС никак не может согласовать принятие восемнадцатого санкционного пакета. Девятого июля, в среду, Словакия второй раз за неделю заблокировала его, а тринадцатого июля уже Мальта выдвинула свои возражения против проекта. Эти демарши в очередной раз показали, что в ряде европейских столиц готовы отстаивать свои национальные и государственные интересы.
Оглавление:
Братислава хочет гарантий
Поручение посланнику Словакии при ЕС заблокировать санкции дал лично премьер страны — Роберт Фицо, что говорит о многом: и о системности сопротивления евросоюзовскому нажиму и о крайне противоречивом ходе переговоров. И к этому есть ряд оснований.
В энергетической сфере Словакия почти не обладает собственными энергоресурсами и топливо предпочитает закупать у России, вследствие надежности и крайней рентабельности поставок. Любые альтернативы, учитывая географическое положение Братиславы на порядок, а то и на порядки будут дороже, а значит стране нужны гарантии поставок российских энергоносителей в будущем.
Поездка в Кремль и Парад Победы
Об «санкционном кретинизме» премьер Словакии не устает повторять с момента встречи с Владимиром Путиным в Кремле, когда он с авиабарьерами прилетел в Москву. Там, на встрече, состоявшейся 9 мая, Роберт Фицо прямо заявил, что «санкции не работают и наносят ущерб самому евросоюзу». Но за подобными словами скрывался целый комплекс экономических и даже технологических противоречий, и об этом премьер тоже обмолвился:
«Остановка поставок газа вызовет нестабильность. При переработке нефти наши нефтехимические заводы были настроены на использование как раз российской нефти, и остановка может вызывать технологические проблемы».
В вопросах с ядерным топливом Фицо был еще категоричней, отметив, что никакой Westinghouse его не заменит, потому что «это невозможно».
Но кроме чисто рыночных, экономических проблем, которые ЕС при большом желании все-таки может преодолеть и трудно разрешимых, с очень высокими издержками, – технологических, есть еще один фактор, который редко учитывают – восстановление взаимоотношений с Россией – это позиция самого Фицо. Об это прямо сказал Президент России в ходе их двухсторонней встречи, отметив и то, что у Словакии и России есть фактор «единого восприятия нашими народами истории Второй мировой войны».
Сможет ли Роберт Фицо преодолеть еврообкомоское болото и отстоять национальные интересы Словакии, в частности на добрососедские и партнерские отношения с Россией, как он преодолел препятствия, чинимые на пути в Москву – покажет только время. Но уже 14 июля премьер Словакии подтвердил свое отношение к санкционной деятельности еврокомиссии, назвав санкции «идиотскими»:
«Это нанесет ущерб экономике Словакии и снизит конкурентоспособность всего ЕС. Но кого это волнует? Аргумент «потому что Украина», по-видимому, достаточно силен, чтобы даже начать третью мировую войну, Мы… не приступим к голосованию по 18 пакету санкций, пока комиссия не даст нам хотя бы минимальные гарантии», — уточнил премьер-министр.
Остров-курорт против…
13 июля к демаршам Словакии присоединилась и Мальта. Официальную Валлетту не устроил потолок цен на российскую нефть. Поэтому крошечный остров попросил вернуть вопрос на рассмотрение.
Причина банальна: Мальта теряет существенный доход. Являясь крупным хабом для регистрации танкерных судов и торгово-портовых операций, официальная Валлетта боится бюджетного обвала вследствие введения потолка цен.
Но это не единственное основание: кроме негативного влияния на судоходную и судостроительную промышленность и того факта, что около 10 процентов российского теневого танкерного флота ходят под флагом Мальты, то есть и того, что в районе средиземного моря Мальта – это крупнейший перевальщик российских нефтепродуктов, в Валлетте прозвучало обеспокоенность «отсутствием согласованности между странами G7 по вопросу санкций». Скорее всего в этом есть и «привет из америки».
В отличие от Фицо, официальная Валетта не стала делать громких заявлений, а просто завернула санкции в отношении нефти на доработку.
Вместо итогов
Несмотря на все вышеперечисленное, большинство экспертов, как российских, так и зарубежных, все же полагают, что хоть и со скрипом, но восемнадцатый пакет будет принят. Скорее всего ЕС придется по доброй старой привычке пойти по традиции исключений для отдельных стран, которой уже несколько лет пользуется Венгрия, спокойно торгуя с Газпромом через посредников.
Тем не менее многочисленные блокировки и все более публично жесткое неприятие предлагаемых ЕК мер все большим количеством стран, говорит, что в своем санкционном давлении, не столько на Россию, сколько на несогласных отдельных членов объединения, ЕС находится на пределе.
Это в очередной раз подтвердило и новое голосование по восемнадцатому пакету, состоявшееся пятнадцатого июля. На очередной встрече глав внешнеполитических ведомств стран-участниц ЕС на ней вновь не смогли прийти к соглашению.
Вначале об этом заявил Петр Сийярто, а затем и Кая Каллас, говорившая на три часа ранее, что ЕС очень близок к введению восемнадцатого пакета, — это подтвердила:
«К сожалению, сегодня мы не сможем прийти к соглашению», — сказала она по итогам министерской встречи и добавила: — «Теперь мяч на стороне Венгрии».