Более 11 тысяч российских школ и колледжей сообщили о низкой скорости интернета , который предоставляется им в рамках государственных программ цифровизации образования. Такие данные привела Счетная палата РФ , проведя опрос более чем 25 тысяч образовательных организаций по стране.
«44,6% учреждений (11 362 организации) заявили, что скорость передачи данных, обеспечиваемая по госконтрактам, недостаточна», — сообщил аудитор Счетной палаты Данил Шилков.
При этом в 2,2% учебных заведений использование интернета оказалось практически невозможным , из-за чего страдает не только качество преподавания, но и доступ к цифровым инструментам обучения, особенно в регионах.
Оглавление:
Где медленно — там всё плохо: реальные проблемы подключения
В ходе проверки были выявлены системные нарушения:
Несоответствие заявленной скорости и реальной пропускной способности;
Недостаточное учитывание числа одновременно работающих устройств при заключении контрактов;
Низкое качество оборудования и слабые каналы связи , особенно в отдалённых и сельских районах.
«В некоторых школах скорость канала оказалась ниже даже технических требований, заложенных в контрактах», — заявил Шилков.
Проблемы были зафиксированы в ряде регионов, включая Рязанскую и Псковскую области , где в 26 из 52 проверенных школ качество связи оказалось не соответствующим нормативам.
Кто платит, но не пользуется? Нарушения в расходовании бюджета
Счетная палата также обнаружила случаи:
Оплаты услуг связи школам, которые фактически не использовали интернет;
Предоплат Ростелекому до заключения договоров с местными операторами;
Неэффективного распределения средств , что говорит о возможных злоупотреблениях в реализации программы.
Эти нарушения указывают на непрозрачность и бюрократический подход к цифровой модернизации системы образования.
«Мы платим деньги, но получаем не развитие — а формальную галочку „подключено“», — можно перефразировать вывод экспертов.
Интернет под давлением БПЛА: ограничения безопасности влияют на граждан
На фоне проблем с качеством связи в школах, в ряде регионов, включая Псковскую область , власти ввели ограничения мобильного интернета , связанные с мерами противодействия дронам.
«Такие меры сопровождались жалобами граждан на снижение скорости передачи данных и трудности с доступом к онлайн-сервисам», — отметило ведомство.
Это создаёт двойной эффект:
Образовательный процесс страдает от технической устарелости и плохого управления;
А население сталкивается с неожиданным падением качества связи , связанного с военными мерами — как пишет pravda-tv.ru.
Путин поручил ускориться, но система не тянет
Ещё в начале июня президент Владимир Путин дал поручение правительству уделить приоритетное внимание развитию цифровой инфраструктуры . Однако, как показывает проверка Счётной палаты, реализация этого указа сталкивается с рядом барьеров:
Недостаток контроля за исполнением госконтрактов;
Неверно рассчитанная нагрузка на сети;
Формальный подход к цифровизации, когда главная цель — не функциональность, а выполнение плана.
«Цифровизация без технологий — это просто красивое слово», — так можно охарактеризовать ситуацию.
Школы остаются вне цифровой эпохи
Ситуация с интернетом в образовательных учреждениях — ещё одно свидетельство провала в цифровом равенстве , которое должно быть обеспечено государством.
«Если школьник не может загрузить задание из-за медленного соединения, он уже проигрывает будущему», — отметил один из педагогов в интервью местному ТВ.
Устранение выявленных нарушений теперь находится в компетенции Минцифры и региональных властей , а материалы проверки направлены напрямую президенту России.
Когда интернет в школе медленнее, чем в деревенском кафе, это уже не техническая проблема — это вопрос национальной безопасности и будущего поколения. И если мы не научим детей работать с цифровыми инструментами — они не будут готовы к новому миру.