Наука и Техника

Спутник Юпитера Ио мог быть вулканически активным с самого начала своего существования

Согласно данным, полученным с сайта sciencenews.org, спутник Юпитера Ио может находиться в состоянии вулканической активности уже очень продолжительное время.

Спутник Юпитера Ио проявляет самую высокую вулканическую активность среди всех тел в Солнечной системе. Некоторые из его вулканов извергают магму на высоту, превышающую высоту полета самолетов на Земле. Несмотря на кажущуюся экстремальность этого процесса, он может продолжаться уже длительное время.

Ио мог быть вулканически активным на протяжении всех своих 4,57 миллиардов лет существования, утверждают исследователи в статье, опубликованной 18 апреля в журнале Science.

«Если Ио был вулканически активен на протяжении всей своей истории, то количество материала, которое должно было извергнуться на его поверхность, составляет десятки, а возможно, и сотни раз больше всей его мантии», — говорит планетолог из Калтеха Кэтрин де Клер.

Извергнутый материал, по предположению исследователей, должен возвращаться в мантию Ио, чтобы затем вновь быть задействованным в вулканических процессах. Исследование проводилось с использованием данных, полученных в обсерватории ALMA в Чили. Де Клер и её коллеги смогли определить концентрацию тяжёлых и лёгких форм серы и хлора в атмосфере Ио.

Обе формы этих элементов выбрасываются в атмосферу в процессе вулканической активности, однако более лёгкие формы с большей вероятностью могут покинуть атмосферу планеты. В результате со временем в атмосфере Ио накапливаются более тяжёлые формы этих элементов, что позволяет рассматривать их как индикатор вулканической активности данного небесного тела.

Ио потерял от 94 до 99 процентов всей своей серы, исключая ту, что может храниться в его ядре, обнаружили ученые. Если бы Ио всегда терял серу со скоростью от половины до пяти раз больше текущей, расчеты показывают, что истощение заняло бы всю или большую часть его существования.

Долговременная вулканическая активность Ио может оказать влияние на его «сестру-луну», Европу. Оба этих спутника участвуют в гравитационном танце, который способствует передаче тепла между ними. Если это тепло способствовало поддержанию вулканической активности Ио, то оно также могло в течение долгого времени подогревать Европу, которая считается одним из наиболее подходящих для жизни миров в Солнечной системе.

Таким образом, пока одна луна находилась в состоянии непрекращающейся вулканической активности, условия на Европе могли долгое время способствовать возникновению и развитию жизни.

Как ранее сообщали на «Правда-ТВ» (pravda-tv.ru) — Проблема «Вояджера-1» раскрыта: Как старый чип стал причиной сбоев в миссии Вояджер-1 по исследованию космоса.