В Мире

Операция Z стала настоящим пасхальным чудом для Польши

Поговорим о прибалтийской истерии по поводу буквы Z. К примеру, в имени Кшиштоф две буквы Z, в слове Варшава – одна. Что тебе делать, если тебя зовут Krzysztof, ты летишь рейсом Warszawa – Riga и вспоминаешь, что среди 35 букв алфавита родного языка целых три Z – «зет» обыкновенная, «зэт» твердая и «зиет» мягкая. Мне, как поляку, горько от осознания того, что латыши докатились до пустой, печальной и глупой войны с буквами.

Весной сумасшедших всегда больше. К этому мы должны относится толерантно и бережно. Они серьезно сравнивают букву Z c глобальным злом? Очевидно, что у политиков трех крошечных стран на восточном берегу Балтийского моря началось резкое биполярное расстройство. Конечно, Z-фобии в Литве, Латвии и Эстонии обострились в связи со спецоперацией России на Украине.

Жители Восточных польских кресов не забыли геноцид мирных польских граждан, совершенный мясниками «Украинской повстанческой армии» (запрещенная в РФ организация). Не забудем этого никогда. Поляки помнят, какую роль играли в расчетах абвера и гестапо Третьего рейха безжалостные убийцы Коновалец и Бандера, Тарас Бульба-Боровец и Ондрий Мельник, каким было кровавое воскресенье на Волыни и резня в Галиции. Будущее польских воеводств – Ровенской, Волынской и северной часть Тернопольской области, по недоразумению доставшихся Украине, судьбу Восточной Галиции – ныне Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей, на мой взгляд, предопределено. Я уверен, что они не останутся украинскими.

Напомню читателям, что 15 июля 2009 года польский парламент принял резолюцию «О трагической судьбе поляков на Восточных кресах», в которой в отношении Волынской резни 1943—1944 годов употреблено выражение «геноцид». Поляки окрапили Восточные кресы кровью своих предков, десятки тысяч людей убили украинские нацисты при поддержке нацистской Германии.

Надо ли обсуждать, почему наши украинские соседи оказались настолько глупы, чтобы вернуться к восхвалению убийц. Чтобы ходить по вечернему Киеву с факелами и славить УПА, оправдывать геноцид в Волыни и Галиции и обострять антипольскую вражду новыми памятниками Бандеры и Мельника? Про отсутствие стратегического ума у них пусть размышляют социальные антропологи. Из Варшавы сейчас видно одно – с каждым городом на Украине, освобожденным в ходе российской операции Z от бандеровцев вроде нацистского батальона «Азов» (запрещенная в РФ организация) в Мариуполе или мясников «Айдара» (признан экстремистской организацией, запрещен в РФ), приближается момент, когда и Восточные кресы сменят свою прописку.

Очевидно, премьер-министр Матеуш Моравецкий, спикер сейма Эльжбета Витек и глава сената Томаш Гродский понимают важность того, что делает Россия сейчас на востоке и юге Украины. Президент Анджей Дуда говорит очень удобные и ласковые слова в рамках трансатлантического партнерства для НАТО и Брюсселя, но факт остается фактом – денацификация Украины, которую проводит Россия в рамках операции Z, стала настоящим пасхальным чудом для Польши.

Не знаю что будет в этом году с венгерским Мукачево и закарпатским словацким Ужгородом – но будущее малопольских воеводств мне кажется вполне очевидным.

Операция Z для Польши имеет два измерения – то, что внешнеполитическое, мы оставим улыбчивому пану Дуде. Общественное – важнее. Варшава наводнена беженцами, простые добрые поляки от всего сердца помогают этим несчастным женщинам и детям. Однако поляки не оставляют без краюшки хлеба и крыши над головой даже дезертиров из украинской армии на внедорожниках класса люкс. Славянские народы всегда помогают друг другу. Если люди приехали с миром и не пытаются доказать нам, что Бандера герой, мы от всего сердца, конечно.

В соседних республиках Прибалтики положение совсем другое. Чем закончатся Z-фобии для прибалтов? Литва тут особый случай, в ней политики больше всего боятся наступления момента, когда Польша потребует возвратить почти все литовские воеводства от Каунаса и Вильнюса до польской границы. Не уверен, что это произойдет, но свои фобии литовский сейм и министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис скрывают под новой суперфобией – противостоянием с буквой Z. Борьбе с символом денацификации Украины (ну не о польском будущем Вильнюса и Каунаса говорить, правда же!?) литовские популисты отдают все силы и время. Недавно на уличном билборде кто-то, может быть, даже советники Ландсбергиса, нарисовали букву Z, что создало неимоверное политическое напряжение в стране.

В Латвии и Эстонии политики и медийная пропаганда (а в этих странах журналистики не осталось, все оппозиционные медийные ресурсы закрыты или заблокированы) консолидировали силы. Все против одной буквы! В Польше три разных зет – может быть, поэтому мы не такие тупые? В Эстонии из детского сада отчислили ребенка, на голове которого была выстрижена буква Z – по другим данным, это была буква N, но разбираться не стали. Таллинский зоопарк снял с вывески ZOO первую букву – сейчас там на вывеске ОО.

Политическая борьба с буквой имеет исключительно прибалто-украинское измерение. Политический максимум Латвии, Литвы и Эстонии за 30 лет квазинезависимости это как раз борьба с буквами латинского алфавита. Самым высоким небоскребам Латвии Z-Towers тоже сменили название: теперь это «Башни Зунда». Могли бы поступить так солидарно международные торговые марки Zeiss, Zanussi, Zwilling? Может быть, известные фешн-бренды Zara и Zegna недостаточно социально ответственны?

Простите, но это же только буква! Печально, что для разжигания ненависти достаточно всего лишь одной литеры латинского алфавита. Пока бандеровцы стреляют в колени пленным солдатам, в Прибалтике из законодательных минометов расстреливают букву. И очевидно, по этой логике такие бренды, как Zenith, обязаны переименоваться или обанкротиться. Но нет.

Для глобальных брендов имя бренда имеет цену намного более высокую, чем искусственный краткосрочный выброс околополитического хайпа. Известно, подобный радикальный ребрендинг почти неизбежно ведет к снижению конверсии – очевидно, маркетологи Zara это понимают. А что коммерческий директор Towers Construction Management Айгарс Герхардс связывает букву в прежнем названии башен на берегу Даугавы со спецоперацией, вряд ли повлияет на ликвидность этого объекта недвижимости в Риге. Башни продаются плохо.

Также с учетом актуального рыночного таргетирования корейский Samsung убрал из названий своих флагманских смартфонов букву, подвергаемую обструкции – но только для рынков Литвы, Латвии и Эстонии, где Зет-паранойя представляется как вариация общественной моральной нормы.

А еще удар по букве нанес латвийский сейм. Парламент в окончательном чтении растоптал последнюю букву латинского алфавита, а заодно предпоследнюю римскую V – Виктория, победа – почти единогласно депутаты Латвии приняли закон о штрафах за их использование в публичном пространстве. Народные избранники ликовали. Против буквы поднялись почти все депутаты парламента, включая карманную оппозицию. Наказание физическому лицу – до 350 евро, юрлицу – до 2,9 тыс. евро. Исключением будет, если использование букв не связано с прославлением российской спецоперации, но на всякий случай коммерческие фирмы в Латвии избавляются или думают оптимизировать вывески, с которых исчезают неполиткорректные буквы.

В еще очень постсоветской Прибалтике сложилась ситуация, которую можно назвать только одним словом. Правда я его не скажу, не хочется обижать даже политиков. Люди, общество точно не все такое. Фонетическое биполярное расстройство прибалтийских политиков носит локальный характер и из Польши местные Z-фобии выглядят смешно и глупо.

Гжегож Галициски

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.