Экономика и Финансы

Сможем ли мы заменить все импортные товары российскими? Или почему в нашей стране не хотят производить «даже гвозди»

Вчера на заседании верхней палаты парламента Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в своей пламенной речи поделилась своим открытием по поводу реального положения дел в российской экономике и вопросах импортозамещения.

«Мы даже гвозди не производим!» Матвиенко.

По словам Валентины Ивановны в нашей стране даже пресловутые гвозди приходится завозить из других стран несмотря на то, что Россия производит огромное количества металла. Сейчас же в связи с санкциями столь необходимый в хозяйстве и строительстве предмет у нас оказался в дефиците.

Спикер Совета Федерации эмоционально заявила, что это обстоятельство стало для нее «открытием».

Так же Матвиенко посетовала, что многие российские производства в настоящее время вынуждены были встать только из-за того, что на производстве не хватает всего лишь какой-то «одной шестеренки».

Завершила свою речь Валентина Ивановна призывом дать малому и среднему бизнесу «задание наклепать этих гвоздей» и «завалить ими всю Россию».

«Надо просто быстрее наращивать мускулы и двигаться вперед», – подытожила Матвиенко.

Почему же мы не производим «даже гвозди»?

Дать задание малому, среднему и прочему бизнесу, это конечно хорошо. Но вот почему-то до наступления санкций 2022 года, то есть и в более благоприятных для бизнеса условиях, в нашей стране почему-то ни малый, ни средний бизнес особо не стремился «наклепать гвоздей» и завалить ими всю матушку-Россию.

Про импортозамещение в нашей стране трубят довольно давно, аж с 2014 года, когда были так же введены западные санкции. Именно тогда и была анонсирована

программа замещения импортных товаров отечественными как ответный ход наших властей на действия Запада.

В прошлом году я подробно разбирала этот вопрос в своей публикации «Провал импортозамещения в России. Доля товаров повседневного потребления, ввозимых из-за рубежа, превысила 75%».

Если проанализировать статистические данные, приведенные в этой публикации, становится понятно, что добиться каких-либо успехов в этом вопросе нам не удалось, доля импорта у нас не снижалась, а наоборот росла, что в частности говорит о том, что российское производство имело тенденцию к сокращению.

О снижении доли российского производства говорят нам и данные ФНС России о количестве прекративших в 2020 году свою деятельность 1,54 миллиона юридических лиц, ИП и фермерских хозяйств. За 1 полугодие 2021 года число закрывшихся предприятий составило 724 тысяч, по 2 полугодию 2021 года данных пока нет.

Я сама всю жизнь работала с малым и средним бизнесом, не понаслышке знаю и видела, как все последние годы жизнь предпринимателей становилась все невыносимей. Многие из них были вынуждены сокращать производство и численность работников, а порой и вовсе прекращать свою деятельность.

Почему это происходило? Почему некогда успешные и прибыльные в начале двухтысячных предприятия и предприниматели в итоге заканчивали свою деятельность?

Все очень просто. Все последние годы реальные доходы населения падали, а значит и сокращался потребительский спрос. Одновременно с этим росла фискальная нагрузка на бизнес, ужесточалось давление со стороны контролирующих органов, принимались законы, которые накладывали на предприятия и предпринимателей дополнительные издержки (Платон, маркировка, онлайн-кассы и т.д. и т.п.). Бизнес был зажат так, что многие просто не захотели или просто не смогли продолжать работать.

Что же происходит сейчас? Сейчас ситуация для бизнеса становится еще сложнее. Если до 2021 года у нас были еще относительно недорогие кредиты, то с 2021 года ключевая ставка растет, а в марте достигла 20%. На днях ее немного снизили до 17%. Но это снижение вообще никак не повлияло на ситуацию, так как кредитование бизнеса в любом банке сейчас осуществляются по ставке не менее 20%.

Вопрос: какой бизнес сейчас сможет принести такую доходность, чтобы обеспечить погашение кредитов, а так же принести хоть какую-нибудь прибыль, ради которой, собственно, и работает сам бизнес?

Себе в убыток ни одно предприятие или ИП работать не будет, так как в этом случае теряется всякий смысл что-то вообще делать. На мой взгляд, сейчас мало кто сможет обеспечить такие дорогие кредиты и при этом остаться на плаву.

Инвесторы, то есть те, у кого еще имеются хоть какие-то деньги, вкладывать в российское производство сейчас тоже не особо спешат, так как это довольно рисковое мероприятие. Перспективы в такие вложения не такие уж и радужные.

В ближайший год, а может и более, даже на официальном уровне у нас прогнозируется высокая инфляция, остановка или сокращение многих ныне действующих производств, рост безработицы и снижение уровня жизни населения. Это значит спрос на продукцию малых и средних предприятий, которые ориентированы в основном на внутренний рынок, будет снижаться, доходность их падать.

Поэтому потенциальный инвестор предпочтет скорее вложить свои деньги в более надежные активы, нежели в российскую экономику, или вообще вывести деньги из России, как говорится от греха подальше. И многие уже именно так и делают. На днях Центробанк сообщил (Подробнее ➤), что только в марте 2022 года из нашей страны было вывезено 62,4 млрд долларов, что стало рекордом за последние 7 лет.

Поэтому, как заявляет Матвиенко, дать задание или даже заставить малый и средний бизнес «нарастить мускулы» или по-быстрому «наклепать гвоздей», вряд ли получится. В экономике работают совсем другие законы, отличные от тех, которые массово «клепает» Госдума. Нельзя насильно заставить работать, развиваться и приносить доход ни одно коммерческое предприятие, если для него не будет создано условий, в которых они смогут это делать.

Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.