В Мире

Украина осталась без денег, страна разорена, нечем платить пенсии и долги

Западные кредиторы по-прежнему требуют выплаты многомиллиардных долгов. Это только часть катастрофических проблем с экономикой, которые прямо сейчас переживает страна. У этой проблемы есть решение, но пока Украина категорически от него отказывается.

С самого начала спецоперации на Украине заявления украинских чиновников так или иначе сводились к теме оружия: дайте оружие, дайте больше оружия, дайте более мощное оружие. За этой милитаризацией риторики из внимания как-то совсем выпали деньги. Министр финансов Украины Сергей Марченко в интервью FT говорит на эту тему, хотя и довольно сдержанно. Попытаемся дополнить его картину.

Что сказал Сергей Марченко:

Пожалуй, основные тезисы министра Украины таковы:

1. Текущие доходы бюджета Украины – примерно половина от довоенного уровня. Правительство уже сократило расходы на 6 млрд долл., но ситуацию это не спасает.

2. В марте расходы правительства превысили доходы на 2,7 млрд долл. Но уже в апреле и мае Минфин ждет более чем двукратного роста этого разрыва – до 5–7 млрд долл.

3. 30% предприятий остановились полностью, 45% – работают частично. Потребление электроэнергии упало на 35%. Показатели экспорта в марте по отношению к февралю упали на 50%, импорта – почти на 70%.

4. Текущий ущерб инфраструктуре Украины – 270 млрд долл., в том числе около 7 тыс. жилых домов, которые повреждены или разрушены.

«Если вы хотите, чтобы мы продолжали бороться, чтобы выиграли…, помогите нам», – этой фразой интервью можно было бы озаглавить.

Бюджет страны «разрывается» :

Резкий рост разрыва доходов и расходов в апреле и мае, о котором говорит министр, – следствие правительственных же решений. В марте бюджет Украины получил 103 млрд грн (92,3% от плана). Однако это удалось лишь за счет авансовых налоговых платежей от бизнеса, имевшего такую возможность (поступления от налогов за март – 134% от плана) и выпуска военных ОВГЗ на сумму почти 48 млрд грн. Без этого Минфин собрал бы не больше половины от плана.

Платить авансом постоянно бизнес не может. Почти половина опрошенных Европейской бизнес-ассоциацией украинских предпринимателей говорит, что их запас прочности – лишь несколько месяцев, еще у 28% – полгода. Да и облигации выпускать на 50 млрд грн ежемесячно – все равно что запустить печатный станок. Поэтому министр и просит помощи у Запада.

«По состоянию на сегодняшний день мы отказались от всех капитальных затрат. Мы можем только ремонтировать, пытаться восстановить, но мы ничего не строим, не делаем капитальные закупки, сосредоточены только лишь на армии и социальном блоке», – дополняет эту картину премьер-министр Украины Денис Шмыгаль…

Поэтому он заявил Владимиру Зеленскому о риске сокращения социальных выплат уже со II квартала. Но на местах об этом говорят, как об уже решенном деле. «Всем мы собираемся урезать зарплату. И городскому голове, и заместителям, всем тем, кто работает, иначе нам денег хватит на зарплату на два месяца, а потом уже ничего. Скорее всего, это будет на уровне минимальной зарплаты», – написал в соцсетях мэр Николаева Александр Сенкевич.

«Падение доходов – половина проблемы, еще нужно оплатить долги» :

Статистика уже фиксирует проедание сбережений: за 1,5 месяца военной операции украинцы продали на 350 млн долл. больше, чем купили. А на зарплату, тем более минимальную, купить можно все меньше: потребительская инфляция (март 2022/март 2021) разогналась до 13,7%.

Падение доходов – половина проблемы, еще нужно платить долги, опять же тому же Западу. В апреле – июне Украине предстоит отдать 167 млрд грн (5,6 млрд долл.). А в целом за год – 16 млрд долл., два из которых – МВФ.

Платить по долговым обязательствам и оставить граждан без пенсий и зарплат, или упасть в глазах кредиторов? :

Экспертное сообщество на Украине сегодня разделилось на два лагеря. Часть считает, что платить нужно до последнего, поскольку это финансовая репутация и условие дальнейшего кредитования. Другие резонно замечают, что в текущей ситуации одни кредиторы не дадут денег Украине ни при каких условиях, а другие будут продолжать давать, даже если она объявит дефолт. Поэтому беспокоиться о репутации незачем.

Тем более что Украина все равно оказалась в ситуации, когда совсем скоро ей придется выбирать: платить по долгам и оставить без пенсий и зарплат бюджетников (нанеся еще один удар по бизнесу) либо «кинуть» кредиторов.

Аргументы второй группы недавно косвенно подтвердил прогноз экономического развития стран Восточной Европы от Всемирного банка. Аналитики предупреждают, что по итогам 2022 года ВВП Украины может снизиться на рекордные 45%. В основном из-за падения экспорта на 80% и импорта – на 70%.

И это базовый сценарий. Напомним, что в марте похожий прогноз публиковал МВФ и его базовый сценарий предусматривал только 10% падение украинского ВВП. И лишь негативный допускал его снижение на 35%.

ВТО справедливо отмечает, что украинский кризис уже вышел за рамки отношений двух стран. И ожидает, что конфликт снизит темпы роста мировой торговли с 4,7% до 2,4–3% и снизит рост мирового ВВП на 0,7–1,3%. И это при том, что доля России и Украины в мировом производстве и торговле невелика: около 3% у России и примерно 0,3% у Украины. «Россия и Украина являются ключевыми поставщиками товаров первой необходимости, включая продукты питания, топливно-энергетические товары и удобрения, поставки которых сейчас находятся под угрозой. Поставки зерна через черноморские порты уже остановлены, что может привести к серьезным последствиям для продовольственной безопасности бедных стран».

 

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.