Общество

«Понарожали тут всякие!» Счётную палату шокировал нацпроект «Демография»

Счётная палата России пришла к выводу, что нацпроект «Демография» не способен выполнить поставленные цели и расходует средства неэффективно. Но и без титулованных аудиторов это понятно каждой русской многодетной семье. За исключением материнского капитала набор государственных льгот либо комичен, либо практически недоступен. Функционеры соцзащиты к многодетным относятся как к мусору. Зато на «эко-оплодотворение» для семей с достатком выше среднего будет выделено порядка 60 миллиардов рублей до 2024 года.

Из всей линейки продуктов, предложенных властями в качестве стимулирования рождаемости, пожалуй, только материнский капитал сработал как надо. Да и на этой благодатной почве быстро выросли многочисленные мошенники и «обнальщики». Остальные льготы многодетным семьям чиновничий и бюрократический аппарат превратил в трагикомедию.

Земельные участки под строительство домов если и выдаются, то либо в болоте, либо в голой степи без дорог и коммуникаций. В очереди на получение жилья приходится стоять годами, чтобы получить хоть какие-то льготы и пособия, нужно долго бегать по кабинетам, собирая справки, и часами сидеть в очередях.

Зато есть и хорошие новости: объём финансирования программы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) вырос многократно. Дети из пробирки для чиновников оказались куда важнее естественной рождаемости и здоровья русской семьи.

Квадратные миллиметры помощи

Отец Есении (имя изменено – прим. ред.) умер в 2019 году после долгой болезни. А через год от коронавируса умерла мама. И вдруг оказалось, что 13-летняя Сенька осталась одна. В Москве живёт один дядя – пьющий старый холостяк, а в Самаре другой дядя – многодетный отец. Вариантов нет. Забрали Есению четвёртым ребёнком в большую семью. От государства в помощь на её содержание выплачивается 6100 рублей, за расход этих огромных денег необходимо ежемесячно отчитываться.

Свою бочку дёгтя в ложке мёда государственных льгот Наталия уже освоила. 20 лет назад они с мужем переехали в Самару из погибающего села. Нет смысла спрашивать, почему не остались на малой родине. Один терапевт на 300 километров округи, предприятия закрылись, сельское хозяйство развивать природа и ландшафт не позволяли. Оба молодых супруга с высшим образованием хотели и могли получать нормальную зарплату в городе. Работали много, взяли первую ипотеку. Стартового капитала хватило только на скромный пригородный район. До работы – каждый день на маршрутках. Но квартира, хоть и ипотечная, давала уверенность в будущем. Первые две беременности были плановые. Третья дочка, Василиса, оказалась неожиданной, но любимой. А за ней и Сеня приехала.

Квартира у нас хоть и двухкомнатная, но малометражная. Впятером было трудно. Подали документы, как многодетная семья, на получение субсидии на улучшение жилищных условий. Приехали к нам ответственные товарищи, всё замерили, и оказалось, что у нас 0,4 сантиметра на каждого члена семьи лишние. Не подошли мы по параметрам. Интересно то, что в программе учитывается не жилая площадь квартиры, а общая. Широковат наш балкон оказался,

– иронизирует Наталия Липаткина, многодетная мать.

Женщина уверена, что ей ещё очень повезло. Они хотя бы смогли взять новую ипотеку и переехать в дом в дачном посёлке. Пользуется ли она льготами?

Я туда больше никогда не пойду. У меня на сбор всех этих справок элементарно нет ни времени, ни сил. Я не знаю, какое высшее образование нужно иметь, чтобы понимать, какое ведомство за что отвечает. Соцзащита валит всё на Пенсионный фонд, оттуда посылают в соцзащиту. Я пользуюсь только льготами за детский сад. Там не нужно много справок собирать,

– рассказывает Наталия.

Совместить заботу о детях, зарабатывание денег и сбор всех документов на получение субсидий и льгот просто нереально.

Нет никакого «единого окна», в которое могла бы обратиться многодетная семья и получить поддержку, информацию и ту помощь, в которой нуждается. А в соцзащите работницы смотрят на многодетных мам такими лицами, как будто ты такая маргинальная, пришла отобрать последний кусок хлеба. Всё это очень унизительно. Зато нам постоянно рассказывают, как прекрасно налажено межведомственное взаимодействие и работают «Госуслуги»,

– говорит Липаткина.

А в отчёте Счётной палаты России указано, что аудит показателей не первый год свидетельствует не в пользу нацпроекта «Демография». Указанных в проекте мер стимулирования рождаемости недостаточно. Нужны новые. Показатель рождаемости должен быть 1,7 ребёнка на каждую женщину. Но в 2019 году он упал до 1,5, при этом смертность значительно превышает рождаемость.

В 2020 году показатели стали ещё хуже – рождаемость упала на 5,7%. Примерно на столько же процентов увеличилась смертность. Это одни из худших показателей послевоенного времени. И поскольку анализ проводился в долгосрочной динамике, свалить всё на коронавирус не получится. Очевидно, что инструменты нацпроекта «Демография» не оказали положительного воздействия на численность населения.

На фоне этого очень странным инструментом нацпроекта кажется финансирование из фонда ОМС циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Процедура является эффективной в 30-40% случаев. При этом доказано, что курс несёт угрозу здоровью роженицы. Кроме того, 20-30% зачатий, произошедших методом ЭКО, заканчиваются выкидышем, и часто рождённые таким образом дети страдают от многочисленных патологий. Тем не менее в нацпроекте «Демография», рассчитанном до 2024 года, стоит целевой показатель – 450 тысяч циклов ЭКО должны быть профинансированы из фонда ОМС. Стоимость одного цикла – от 120 до 350 тысяч рублей. То есть до 2024 года на это будет потрачено около 60 миллиардов рублей.

Доступ к государственным деньгам породил взрывную динамику предложений. Клиники, оказывающие подобную услугу, стали плодиться, как бактерии. Лидером по числу операций, опередив даже Москву, стал Санкт-Петербург: если в 2016 году здесь было проведено всего 2,6 тыс. сеансов ЭКО, то через год их было уже 5 тысяч, и так далее. Эксперты отрасли начали высказывать мысль, что государство «надувает пузырь» дорогостоящей процедуры, действуя в ущерб другим направлениям репродуктивной медицины.

Сергей Ануфриев, директор Петербургского медицинского форума, неоднократно уже отмечал, что даже у отцов-основателей этого метода меняется к нему отношение. Очевидно, что там, где метод стоит хороших денег, сразу находится много бенефициаров – от фармкомпаний до самого государства. Зачем обследовать и что-то лечить, когда можно сразу провести ЭКО? По мнению Ануфриева, медико-инвестиционный пузырь растёт вместе с количеством клиник… и скоро лопнет.

Ребёнок – инвестиция с приведённой стоимостью?

О том, что ЭКО не является реальным инструментом, влияющим на демографию, давно говорят эксперты рынка и сами врачи. Академик РАН, экс-директор НМИЦ здоровья детей Александр Баранов в своих докладах обращает внимание на то, что статистики результатов ЭКО в России до сих пор нет. Акушеры отказываются передавать педиатрам базы данных пациентов, что даёт повод говорить о проблемах со здоровьем детей из пробирки. Педиатры утверждают, что у детей ЭКО значительно чаще регистрируются серьёзные патологии. А это сказывается на уровне их дальнейшей жизни.

Что имеем в сухом остатке: только 25-30% операций заканчиваются рождением ребёнка, в 25% случаев происходит выкидыш, велика вероятность серьёзных заболеваний как у матери, так и у ребёнка, зато в геометрической прогрессии выросло количество клиник, оказывающих услугу. И на это государство выделяет десятки миллиардов рублей.

Совсем другие методы расчётов у «деловой» части населения. На Евразийском женском форуме, куда приезжают выдающиеся представительницы континента, прозвучала другая мотивация. Выдающиеся женщины посчитали, что к 2075 году с помощью ЭКО может появиться на свет 319 тысяч человек. Чистая приведённая стоимость (NPV) по налоговым платежам, генерируемая за всю жизнь человеком, рождённым с помощью ЭКО, составит 822,2 тыс. рублей. Показатель доходности инвестиций – 27%. Срок окупаемости затрат – 21 год.

Увы, в расчётах дам были только цифры, но не было тяжёлых патологий здоровья. Если бы деловые леди учли этот фактор, то, возможно, пришлось бы им считать не прирост ВВП за счёт трудоспособных человеко-единиц, а нагрузку на бюджет, обеспечивающий льготы людям с ограниченными возможностями.

На многодетных денег не осталось

В Карелии накануне выборов 2021 года депутаты вдруг обратили внимание на острую проблему. Многодетным семьям так и не выделены положенные земельные участки под строительство. За 9 лет действия программы меньше 10% заявителей смогли воспользоваться своим правом на получение участка бесплатной земли. А те немногие «счастливчики», которые всё-таки смогли получить землю, жаловались, что участки выдали без дорог, без возможности провести коммуникации, а иногда попросту в лесу или в болоте.

Карелия, конечно, один из лидеров по этому безобразию, но аналогичные проблемы есть и в других регионах.

Например, со странностями системы государственной поддержки столкнулась семья Мешуковых (фамилия изменена – прим. ред.) из Оренбургской области, связавшаяся с редакцией Царьграда. Материнский капитал Мешуковы направили на покупку недостроенного дома в селе (чиновники не должны были разрешать покупку недостроя в плохом техническом состоянии). В семье шестеро детей. Но, недооформив покупку, мама умерла от рака. Отец семейства остался с детьми и больной бабушкой на руках. Жилья собственного нет, работать полный день с таким количеством детей невозможно. Он обратился в органы соцзащиты за помощью в достройке или замене жилья, а ему ответили, что де-юре льгота уже была использована. Законы соблюдены, жить семье негде.

Таких примеров нищеты и безысходности, в которой оказываются многодетные семьи по всей России, – миллионы. Многодетность, увы, стала синонимом бедности. Но всей этой боли не видят те, кто кидает десятки миллиардов рублей в топку маленького прибыльного бизнеса узкой группы лиц под эгидой ЭКО. Им нужно осваивать деньги, пока их выдаёт государство в рамках нацпроектов.

Что с того?

В сентябре был избран новый, восьмой состав Государственной думы. В нижней палате парламента обновился состав официальных лоббистов разных бизнес-группировок. Искренне хочется верить, что на этот раз в парламенте России найдутся люди, способные анализировать статистику и считать экономическую эффективность не только в «приведённой стоимости детей».

Кто-то должен забрать несколько десятков миллиардов рублей из «прачечной» ЭКО и направить их на реальную поддержку многодетных семей. Иначе русские рискуют стать исчезающим видом, а дефицит численности населения будет восполнен мигрантами. Ибо как раз работающее в этом направлении лобби ведёт себя наиболее активно.

Царьград также обращается к Минфину, санкционирующему выделение денег на национальные проекты. Мы просим отказаться от финансирования экстракорпорального оплодотворения на 2022 и последующие годы и направить сэкономленные средства на поддержку многодетных семей. Уверены, что такое решение будет полностью отвечать интересам Государства Российского.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.