Общество

Что такое маркировка продукции?

Маркировка продукции введена как инструмент идентификации товаров, который отображает базовые сведения о продукте, а также его соответствие требованиям техрегламентов ЕАЭС или прочих нормативных актов, если это предписано законом. Маркировка необходима для подтверждения легального статуса изделия, его проведения по бухгалтерии, формирования кассовых чеков. Помогает потребителям сделать правильный выбор, а также предоставляет органам госнадзора возможности по прослеживанию жизненного цикла товара и разработке мер по влиянию на рынок.

Виды маркировки продукции

Потребительская информация, которой маркируется изделие, указывает на особенности транспортировки, идентифицирует выпускаемый на рынок объект. Ее наносят на бирки, упаковку, ярлыки или сам продукт.

Данные для потребителя чаще всего включают:

  • название и торговую марку изделия;
  • состав;
  • способ применения;
  • информацию о производителе, импортере;
  • дату изготовления и срок годности.

Кроме это, содержат условия транспортировки, хранения, утилизации. Среди распространенных и узнаваемых примеров идентификаторов — это значки «хрупкий груз», «беречь от влаги», «легко воспламеняемо», «стирать при температуре 30 C» и т.п.

Также к маркировке относят штрих-коды, что выполнены в виде двумерной последовательности черных и белых полос по стандарту EAN. Эти обозначения используются добровольно, но на практике они обязательны для всех продуктов на рынке. Без них не поставить товар в магазины, торговые сети.

Для предоставления расширенных сведений об изделии используют QR или DataMatrix коды. Они имеют вид комбинации черных квадратов разного размера на белом фоне. Таким способом шифруют до 7089 символов.

QR идентификаторы задумывались как метод повышения узнаваемости бренда и продукции. Их генерировали бесплатно на открытых онлайн-сервисах. Удобство создания, простота считывания и обработки обеспечили востребованность QR изображений для усиления контроля над оборотом товаров.

Маркировка «Честный ЗНАК»

Обязательное нанесение на продукцию QR кодов внедрено Распоряжением Правительства РФ No792-р от 28.04.2018. Директива подразумевает обеспечение цифровой прослеживаемости каждого экземпляра на рынке России.

ГИС МТ «Честный ЗНАК» — это динамичная онлайн-база товаров. Как только изделие из перечня обязательно маркируемых объектов, что отражены в указанном выше распоряжении, ввозится в страну или сходит с конвейера, его необходимо снабдить уникальным кодом. Шифр генерируется и выдается непосредственно контрольно-идентификационный знак (КИЗ). Любые действия с продуктом вплоть до продажи или списания отображаются сначала в бухгалтерской системе предприятия, откуда автоматически передаются в базу ГИС. Это позволяет обелить рынок, исключить продажу контрафакта, защитить потребителей от подделок или некачественных покупок.

Программа предполагает поэтапное введение и полный охват всех промышленных и продовольственных изделий от прямых производителей и импортеров. По состоянию на 1 января 2022 года в системе «Честный знак» обязательно маркируются следующие товарные категорий:

  • Молочная продукция:
  • творог;
  • сыры;
  • масло;
  • молоко;
  • сыворотка;
  • сгущенка;
  • молочные напитки;
  • мороженое на основе молочного жира.
    • Табачные изделия (сигареты, смеси для кальяна).
    • Лекарства.
    • Легкая промышленность (домашний текстиль, трикотаж, блузы, верхняя одежда из кожи, шерсти, хлопка включая б/у изделия в комиссионных магазинах)
    • Обувь.
    • Автопокрышки для всех видов транспорта.
    • Духи, туалетные воды.
    • Фотоаппаратура (камеры, вспышки, объективы).
    • Бутилированная вода.

В пилотном режиме отрабатывают схему шифрования пива, напитков, БАДов, велосипедов, кресел-колясок. Пока эти категории маркируются добровольно, но к 2023 году такая процедура для них станет обязательной.

Как маркировать продукцию?

Для обеспечения цифровой прослеживаемости товаров необходимо:

  • Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Процедура бесплатная. Заявителю достаточно предъявить правоустанавливающие документы предприятия.
  • Приобрести аппаратуру для нанесения и считывания идентификаторов. Это принтеры этикеток, сканеры кодов. Производителям понадобится промышленное оборудование. Мелким ИП достаточно мобильных ручных устройств с возможностью интеграции в бухгалтерскую систему предпринимателя.
  • Средства цифрового слежения. Имеется ввиду компьютерная техника, программы, сервера для получения, хранения, списания кодов, а также передачи органам госнадзора отчетов для проверок.

Уникальные идентификаторы приобретают в ГИС по фиксированной цене за одну штуку. Допускается нанесение кодировки на отделяемую часть упаковки или этикетки. Без идентификаторов разрешено распродавать остатки, произведенные или импортированные до даты введения товара в категорию обязательных к маркировке. Нарушение установленных правил оборота продукции грозит штрафом до 300 тыс. руб. по ст. 15.12 КоАП РФ.

Важно понимать, что к 2024 году правительство намерено взять под цифровой контроль весь рынок РФ. Это значит, что обязательное нанесение уникальных идентификаторов для каждого экземпляра продукта, — вопрос ближайшего времени. Вот почему производителям и импортерам уже сейчас стоит заняться внедрением систем цифрового учета по ГИС «Честный ЗНАК».

Подробнее о маркировке разных товаров читайте здесь https://optimatest.ru/group/sertifikaciya-po-dokumentam/markirovka-tovarov/

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.