Транспорт

Бизнес в России авиакомпаниям США дороже санкций против России

Дополнительные рейсы авиакомпаний США через российское небо помогут модернизировать отечественную аэронавигацию за счет увеличения транзитных сборов с американцев. Об этом корреспонденту EADaily сообщил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Расширить имеющийся воздушный коридор над Россией накануне пожелала американская корпорация авиаперевозчиков American Airlines. Авиаперевозчики на этот счет обратились к госсекретарю США Энтони Блинкену, напомнил Пантелеев. Блинкен походатайствовал на этот счет перед российскими властями. Пресс- секретарь президента России Дмитрий Песков направил письмо American Airlines в Минпромторг России.

«По данным СМИ США, российские власти пошли навстречу американским авиакомпаниям в плане увеличения американских рейсов через воздушное пространство России. Для американцев это возможность больше заработать. Для России это тоже полезно. Транзитные полеты в воздушном пространстве нашей страны приносят нам дополнительные доходы. Чем больше доходов у российских корпораций- авиадиспетчеров, тем больше возможных внебюджетных вложений в программу модернизации отечественной аэронавигации», — сказал Пантелеев.
Эксперт уточнил: речь прежде всего идет об американских грузовых транзитных перевозках через российское небо. По словам Пантелеева, грузовые авиаперевозки, как и железнодорожные грузовые маршруты, приносят перевозчикам больше прибыли, чем пассажирские. Интерес авиакомпаний США в грузовом транзите через Россию возрос в последнее время в силу многих факторов. Первый — авиакомпании США сейчас восстанавливают объем перевозок после их резкого сворачивания в первую волну пандемии коронавируса. Второй фактор — сейчас маршруты транзитных авиарейсов из США по ряду причин стараются пускать в обход России. Третий фактор — убыточность таких облетных рейсов для американских авиакомпаний.

«Летать в обход России американским перевозчикам, как минимум, невыгодно. В этом случае значительно увеличиваются протяженность и время полета, расход топлива и, само собой, общая стоимость такого рейса. Это относится, в первую очередь, к кроссполярным маршрутам — линиям, связывающим Северную Америку с Юго-Восточной Азией. На этих линиях сейчас восстанавливается грузопоток. Летать по таким грузоперевозкам американским авиакомпаниям удобнее и выгоднее как раз через российское небо», — говорит эксперт по авиации.
Авиаперевозки пассажиров из России в США и обратно сейчас затруднены, напоминает эксперт.

«О таких перевозках не шло речи в ходатайстве Госдепартамента США за интересы American Airlines перед российскими властями. Спрос на такие перевозки сейчас ограничен из-за пандемии коронавируса, с известными проблемами в деятельности дипломатических представительств и консульств нашей страны и США. Ведь чтобы полететь из России в США, а из США в Россию нужно оформлять визу, а визу оформляют через посольство или консульство. Несмотря на сложности в российско- американских отношениях, потребности рядовых граждан России летать в США сохраняются сейчас на очень высоком уровне», — отмечает Пантелеев.
По словам эксперта, выполняющий прямые рейсы в США из Москвы «Аэрофлот» увозит на своих рейсах не только россиян, но и иностранных граждан, которым предлагается чартерная перевозка из Москвы. В частности, такими чартерами в США через Москву активно пользуются граждане Казахстана и стран Средней Азии, других бывших советских республик.

«Не так давно этими чартерами „Аэрофлота“ через Москву в США охотно пользовались граждане Украины. Но после прекращения прямого авиасообщения между Россией и Украиной, вызванного понятными политическими причинами, резко сократилось количество украинских граждан, которые летают в Северную Америку, Европу и на другие континенты через Россию», — сказал авиаэксперт.
«Двусторонние международные авиаперевозки осуществляются, когда правительства двух стран окончательно договариваются о конфигурации этих перевозок. Данная конфигурация — направления и количество рейсов, другие факторы, которые влияют на возможности авиакомпаний осуществлять международные полеты», — подытожил исполнительный директор «Авиапорт».

В данном случае не идет речи о расширении географии маршрутов через привычное американцам Транссибирское пространство, сказал корреспонденту EADaily директор Института воздушного и космического права «Aerohelp» Олег Аксаментов. Он напомнил, что через небо над Сибирью американцы перевозят пассажиров и грузы на европейских, азиатских, африканских и других направлениях. Перелеты через Сибирь и Дальний Восток позволяют перевозчикам из Штатов сокращать расстояние и, следовательно, делать перевозки более экономичными.

Конфигурации авиатранзитов из США через Сибирь давно согласованы, уточняет Аксаментов.

«Скорее всего, американцы имеют в виду в данном случае полеты в воздушном пространстве Крымского полуострова. Полеты над Крымом, например, из Европы и Африки не могут сейчас выполняться американцами. Воздушное пространство над Крымом отнесено Штатами с 2014 года к так называемым „конфликтным зонам“. Украина не признает Крым российским, поэтому Штаты запретили летать над Крымом своим авиаперевозчикам и авиакомпаниям тех стран, которые находятся в соглашении с США насчет код- шеринга. Код-шеринг — это соглашение, по которому в данном случае рейс одной авиакомпании представляется на рынке как рейс одной или нескольких других авиакомпаний», — высказывается эксперт.
Аксаментов уточнил: возможное желание американских авиакомпаний летать над Крымом не означает признания США Крыма российской территорией.

По словам Аксаментова, столь нужное американским авиакомпаниям дополнительное воздушное пространство над Россией — следствие как раз того, что American Airlines осуществляет код-шеринг с авикомпаниями других стран. В данном случае, говорит эксперт, участниками код-шеринга с американцами по Крыму, в теории, могут стать и российские авиакомпании, которые свободно летают над полуостровом.

Российско- американская политическая напряженность никак не влияет на бизнес- планы American Airlines и связанных с международными авиаперевозками деловых кругов США, поясняет Аксаментов.

«В Вашингтоне и деловой столице США Нью-Йорке никто не называл в прямом контексте Россию «врагом США номер один». Отношения между Россией и США сейчас крайне непростые. Однако у американцев есть мудрая поговорка «A fair exchange brings no quarre», при честном обмене раздоров не бывает. Еще американцы говорят: «Если человек не улыбается, он никогда не разбогатеет». Американская культура покажется циничной, но она по- своему мудрая в своем прагматизме.

Если дополнительные полеты над Россией окажутся выгодным бизнесом для авиакомпаний США, то для биржевых и политических кругов Америки никаких проблем не будет. Возможно, что ради интересов связанного с авиаперевозками крупного бизнеса Вашингтон несколько скорректирует свою политику по отношению к России», — подытожил Олег Аксаментов.

Эксперты сходятся во мнении: кошельки американских бизнесменов в плане России показали себя мудрее мозгов многих американских политиков. Высказанное Пантелеевым и Аксаментовым насчет России и США подтверждается примером деловых отношений между Турцией и Арменией. По хорошо известным причинам в Анкаре нет посольства Армении, в Ереване нет посольства Турции. С начала 1990 -х годов официальная Анкара относится к Армении так, как делала Османская империя с дашнакским армянским государством в 1918 году: «Пусть армяне сколько угодно купаются в Севане, но выйти на берег и обсушиться мы им не дадим никогда».

Несмотря на это, турецкая авиакомпания Borajet в 2011 году запланировала запустить прямой авиарейс из турецкой провинции Ван до Еревана и обратно в Турцию. В этом рейсе были заинтересованы желающие работать в Армении турецкие бизнесмены из Вана. Ответное желание прозвучало от деловых и культурных кругов Армении. Турция — выгодная для армянского бизнеса большая страна, расположенная как в Европе, так и в Азии, крупнейший деловой игрок на Большом Ближнем Востоке. Армянский бизнес мог бы через Турцию осуществлять удобные транзиты по самым разным точкам земного шара, а там посредством предпринимательства работать на внешнеполитические интересы Республики Армения, укоренять мягкую силу Армении и армянской культуры.

Город Ван — начало кратчайшего пути к священной для всех армян мира горе Арарат. В 9 километрах от Вана находится армянский монастырь XII века Варагаванк. Турецкие власти сделали разрушенную во время Геноцида армян обитель музеем. В 2010—2011 годах в Варагаванке отреставрировали кафедральный собор. В 2010 году Армянской апостольской церкви разрешили проводить в соборе Варагаванка раз в год литургию. С этого времени в Варагаванк каждый сентябрь стали приезжать армянские паломники и священнослужители почти со всего мира. Где паломники — там и деньги от них. Неподалеку от Вана также находится древний Ани — историческая столица Западной Армении, духовный центр всего армянского мира.

Выгодную Турции и Армении «дипломатию кошелька» весной 2011 года пресек Азербайджан, младший брат Турции. Когда Главное управление гражданской авиации Турции одобрило рейсы Borajet из Вана в Ереван, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров выразил своему турецкому коллеге Ахмету Давутоглу недовольство на этот счет. Чтобы Азербайджан не вышел из сферы влияния Турции, Анкара решила заморозить на неопределенный срок планы Borajet насчет полетов в Армению. Турецкая пресса по этому поводу объявила в апреле 2011 года, что рейсы из Вана в Ереван «заведомо убыточны» по причине отсутствия интереса к ним в Турции и Армении. Турецкие СМИ намеренно лукавили, а проще говоря, лгали читателям.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.