История. Запретная археология.

Если бы ВЕЛИКАЯ библиотека не сгорела

 

Труды всех этих и многих других великих учёных древности были собраны в огромной коллекции Александрийской библиотеки. По разным оценкам в её фонде находилось  до 700 тысяч папирусных свитков. Александрийская библиотека была основана в 290 году до нашей эры и накапливала в себе все самые прогрессивные знания человечества в течение без малого семи веков.

И это была не просто библиотека. Во времена своего расцвета она представляла собой скорее академию: здесь жили и работали величайшие учёные того времени, которые занимались как исследованиями, так и преподаванием, передачей своих знаний ученикам. В разное время здесь трудились Архимед, Евклид, Зенодот Эфесский, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей, Каллимах Киренский. Здесь была написана и хранилась Полная История Мира в трёх томах.

Давайте узнаем, что там могло храниться …

1. Эратосфен Киренский.

Греческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Ученик Каллимаха, с 235 г. до н. э. — глава Александрийской библиотеки. Именно Эратосфен ввёл в обращение термин «география». Он отметился обширными трудами во многих научных областях, за что получил от современников прозвище «бета», то есть второй. И то только лишь потому, что первое место должно быть удержано за предками. Эратосфен наиболее известен тем, что задолго до появления машин и спутников установил форму нашей планеты и практически точно высчитал её окружность.

Он написал три книги о истории географических открытий. В своих трактатах «Удвоение куба» и «О среднем» он рассматривал решения геометрических и арифметических задач. Самым знаменитым математическим открытием Эратосфена стало так называемое «решето», с помощью которого находятся простые числа. Эратосфена можно считать также основателем научной хронологии. В своих Хронографиях он пытался установить даты, связанные с политической и литературной историей Древней Греции, составил список победителей Олимпийских игр.

2. Гиппарх Никейский.

Древнегреческий астроном, механик, географ и математик II века до н. э., часто называемый величайшим астрономом античности. Гиппарх внес фундаментальный вклад в астрономию. Его собственные наблюдения продолжались с 161 по 126 до н.э. Гипарх с высокой точностью определил продолжительность тропического года; довольно точно измерил прецессию, которая проявляется в медленном изменении долготы звезд. В составленном им звёздном каталоге указаны положения и относительная яркость около 850 звёзд.

Работа Гиппарха о хордах окружности (по современным понятиям – синусам), составленные им таблицы, предвосхитившие современые таблицы тригонометрических функций, послужили отправной точкой для развития хордовой тригонометрии, игравшей важную роль в греческой и мусульманской астрономии.

В неизменном виде до наших дней дошла только одна авторская работа Гиппарха. Об остальных его трудах известно крайне мало, да и существующие данные во многом разнятся.

 

3. Евклид.

Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Известен главным образом как автор фундаментального труда «Начала», в котором в систематическом виде представлено теоретическое ядро всей античной математики, включающее в себя два основных раздела — геометрию и арифметику. В целом Евклид — автор множества работ по астрономии, оптике, музыке и другим дисциплинам. Однако, до нашего времени дошли лишь единицы его трудов, причём многие только частично.

 

4. Герон Александрийский.

Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяжённости дорог (древний одометр) и др. Первым начал создавать программируемые устройства (вал со штырьками с намотанной на него верёвкой).

Занимался геометрией, механикой, гидростатикой, оптикой. Основные произведения: Метрика, Пневматика, Автоматопоэтика, Механика (произведение сохранилось целиком в арабском переводе), Катоптрика (наука о зеркалах; сохранилась только в латинском переводе) и др. В 1814 году было найдено сочинение Герона «О диоптре», в котором изложены правила земельной съёмки, фактически основанные на использовании прямоугольных координат.

 

 

5. Аристарх Самосский.

Древнегреческий астроном, математик и философ. Он первым изобрёл гелиоцентрическую систему мира и разработал научный метод определения расстояний до Солнца и Луны и их размеров. Вопреки общепринятым в его время взглядам Аристарх Самосский уже тогда (середина II века до н. э.) утверждал, что Солнце неподвижно и находится в центре мироздания, а Земля обращается вокруг него и вращается вокруг оси. Полагал, что звезды неподвижны и расположены на сфере очень большого радиуса.

Вследствие выдвижения своей гелиоцентрической системы мира Аристарх Самосский был обвинён в безбожии и был вынужден бежать из Афин. Из всех крайне многочисленных сочинений Аристарха Самосского до нас дошло только одно, «О величинах и расстояниях Солнца и Луны».

 

Теперь подробнее о самой библиотеке.

Идея библиотеки.

Александрийская Библиотека – пожалуй, самая известная из древних, но не самая древняя из известных нам библиотек. Идея библиотеки – это идея сохранения и передачи знаний от прошлых к грядущим поколениям, идея преемственности и посвящения. Совершенно не случайным поэтому представляется существование библиотек в наиболее развитых культурах древности. Известны библиотеки египетских фараонов, царей Ассирии и Вавилона. Некоторые функции библиотек выполняли собрания священных и культовых текстов при древних храмах или религиозно-философских общинах, подобных братству Пифагора.

В античное время имелись также и достаточно обширные частные собрания книг. Например, библиотека Еврипида, которую тот, по словам Аристофана, использовал при написании собственных произведений. Более известна библиотека Аристотеля, которая создавала во многом благодаря пожертвованиям знаменитого ученика Аристотеля  Александра Великого. Однако, значение библиотеки Аристотеля многократно превышает суммарную значимость собранных Аристотелем книг. Ибо с абсолютной уверенностью можно говорить о том, что создание Александрийской Библиотеки  стало возможно во многом именно благодаря Аристотелю. И дело здесь даже не том, что книжное собрание Аристотеля составляло основу библиотеки Ликея, которая и стала прообразом библиотеки в Александрии. Гораздо важнее, что последователями или учениками Аристотеля являлись все, кто в большей или меньшей степени был причастен к созданию Александрийской Библиотеки.

Первым в их числе, конечно, следует назвать самого Александра, который воплощая в жизнь теорию философского деяния своего учителя, раздвинул границы эллинистического мира настолько, что непосредственная передача знания от учителя к ученику сделалась во многих случаях попросту невозможной — создав тем самым предпосылки основания библиотеки, в которой были бы собраны книги всего эллинистического мира. Кроме того, Александр и сам имел небольшую походную библиотеку, главной книгой которой являлась «Илиада» Гомера – наиболее известного и загадочного греческого автора, изучением творчества которого занимались все первые библиотекари Александрийской Библиотеки. Не следует забывать и том, что Александром был основан и сам город, на плане которого он начертал пять первых букв алфавита, которые означали: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» — «Александр-царь, порождение Зевса, основал…», — знаменуя то, что город будет весьма прославлен в том числе и словесными науками.

К косвенным ученикам Аристотеля следует отнести и основателя династии египетских царей Птолемея Лага, который, будучи другом детства Александра Македонского, а затем одним из его полководцев и телохранителей, конечно, разделял основные идеи Александра и Аристотеля.

Последователем Аристотеля являлся и непосредственный основатель и первый руководитель Александрийской Библиотеки ученик Феофраста Деметрий Фалерский. Пожалуй, то же самое можно сказать и о Стратоне, который совместно с Деметрием Фалерским являлся одним из основателей Александрийского Музейона. А его  воспитанник Птолемей Филадельф после восшествия на египетский престол, прилагал огромные усилия для продолжения дела своего отца, не только выделял значительные материальные средства, но и проявляя личную заботу о развитии и процветании Музейона и Библиотеки.

 

 

Основание Александрийской Библиотеки.

Создание Александрийской Библиотеки самым тесным образом связано с Александрийским Музейоном, основанном около 295 г. до н.э. по инициативе двух афинских философов Деметрия Фалерского и Стратона-физика, прибывших в Александрию по приглашению Птолемея I в самом начале III в. до н. э. Поскольку оба из названных мужей являлись также наставниками царский сыновей, то одной из важнейших функций, а возможно, и первейшей задачей вновь созданного Музейона являлось обеспечение самого высокого уровня образования наследникам престола, а также подрастающей элите Египта. В дальнейшем это вполне сочеталось с полноценной научно-исследовательской работой в самых различных отраслях знаний. Однако, оба направления деятельности Музейона, конечно, были невозможны без существования научной и учебной библиотек. Поэтому есть все основания полагать, что Библиотека как часть нового научно-образовательного комплекса была основана в тот же год, что и сам Музейон, или спустя весьма непродолжительное время после начала работы последнего. В пользу версии одновременного основания Музейона и Библиотеки может свидетельствовать также и то, что библиотека являлась обязательной и неотъемлемой частью Афинского Ликея, который, вне всяких сомнений, и послужил прообразом при создании Александрийского Музейона.

Самое первое упоминание о Библиотеке мы находим в знаменитом «Письме к Филократу», автор которого, приближенный Птолемея II Филадельфа, сообщает в связи с событиями перевода священных книг иудеев на греческий следующее: «Димитрий Фалирей, заведующий царской библиотекой, получил крупные суммы на то, чтобы собрать, по возможности, все книги мира. Скупая и снимая копии, он, по мере сил, довел до конца желание царя. Однажды в нашем присутствии он был спрошен, сколько у него тысяч книг, и ответил: «свыше двухсот тысяч, царь, а в непродолжительном времени я позабочусь об остальных, чтобы довести до пятисот тысяч. Но мне сообщают, что и законы иудеев заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в твоей библиотеке». (Письмо Аристея, 9 – 10).

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.