Культура

Подарили мир, но не спасли себя. Актеры-фронтовики теряли семьи, хоронили детей и умирали от старых ран

В июне 1941-го тысячи добровольцев записались в фронтовые бригады. Среди них оказались и будущие актеры и режиссеры, которые отложили мечты о кинокарьере до лучших времен, а точнее, до Победы.

9 мая давно стало особенным днем для россиян, моментом чествования предков, сделавших все для того, чтобы последующие поколения жили в мире. В июне 1941-го, как и остальное население страны, будущие режиссеры и актеры пошли на фронт, а действующие артисты попали в театры народного ополчения, с которыми давали концерты близ мест боевых действий.

Владимир Басов, Ефим Копелян, Борис Сичкин, Григорий Чухрай — все они рисковали жизнями, защищая Родину и поднимая моральный дух солдат, и получили заслуженные награды за проявленную отвагу. После войны артисты вернулись к творчеству, но судьба припасла для них новые испытания. Что же убило уцелевших под пулями театралов и кинодеятелей?

Владимир Басов

«Я командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налеты. Служил в штабе артдивизии и на передовой. Занимал должность замнача оперативного отдела. Составлял карты, мотался по проселкам и бездорожью. Некогда было размышлять. На войне тяжело. Но человеку свойственно быстро обживаться. Чудом люди успевали подшить чистый воротничок, носили пистолет немного сзади — щеголевато. Голодали, теряли друзей, держались все-таки», — гласили письма Басова
«Я командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налеты. Служил в штабе артдивизии и на передовой. Занимал должность замнача оперативного отдела. Составлял карты, мотался по проселкам и бездорожью. Некогда было размышлять. На войне тяжело. Но человеку свойственно быстро обживаться. Чудом люди успевали подшить чистый воротничок, носили пистолет немного сзади — щеголевато. Голодали, теряли друзей, держались все-таки», — гласили письма Басова

Отец будущего артиста погиб на войне в Средней Азии, так что с детства у Владимира появился нравственный ориентир. В 1941-м парень окончил 10-летку, 20 июня — отметил с одноклассниками выпускной. Ребята готовились к новой, красивой и взрослой жизни, но в итоге переступили порог юношества в солдатских шинелях.

На заре Великой Отечественной Басов получил приглашение в Театр Красной Армии, но он не мог понять, как это возможно: играть, когда нужно палить по врагу? Статистика была беспощадной: ровесники Владимира погибали чаще всех. Но именно на фронте солдату открылись простые истины и основные нравственные понятия. Как никогда, ценил он жизнь и мечтал о возвращении к искусству.

Вероятно, поэтому Басов организовал ансамбль художественной самодеятельности, давший более 150 концертов для солдат. В звании лейтенанта артист был награжден за образцовое исполнение обязанностей медалью «За боевые заслуги». Позднее он стал командиром батареи 424-го минометного полка, а 23 февраля 1945-го во главе штурмовой группы захватил опорный пункт немецкой обороны. В бою Владимира контузило, и за свой подвиг он получил орден Красной Звезды.

С фронта Басов вернулся в звании капитана. Он мог бы продолжить военную карьеру, но предпочел поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Уже в начале 50-х Владимир снял свои первые фильмы «Школа мужества» и «Нахлебник». В 1961-м вышла картина «Битва в пути», которую высоко оценили критики, а в 1968-м — «Щит и меч», ставший профессиональным прорывом артиста.

Не менее удачной стала экранизация «Дней Турбиных», вот только фильм о белогвардейцах в итоге показали по ЦТ всего лишь раз, после чего положили на полку по одной версии — до начала, а по другой — аж до конца 80-х… Басов так переживал за свое детище, что ничего не снимал в ближайшие пять лет. Это фиаско негативно отразилось и на личной жизни режиссера.

Вернемся назад и начнем с того, что первый недолгий брак Басов заключил с Розой Макагоновой, а затем женился на Наталье Фатеевой, но, несмотря на рождение общего сына Володи, супруги развелись из-за постоянной ревности режиссера и… его пристрастию к спиртному. Третий союз постановщика — с Валентиной Титовой — оказался самым счастливым, но и он рухнул в момент кризиса. 14 лет они провели вместе, Владимир Басов снимал возлюбленную чуть ли не в каждом фильме, артисты растили двоих детей. Однако разочарование из-за «Дней Турбиных» столкнуло драматурга в пучину алкоголизма, и Титова отчаялась вытащить мужа оттуда.

В итоге Валентина ушла от супруга к оператору Георгию Рербергу. Басов тяжело переживал развод: вскоре он угодил в больницу с обширным инфарктом, за которым последовал инсульт. После вынужденной паузы в творчестве режиссер снял еще три фильма, но в 1987-м скончался после второго апоплексического удара. Старший сын артиста подчеркивал, что убили отца не только любовные и профессиональные драмы, но и полученная в войну контузия.

Ефим Копелян

В отличие от Басова, Копелян был достаточно зрелым человеком, когда грянула война. Он уже успел выпуститься из Речицкой трудовой школы, переехать в Ленинград и поступить в студию при БДТ, в котором в итоге служил до конца своих дней. В 1939-м артист влюбился в юную актрису Людмилу Макарову, но два года коллеги приглядывались друг к другу, прежде чем поженились: все-таки Ефим Захарович был на 10 лет старше, да и поклонниц вокруг него вилось немало.

Влюбленные расписали в мае 1941-го и успели отгулять медовый месяц, когда привычный мир рухнул. В июне оба были на гастролях в Ашхабаде, по дороге в Ленинград Людмила заболела тифом, так что легла в госпиталь. Копелян же сразу записался во фронтовую бригаду, но в итоге попал в Театр народного ополчения. Первую программу коллектив артистов, находившихся на казарменном положении, дал уже в июле.

Концерты и спектакли актеры показывали в непосредственной близости от линии фронта, поэтому коллеги Копеляна нередко погибали. Сам артист в то время больше заботился о других, чем о себе: на короткие встречи с женой приносил свой солдатский паек, когда театрал Анатолий Королькевич потерял хлебную карточку на месяц — отдавал товарищу половину своей еды. После войны Ефим Захарович получил медали «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За победу над Германией».

Копелян и Макарова вернулись в родной БДТ, а параллельно начали играть в кино. Так, актер запомнился зрителям по участию в фильмах «Неуловимые мстители», «Даурия», «Соломенная шляпка». Ключевую роль в карьере артиста сыграла лента «Вечный зов»: в год старта съемок Ефим Захарович получил звание народного артиста СССР, а образ Михаила Кафтанова приумножил его славу.

Вот только роль в картине впоследствии назвали проклятой: спустя полтора года у Копеляна начались проблемы со здоровьем. Из-за болей в желудке он обратился к специалистам, и те поставили неутешительный диагноз — рак. Стресс спровоцировал инфаркт, и тут выяснилось, что никакого онкологического заболевания у артиста нет. Врачебная ошибка едва не стоила ему жизни. Или «едва» здесь все-таки лишнее?..

Казалось, Ефим Захарович пошел на поправку, и коллеги надеялись, что вскоре он вернется к работе. Мужчина отправился в санаторий, где должен был поправить здоровье, но вместо этого неожиданно умер от сердечного приступа. Это случилось 6 марта 1975-го, когда персонал отмечал грядущий праздник. Скорую вызвали слишком поздно, и спасти актера не успели. До сих пор друзья звезды «Вечного зова» уверены, что если бы сотрудники лечебного центра не проявили халатность, Копелян прожил бы гораздо дольше, чем 62 года.

Юрий Любимов

В 1939-м Юрий Любимов окончил Щукинское училище и был принят в труппу Театра имени Вахтангова, но почти сразу после этого отправился на советско-финскую войну. В 1941-м он влился в Ансамбль песни и пляски НКВД, где в качестве ведущего артиста и конферансье выступал перед солдатами на линии фронта. За проявленную храбрость Любимов удостоился медалей за оборону Ленинграда и Москвы, «За Победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Демобилизовавшись, артист вернулся в театр, который оставался его основной страстью, хотя периодически Любимов появлялся и в кино: в «Беспокойном хозяйстве», «Кубанских казаках». С конца 50-х Юрий Петрович занимался режиссурой и преподаванием, и его новаторские постановки прославили «Таганку». Правда, дерзость драматурга не всем пришлась по вкусу, так что после интервью «Таймс» его на время лишили гражданства. Опала закончилась только на закате 80-х, позволив Юрию Любимову вновь возглавить театр.

Личная жизнь режиссера отличалась разнообразием: его возлюбленными были балерина Ольга Ковалева и сестры Пашковы, а роман мэтра с Людмилой Целиковской продлился более 10 лет. Имя артистки волшебным образом действовало на чиновников, спасая Любимова от проблем с властями, но вместо благодарности за помощь он изменял пассии направо и налево. Целиковская закрывала на интрижки глаза, пока Юрий Петрович сам не разорвал с ней отношения из-за чувств, вспыхнувших к венгерской переводчице Каталин Кунц.

В итоге 61-летний режиссер женился на 32-летней избраннице, а через год она подарила мужу сына Петра. Каталин стала правой рукой драматурга, и многие обвиняли ее в превышении полномочий и сеянии раздора в театре. Однако друзья уверяли: переводчица продлила стареющему постановщику жизнь.

Серьезные проблемы с сердцем начались у Любимова в 2012-м: в октябре режиссер загремел в клинику и впал в кому. Но к зиме он уже стоял на сцене в новом костюме на репетиции «Князя Игоря». Это ли не благотворное влияние заботливой жены? Каталин всюду следовала за супругом, ограждая от лишнего внимания прессы, а в первые месяцы после выписки из больницы постоянно протирала ему руки антисептиком: доктора предупредили, что для ослабленного организма любая инфекция может стать фатальной.

Так он продержался еще два года, пока не попал в реанимацию с диагнозом «сердечная недостаточность». Доктора и ангел-хранитель в лице супруги Каталин оказались бессильны: 5 октября 2014-го 97-летний режиссер умер во сне. На похороны Любимова пришли тысячи людей, почитавших его творчество.

Антонина Максимова

«Зори Парижа» свели Антонину с сердцеедом Дмитрием Дорлиаком
«Зори Парижа» свели Антонину с сердцеедом Дмитрием Дорлиаком

Дочери оружейника и домохозяйки из Тулы, только-только поступившей в ГИТИС, повезло попасть в картину «Петербургская ночь» Григория Рошаля и Веры Строевой. Рошаля так впечатлила нестандартная красота девушки, что он позвал ее в следующий свой фильм «Зори Парижа». Называть это предложение удачей или несчастьем — большой вопрос…

Партнером Максимовой по съемкам стал актер Театра имени Вахтангова Дмитрий Дорлиак, по которому сходила с ума добрая половина населения Москвы. Ловелас был женат, что не помешало ему закрутить страстный роман с Антониной. Отношения завершились одновременно с окончанием работы над фильмом, что разбило сердце молодой артистки.

Душевные раны подлежат излечению, но как быть с неожиданными последствиями романа? Выяснилось, что Антонина беременна от любовника… Об опозоренной женщине узнали журналисты, и в газете «Кино» появилась обличительная статья «Пошляк из театра имени Вахтангова», где Максимова выставлялась жертвой коварного Донжуана, недостойного сниматься в советском кино.

За грехи последовало беспрецедентное наказание: вышел указ, запрещающий киностудиям сотрудничать с безнравственным актером. Лишившемуся основного источника дохода артисту пришлось гастролировать по провинциям, чтобы залатать дыры в бюджете.

Антонина родила сына, но тот умер во младенчестве. Через год скончался и Дорлиак, заразившийся в Сибири тифом. Выглядело это все как жестокая расплата за запретную любовь… Но несмотря на пережитые трагедии, актриса продолжала заниматься творчеством: служила в Московском театре комедии, затем — в Саратовском драме.

В 1941-м артистка стала радисткой, а через два года влилась в труппу фронтового театра. Коллеги полагали, что она намеренно искала смерти: не пряталась от пуль, смело выступала близ мест боевых действий. Опыт, полученный в те страшные годы, помог Максимовой достоверно сыграть мать Алеши в «Балладе о солдате», одним криком выразив весь ужас родителей, провожавших сыновей на войну. Антонина снималась вплоть до 1980-го, пока ей не диагностировали рак. Спустя шесть лет женщина скончалась: одинокая, больная, испытывавшая счастье только под светом софитов. Незадолго до смерти за заслуги перед Родиной она получила Орден Отечественной войны II степени.

Борис Сичкин

Первые концерты маленький Боря, которого старший брат научил танцевать, давал на базаре. После Киевского хореографического училища юноша стал выступать с профессиональными коллективами, а в 1941-м присоединился к Ансамблю песни и пляски КВО. Однополчанами Сичкина были будущие звезды Украины Юрий Тимошенко и Александр Сегал. О фронтовых днях и продвижении от рядового танцовщика до солиста Борису напоминала медаль «За боевые заслуги».

Вернувшись к мирной жизни, артист работал балетмейстером и солистом различных ансамблей, а в 50-е начал сниматься в кино. Слава накрыла Сичкина после роли Бубы Касторского в «Неуловимых мстителях». А вот 70-е стали для актера худшим десятилетием: его арестовали по подозрению в хищении государственного имущества в крупных размерах. Спустя год Бориса Михайловича освободили, но следствие продолжалось еще долго.

Фактически лишившись работы в СССР, Сичкин вынужденно переехал в США. В Россию он вернулся только в 90-е, напомнив о себе зрителям ролью Растопчина в «Бедной Саше». Как и персонаж, актер фактически стал бездомным. Он снова улетел в Америку и провел последние годы жизни в доме для семей с невысокими доходами в Куинсе.

В 79 Сичкин умер от инфаркта в Нью-Йорке, но согласно завещанию после кремации прах артиста захоронили в колумбарии Ваганьковского кладбища: до конца дней актера тянуло в Россию.

Владислав Стржельчик

В 1938-м Владислава приняли в студию при БДТ, но окончить ее он смог только через девять лет: в 1940-м, когда грянула советско-финская война, начинающего артиста призвали в армию. Служба стартовала в артиллерийском полку — утром юноша проходил курс молодого бойца, а вечером готовил программу фронтового ансамбля.

На заре Великой Отечественной войны актер попал в пехоту. Он был и на передовой, и в различных армейских ансамблях, что возникали на Ленинградском фронте. Иногда солдата командировали в город на пару дней. Одна из таких вылазок запомнилась артисту на всю жизнь.

«Дома нашел записку от матери: «Папа — на заводе, я — в Эрмитаже». И тотчас отправился в Эрмитаж, где она работала и до войны, — делился спустя годы Стржельчик. — Сотрудники упаковывали сокровища музея для эвакуации в тыл, на Урал. Нашел мать в одном из залов, поставил в угол винтовку и стал помогать. Перенося уже упакованные полотна, увидел знаменитого ученого, академика Орбели. Сняв со стены одну из очень известных картин, Орбели аккуратно обвел мелом место, на котором она висела. «Зачем?» — спросил я. «А затем, молодой человек, — ответил академик, — что это полотно здесь было, здесь оно и будет висеть после нашей Победы!..»

Коллекцию наград актер собрал приличную: медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Позднее к ним добавились звания Героя Социалистического Труда и народного артиста РСФСР, а за роль генерала Ковалевского в сериале «Адъютант его превосходительства» Стржельчик получил отдельную Госпремию имени братьев Васильевых.

Не меньше, чем блестящую театральную и кинематографическую карьеру окружающие обсуждали личную жизнь Владислава Игнатьевича. Он был женат дважды: на артистке оперетты Ольге Смирновой, которая подарила ему дочь Марину, и Людмиле Шуваловой. Кроме того, любвеобильному мужчине неоднократно приписывали отцовство — внебрачными детьми Стржельчика называли актеров Дмитрия Исаева и Илью Коврижных, а также астрофизика Евгения Волкова.

Вплоть до 1993-го Стржельчик играл в кино и на сцене. Завершить карьеру он решил, когда стал забывать слова героев спектаклей. Людмила повела супруга к врачу и услышала ужасающий диагноз «опухоль головного мозга»… Суровый вердикт Шувалова попросила не сообщать избраннику: это сломило бы его. Вероятно, артист догадывался, чем болен, но слово «рак» ни разу не прозвучало в его присутствии. Операция актеру не помогла, и он ушел из жизни спустя семь месяцев.

Григорий Чухрай

Воспоминания о Великой Отечественной войне преследовали режиссера всю жизнь. Еще в конце 1939-го его призвали в РККА, а в августе 1941-го пехотинец подал рапорт и перешел в десантники. Будущий артист участвовал в Сталинградской битве, сражался на Донском, Первом и Втором Украинских фронтах. Четырежды Чухрая ранили, зато осенью 1943-го он сумел получить ценные разведданные, находясь в тылу врага. За свой подвиг Григорий удостоился Ордена Красной Звезды. День Победы солдат встретил в госпитале, а демобилизовался в декабре 1945-го.

Только в 40-е артист получил пять знаков отличия, а в последующие годы удостаивался еще Орденов Отечественной войны и «За заслуги перед Отечеством». Историю своей службы Чухрай описал в книге «Моя война». И разумеется, патриотическая тема нашла отражение в фильмах Григория Наумовича.

Он мог вовсе не поступить во ВГИК, ведь не имел возможности подготовиться к экзаменам. Однако речь абитуриента обезоружила приемную комиссию. «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же», — произнес он.

Первым фильмом, принесшим выпускнику ВГИКа успех, стал «Сорок первый», который одобрил и велел послать в Канны Никита Хрущев. Приз «За оригинальный сценарий и исключительные художественные достоинства» позволил режиссеру работать дальше. Главным достижением постановщика называют «Балладу о солдате», премированную BAFTA, датской Bodil, призами фестивалей в Сан-Франциско и в Милане.

Репутация Чухрая была безупречной во всем, а его история любви с женой служила примером коллегам. Студентку Иру мужчина встретил в Ессентуках: днем девушка рыла противотанковые рвы, а вечером ходила на танцы. Война разлучила пару, но предприимчивый артист разыскал избранницу через газету. Свадьбу они сыграли ровно за год до Победы. Супруги вырастили дочь-киноведа и сына-режиссера: как в свое время «Баллада о солдате», фильм «Вор» Павла Чухрая номинировался на «Оскар».

В последние годы здоровье подводило Григория Наумовича, и он уже не мог работать. 28 октября 2001-го прославленный 80-летний режиссер скончался от инфаркта, но его фильмы живы для зрителей и сегодня.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.