Наука и Техника

Бактерия может извлекать из руды золото

Ученые открыли бактерию, способную извлекать из руды золото. Правда, чтобы узнать, как она это делает, им понадобилось несколько лет.

В начале XXI века ученые открыли бактерию с необычными свойствами: Cupriavidus metallidurans «переваривает» химические соединения в металлических рудах, превращая те в золото.

Палочкообразные C. metallidurans встречаются в почвах с высокой концентрацией меди и других тяжелых металлов. Здесь много питательных веществ, но для того, чтобы выживать в подобных экстремальных условиях, бактериям пришлось научиться их перерабатывать.

Изучением этого процесса занималась международная группа исследователей. Им удалось выявить цепочку биохимических реакций. Механизм запускается на внешней стороне мембраны бактерии: соли меди и золота разлагаются там до соединений, способных проникнуть сквозь клеточную стенку. Бактериям для жизнедеятельности нужна медь, но ее количество должно быть строго ограничено. Как только наступает насыщение медью, ее избыток начинает выводиться из организма ферментом CupA. При этом под действием другого фермента, CopA, в реакцию вступает избыток соединений золота. В результате поступление лишних металлов в клетку прекращается, и бактерия избавляется от токсичных излишков.

Побочным эффектом этого процесса становится образование частиц металлического золота размером не более нескольких нанометров. Они оседают на внешней стороне клеточной стенки бактерии, что в итоге становится ключевым фактором в формировании золотых самородков из первичной золотой руды.

Вспомним еще, что Золото — не самый дорогой металл в мире, где находится самый большой в мире золотоносный рудник и сколько в мире золота.