Все помнят жест «жизни или смерти», который мог спасти или погубить гладиатора ? Беснующаяся толпа сжатыми кулаками и оттопыренным вверх (жизнь) или вниз (смерть) большим пальцем стала образом гладиаторского боя.
На самом деле это заблуждение.
В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный и средний палец вверх, таким образом прося публику решить его участь. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Знатные римляне, что устраивали бои, могли помиловать гладиатора, но сохранять жизнь каждого гладиатора для них было позорно, так как их могли посчитать скупыми.
Решать вопрос жизни гладиатора мог только император или устроитель игр и свое решение он показывал жестом: большой палец параллельный земле и направленный на сердце, что означало «добей его», жизнь гладиатору даровал сжатый кулак, что означало «убери меч в ножны и оставь его».
Также многие исследователи приходят к выводу, что император, не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.
А появилось это заблуждение благодаря картине художника Жан-Леона Жерома, написавшего в 1872 году это полотно. Картина называется «Pollice verso», что, по мнению художника, означало «палец отогнутый вниз». Согласно историческим документам подобной фразой как раз и определялась судьба побежденного гладиатора. Однако, как выяснилось, художник неверно истолковал значение этой фразы из латинского языка, поскольку она имеет прямо противоположное значение.
Историки отмечают тот факт, что Жером не только разделял все заблуждения тогдашней науки, но и следовал в русле современных открытий. Помещая на первых зрительских местах весталок, художник погрешил против утверждения Светония: «Женщинам он (Август ) даже на гладиаторские бои не дозволял смотреть иначе, как с самых верхних мест, хотя по старому обычаю на этих зрелищах они садились вместе с мужчинами. Только девственным весталкам он предоставил в театре отдельное место напротив преторского кресла». Кроме того, подать знак о даровании жизни или заклании гладиатора имел право только император — и никто другой!
Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.
Кажется, никто не оспаривает жестов самих гладиаторов. Современный немецкий историк Хельмут Хефлинг (Helmut Höfling) пишет о побежденном гладиаторе, который, не желая больше сражаться, «отбрасывал щит и оружие в сторону, ложился на спину и просил о пощаде, поднимая левую руку и вытягивая большой или указательный палец». Иначе дело обстоит с жестами зрителей.
А вот такой знаток античности, как французский историк и археолог Жером Каркопино (Jérôme Carcopino) в книге «Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи» (La Vie quotidienne à Rome à l’apogée de l’Empire), впервые изданной в 1939 году, указывал, когда толпе «казалось, что побежденный защищался что было сил, зрители махали своими платками, поднимали в воздух палец и кричали: mitte! (отпусти его!). Если император был согласен с их пожеланием и, как и они, поднимал большой палец вверх, побежденный был прощен и отпущен с арены живым: missus.
Если же зрители, напротив, считали, что побежденный заслужил поражение своей робостью, они отпускали палец вниз и кричали: iugula (режь!). И император преспокойно, опустив большой палец вниз, pollice verso, распоряжался о заклании поверженного гладиатора, и тому не оставалось ничего другого, как подставить горло для coup de grâce («удара милосердия» ) победителя».
«Эти-то вот трубачи, завсегдатаи бывшие разных мелких арен, в городах известные всем как горланы, — зрелища сами дают и по знаку условному черни, ей угождая, любого убьют, а с игр возвратившись, уличный нужник на откуп берут; скупили бы все уж!» (Ювенал. «Сатиры», III, 36).
В оригинале у римского сатирика сказано про pollice verso — «повернутый большой палец», но в какую сторону он повернут — можно лишь догадываться. Более вероятно, когда зрители выражали желание добить поверженного гладиатора, они распрямляли большой палец, а если хотели помиловать, то убирали его внутрь ладони — pollice compresso — «сжатый большой палец», показывая кулак.
Как уже говорилось, только император мог подать знак о даровании милости или смерти «идущих на смерть», как представлялись сами гладиаторы перед схваткой. Если император простирал свою руку с раскрытой ладонью, то гладиатору была дарована жизнь, если император сжимал ладонь в кулак — это значило, что с проигравшим было покончено и его следует убить. В случае ослушания (если один из гладиаторов убивал поверженного противника до императорского волеизъявления) над провинившимся гладиатором устраивали судебный процесс, как в случае рядового убийства.
Отличный фильм. Отличный актер !
Привычный миф о жесте «палец вниз» не решился развеять и Ридли Скотт (Ridley Scott), вдохновлённый картиной Жан-Леона Жерома на съёмки «Гладиатора». Хотя ему объяснили, что это заблуждение, знаменитый английский режиссёр решил не сбивать с толку зрителя и не менять сцену, где император Коммод показывал «палец вверх», даря жизнь гладиатору Максимусу.
И еще один отличный фильм. Жаль, актер не смог сняться до конца :-(
источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80
http://www.pravda.ru/science/useful/02-12-2011/1100088-pollice_verso-0/
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=14317&Itemid=0