Медицина и здоровье

Гибкое мышление: искусство исследовать без ожиданий

Мы часто начинаем проект с конечной целью в уме.

Прежде чем написать эту статью, к примеру, я набросал несколько мыслей, чтобы получить общее представление о том, что я хотел сказать. Затем я объединил их и придал им некую структуру. Прежде чем учёный приступит к проверке чего-либо, нужно сформировать гипотезу, которая послужит руководством для любых возможных результатов.

В большинстве случаев работа – это процесс актуализации того, что уже было построено в уме. Мы берём информацию из окружающего мира, преобразуем интересные кусочки в ментальные кирпичики и объединяем их, чтобы создать конкретное видение того, что мы хотим реализовать дальше.

Наша способность делать это – ещё одно доказательство силы человеческой мысли. Тот факт, что мы можем вложить настоящий момент в реализацию видения будущего, является поразительной чертой, которая движет творческим духом. Поскольку наш ум всегда на несколько шагов опережает наши руки, никогда не будет недостатка в идеях, к которым мы постоянно стремимся.

Тем не менее, эта невероятная особенность идёт рука об руку с одной ошибкой.

Проблема развития видения заключается в том, что это порождает ожидания. В тот момент, когда мы вызываем результат в нашей голове, мы привязываемся к этому результату и становимся зависимыми от идеализированного плана.

Мы начинаем мыслить линейно, поскольку уже знаем, каких результатов хотим от проекта. Цена определённости – это, как правило, любопытство; и это одна из первых вещей, которые исчезают, когда мы начинаем преследовать конечную цель.
Но вот в чём дело.

Если вы хотите быть продуктивными на работе, у вас должно быть чувство направления и ожидания. В конце концов, вы не сможете ничего построить без общего представления о том, что вы хотите видеть в этом мире.

Следование ожиданиям – это то, что делает нас эффективными и позволяет оставаться сосредоточенными. Однако, сосредоточившись на конечной цели, мы теряем интуитивную прозорливость и свободный дух, которые необходимы для создания величайших произведений искусства.

Одна из наибольших трудностей заключается в том, чтобы научиться держать баланс между жёсткостью фокуса и гибкостью исследования. Это то, с чем борюсь лично я, учитывая, что я хочу писать статьи, которые разумны и понятны. Тем не менее, нужно сильно напрягать извилины, чтобы прийти к идеям, которые резонируют больше всего. Я признаю важность расписания, но разделяя своё творческое время на даты в календаре, я чувствую, будто жертвую свободой, необходимой для поиска интересных идей.

Часто способность обозначить проблему имеет большое значение, и я хотел бы провести здесь грань между двумя типами мышления.

Сосредоточенное мышление – это то, что направляет нашу работу, прежде всего потому, что оно связано с конечным результатом. Этот результат предвидели с самого начала, поэтому сосредоточенное мышление – это инвестирование энергии, необходимой для того, чтобы текущий момент поравнялся с будущей целью. Самым ярким примером являются все те люди, которые неустанно трудятся над созданием вакцины против коронавируса. Они отправились в путь, точно зная, чего хотят, и они будут следовать любому пути, который обещает привести их к цели.

Гибкое мышление, с другой стороны, не связано с конечным результатом. Это мышление ради мышления. Нет практической ценности, которую можно извлечь, нет ожиданий, которым нужно соответствовать. Это всё равно, что плыть в лодке по бескрайнему океану, не зная направления. Всё, что вам нужно делать – это бесцельно грести и принимать во внимание все наблюдения, которые вы делаете во время своего маленького путешествия.

Гибкое мышление заключается в том, чтобы избавиться от любого желания быть продуктивным или полезным и вместо этого стать чистым холстом для всего, с чем соприкасается ваше любопытство. Идея перестаёт быть интересной только из-за того, что вы можете с ней сделать; она интересна просто потому, что интересна. Вам не нужно хранить её как знание, чтобы потом извергнуть, поскольку всё, что имеет значение – это соприкосновение с ней.

Это невероятно трудно сделать, поскольку мы привыкли учиться, имея в виду конечную цель. Начиная от начальной школы и заканчивая университетом, мы учимся, чтобы сдать экзамен. Когда мы устраиваемся на работу, мы учимся потому, что хотим «добавить ценности» нашей команде (и получать деньги в процессе). Когда мы занимаемся творчеством, мы учимся потому, что хотим создавать вещи, которые приносили бы пользу нашей аудитории.

Проблема, однако, заключается в том, что вся эта обусловленность идёт вразрез с истинной природой нашего ума. Если вы потратите десять минут на то, чтобы посидеть, ничего не делая, вы увидите, насколько случайны и спорадичны ваши мысли на самом деле. Ум по своей природе исследовательский, но мы приучили его мыслить линейно, потому что у нас есть стимул отдавать приоритет сосредоточенному мышлению. В конце концов, чем больше мы связываем нашу ценность с общественной, тем более целеустремлёнными мы становимся.

Гибкое мышление – это возвращение к тому, как на самом деле работает наш разум. Исследовать, не ожидая – вот что значит присутствовать в моменте. Мыслить, не стремясь – вот что значит быть интроспективным. Отбросив в сторону желание сделать что-то из всего, мы позволяем вновь проявиться своему детскому любопытству и учимся по-настоящему.

Я стараюсь не забывать об этом, прокладывая путь писателя.

Поскольку письмо – это весьма требовательное упражнение в когнитивном плане, в нём доминирует присутствие сосредоточенного мышления. Это ещё более актуально, поскольку я также публикую свои работы; а это означает, что я не могу просто писать случайные мысли и ожидать, что результат получится достаточно связным, чтобы его смог переварить другой ум. Мне нужно время, чтобы сформулировать свои мысли и структурировать их таким образом, чтобы они были понятны тем, кто захочет ознакомиться с моими работами.

Тем не менее, письмо с конечной целью в голове делает моё мышление жёстким и отсекает тангенциальные нити, которые естественным образом расплетаются, когда мышление становится более исследовательским. Линейное мышление может сделать письмо похожим на задачу, когда завершение одной части означает, что пришло время искать другую тему для обсуждения. Повторяйте этот процесс постоянно, и вы поймёте, почему так много людей разочаровывается в нём довольно быстро.

К счастью, от этого есть противоядие, и оно применимо к любой форме выражения: регулярно находите время для гибкого мышления.

Предоставляя себе возможность исследовать без ожиданий, вы позволяете разуму свободно играть с любой идеей, с которой он вступает во взаимодействие. Нет ничего, чем эта идея должна стать; нет ничего, что вам нужно сохранить, чтобы использовать позже. Всё, что имеет значение – это то, что вы проводите время на игровой площадке, которая в скором времени исчезнет.

Я применяю это на практике, каждый день делая записи в своём дневнике. Я думаю, что за последние два года я всего пару раз пропустил сессию – вот насколько важна для меня эта практика.

Всё дело в том, что ведение дневника не несёт в себе никаких ожиданий и даёт мне возможность писать без каких-либо суждений. Когда я открываю свой дневник каждый день, я понятия не имею, какой текст в нём появится. Всё, что я делаю – это беру ручку, и моя рука действует как проводник к тому, что мой ум хочет исследовать. Это может быть что-то бессмысленное, это может быть что-то глупое, это может быть что-то забытое.

И всё это прекрасно.

Пожалуй, самое прекрасное в гибком мышлении то, что оно возвращает к уму новичка, состоянию, которое дзэн-буддисты называют шошин. Когда у вас нет никаких ожиданий, вы отбрасываете защитные механизмы, разработанные вами в стремлении к мастерству, и возвращаете любопытство к нормальному уровню. Это позволяет вам экспериментировать со всеми видами новых идей, поскольку вам нечего терять, делая это.

То же самое касается и сферы обучения. Гибкое мышление позволяет нам читать книги просто ради удовольствия; мы не ждём, что в обмен на своё внимание получим знания или мудрость. Вот почему я в последнее время читаю больше художественной литературы. Я знаю, что мне не нужно будет потом шерстить страницы, чтобы найти материал для написания следующей статьи. Я хочу потеряться в истории, стать частью приключения, которое лишено какой-либо очевидной пользы.

Парадокс гибкого мышления в том, что оно легкодоступно, однако включить его невероятно трудно. Мы живём в мире, где нас вознаграждают за обеспечение ценности, поэтому сосредоточенное мышление всегда будет казаться более практичным. Эффективная суета получает гораздо больше похвалы, чем бесцельное блуждание, поэтому наличие целей и видений – это настройка по умолчанию.

Но если мы зайдём слишком далеко, то навсегда останемся рабами будущего. Сосредоточенное мышление изначально направлено на то, чтобы смотреть вперёд, в то время как гибкое мышление – это погружение в настоящий момент. Как бы парадоксально это ни звучало, но вы должны установить баланс между ними, отбросив текущие ожидания и устремившись в светлое будущее.

Это напомнило мне о даосской концепции под названием «у-вэй», что примерно переводится как «действие без усилий». Суть в том, чтобы действовать, но плавно, не создавая трения, сохраняя чувство безмятежности и удовлетворяя потребности повседневной жизни.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.