Общество

ДНК сказала о преступнике еще не все

В штате Луизиана безнаказанно орудовал серийный убийца. По всему штату были развешаны баннеры с вознаграждением за информацию о преступнике и поиске пропавших женщин.

После каждой новой жертвы, а за ним уже числилось пять убитых женщин, полиция еще активнее бралась за розыск, но все ее усилия оставались напрасными. Оставленные неизвестным преступником следы позволяли исследовать его ДНК, но ее структура не совпадала ни с одной из конфигураций ДНК уголовников, известных Федеральному бюро расследований.

Не рассчитывая больше на помощь ФБР, местные следователи отправили взятые в местах преступлений ткани в частную компанию в Сарасоту, штат Флорида. Вскоре оттуда позвонили, и Тони Фрудакис, научный руководитель фирмы, сообщил о результатах своих лабораторных исследований. Главное, что он сказал: подозреваемый — черный мужчина. Это было так неожиданно, что в Луизиане даже не знали, как реагировать. Ведь, основываясь на показаниях свидетелей, они до сих пор искали белого преступника. К тому же никто из них не слыхал, что по строению ДНК можно определить цвет кожи человека.

Фрудакиса переспросили еще раз, но ответ был совершенно однозначным: «Я в этом абсолютно уверен. Вы понапрасну теряете время, вылавливая белых, ваш убийца — афроамериканец».

Вскоре неизвестный киллер был арестован. Дерик Тодд Ли действительно оказался черным…

Дерик Тодд Ли американский серийный убийца анализ ДНК установил его причастность к убийствам 7—10 женщин в городе Батон-Руж, Луизиана.

Деррик Тодд Ли был задержан в городе Атланта (шт. Джорджия). Анализы ДНК показали, что этот мужчина виновен в гибели семи женщин. Все убийства были совершены по сексуальным мотивам.

Следствие также установило, что Ли, почувствовав, что за ним начали охоту, перестал часто посещать одни и те же места. Последние недели он много путешествовал по соседним штатам. А за день до ареста преступник отказался от номера в отеле и собирался ехать в Луизиану к больной матери. Однако полиция нарушила его благородные планы. Маньяк был пойман агентами ФБР, которые совершенно случайно зашли в местный шиномонтаж. Они опознали и задержали преступника.

Соседи Деррика Тодда Ли были шокированы его арестом. По их словам, он был милым и обходительным человеком. Некоторые даже рассказывали полиции такие подробности, как то, что он очень любит жареные куриные крылышки и коньяк
Все знакомые отмечают, что маньяк-убийца серьезно изучал Библию. Известно, что он даже основал в Атланте религиозную группу по ее изучению.

Дерик Тодд Ли был приговорен к смертной казни, умер в тюрьме от сердечного приступа

Разыскивая преступника, американская полиция взяла образцы геномов у тысячи мужчин.

Как известно, проблема идентификации личности была одной из самых сложных с момента зарождения криминалистики как науки. Чем совершеннее становятся средства этой самой идентификации, тем больше раскрывается преступлений, совершенных лицами, попавшими в поле зрения правоохранительных органов.
В настоящее время самым используемым методом определения личности преступника является сравнение отпечатков пальцев, или дактилоскопия. Еще лучшие результаты дает сканирование рисунка глазной сетчатки.
Однако эти методы неприменимы при сильном повреждении трупа и в случае обнаружения отдельных фрагментов тела. Помочь здесь может только исследование ДНК человека. А ее образцы берутся с изымаемых на местах происшествий крови, слюны, спермы, тканей, волос… Такой анализ позволяет установить причастность конкретного человека к совершению преступления или доказать, что найденные останки принадлежат тому или иному лицу.

Точность анализа ДНК основывается на ее уникальности для каждого индивидуума. А такие общие признаки, как пигментация кожи и цвет волос, свойственные той или иной расе, до сих пор с помощью ДНК не определялись. Лаборатория же Фрудакиса специализируется именно на таких признаках.

Недавние исследования показали, что можно с успехом идентифицировать людей на основании мельчайших отклонений в строении ДНК, наиболее часто обнаруживаемых в специфических группах. «Расы существуют, и они имеют определенный биологический смысл», — говорит Марк Батзер, специалист по генетике человека в университете штата Луизиана.

Первое сообщение о луизианском опыте успешного применения анализа ДНК с подобной целью обрадовало одних экспертов и обеспокоило других. «Использовать эту технологию для определения происхождения подозреваемых в преступлениях, несомненно, нужно, — говорит один из специалистов, Барри Шек. — Однако она содержит потенциальную опасность того, что при этом может быть нарушена неприкосновенность частной жизни человека. Хотелось бы такую возможность полностью исключить».

Как тут не вспомнить о евгенике — скандальном направлении человеческой мысли, искавшем пути улучшения наследственных качеств человека, используя генетические принципы.

Под лозунгом «улучшения человеческого вида» сторонники евгеники боролись с носителями «мусорных» генов первом десятилетии прошлого века в тридцати штатах Америки были введены евгенические законы, позволяющие насильственно стерилизовать людей за наличие у них преступных наклонностей.

Но дальше всех пошла гитлеровская Германия, окрестившая евгенику «расовой гигиеной» и уничтожавшая новорожденных с пороками развития, умственно отсталых и евреев как «носителей чужеродного генотипа».
Тем не менее приходится согласиться с тем, что проводимые на современном уровне генетические исследования позволяют дать приблизительную оценку содержания у индивидуума доли африканской, восточно-азиатской, индо-европейской или европейской крови.

Фрудакис, например, утверждает, что он и его коллеги проделали уже более чем три тысячи экспериментов, в «которых ошибки идентификации по расовым признакам были небольшими».

Кстати, полиция Луизианы была не первой, кто использовал эту технологию, чтобы сузить список подозреваемых. В прошлом году Британская научная судебно-медицинская служба начала делать грубые прикидки по определению вероятной этнической группы подозреваемого.
Она сравнивала образцы ДНК с места преступления с базой данных ДНК известных преступников разных рас и происхождения. Эта же служба тестирует ДНК подозреваемых для определения генетической связи с рыжим цветом волос. В стране, где рыжие волосы встречаются чаще, чем, скажем, в Соединенных Штатах, такая информация может оказаться весьма полезной для полиции.
И все же возражения против широкого применения новой методки остаются.

В частности, высказываются опасения, что ДНК подозреваемого может открывать посторонним, пусть даже и полиции, не только наследственные признаки, но и охраняемую законом конфиденциальную информацию о его здоровье.
С этой точкой зрения не согласен Марк Шривер, специалист по генетике человеческой популяции из Пенсильванского университета. Он утверждает, что последовательность генов, которая анализируется для определения происхождения, не имеет никакого отношения к генам, связанным с болезнями.

Пока же лаборатория Фрудакиса продолжает исследования. В перспективе предполагается исследование оценки генетических вариаций, влияющих на рост, форму и черты лица. Фрудакис говорит, что ведет «честную игру», поскольку в конечном итоге пытается определять те же самые данные, которые выясняет полиция при опросе свидетелей.