Финансы

«Мёртвые души» Пенсионного фонда: Почему скандал с пенсиями был ожидаем

Счётная палата устроила ПФР разоблачение. Оказалось, что из-за технических ошибок пенсии в России занижались. Профессор, доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов объяснил, почему этот скандал с пенсиями был ожидаем, и как Пенсионный фонд начисляет выплаты «мёртвым душам».

Аналитики Счётной палаты изучили деятельность и расходование денег Пенсионного фонда России (ПФР) за 2017 — 2019 годы. Как оказалось, претензий к ведомству немало. В том числе аналитики обнаружили явные нарушения пенсионных прав граждан.

В частности, среди претензий называются «открытие на одного и того же человека двух и более счетов», «присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам». Из-за технических ошибок пенсии граждан России занижались. Один из экспертов уже заявил, что потери могли составить до трёх миллиардов рублей, и теперь Пенсионный фонд России ждёт большой аудит. Вероятно, после него деньги вернут. Впрочем, официальной информации о дальнейшей работе нет.

Профессор, доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов считает, что скандал был ожидаем, поскольку аудиторы выявили давно назревшие проблемы, связанные с неэффективностью межведомственного взаимодействия.

«Это проблема получения за умерших пенсионеров пенсии родственниками. Она возникает в силу того, что акты гражданского состояния находятся в юрисдикции ЗАГСов. ЗАГСы не всегда вовремя передают информацию в Пенсионный фонд, чтобы он произвел блокирование начислений и выплату пенсий. И по этой причине происходят ситуации, когда за умерших получают пенсию родственники. Поэтому единственный способ борьбы с этой проблемой — это повышение эффективности взаимодействия ЗАГСов и Пенсионного фонда», — пояснил эксперт.

Что касается задвоенности СНИЛСов, то эта проблема возникает опять же по причине нынешнего межведомственного взаимодействия и межведомственного документооборота, отметил Сафонов.

«Это передача информации от МВД, которое вносит изменения в паспортные данные человека при смене имени или фамилии. Одновременно с этим человек может поменять место жительства, и в Пенсионном фонде этих операций иногда не видно. Следующий момент. Это проблема взаимодействия Пенсионного фонда с ФНС. ФНС передали право собирать взносы с работодателей, в рамках «единого окна». И учётная база ФНС иногда не соответствует учётной базе Пенсионного фонда. Поэтому все эти вопросы возникают в силу, ещё раз подчеркну, того, что до конца не отрегулированы межведомственные взаимодействия», — подчеркнул эксперт.

Что касается самого Пенсионного фонда, то при проверке Счётной палатой была выявлена проблема, связанная с несвоевременной индексацией пенсий в связи с изменением статуса получателя выплат.

«Например, закончил пенсионер работать — ему не вовремя пересчитали индексацию пенсии. Это уже техническая проблема самого Пенсионного фонда. Это происходит в силу медленного, так сказать, учёта и перерасчёта прав пенсионеров, то есть в автоматическом режиме всё это пока ещё недоработано. Это внутренняя проблема самого Пенсионного фонда. Решить её можно, создав интегрированную базу данных о конкретном гражданине. С тем, чтобы к одной точке были привязаны все изменения, которые происходят в его жизни. Родился, женился, поменял фамилию, поменял место жительства», — предложил Сафонов.

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.