Статьи

Услышать Грефа

Вот уже восемь лет, как прозвучало знаменитое от Германа Грефа: «Меня пугают ваши слова; что значит — дать людям знания? Вы же понимаете, что если люди будут знать правду, управлять, то есть — манипулировать ими — будет трудно»… Помните? Ну вон, видосик там под ногами.

Дальше, будто эхом, прозвучали слова Оскарыча о том, что-де 6 млрд из 7 будут отсеяны, что он против физматшкол, что нужно вводить единый реестр граждан, что с удовольствием занял бы пост министра обороны… — и прочая «человеконенавистническая» пурга.

В нашем инфополе принято, кажется, относиться к «грефным сентенциям» приблизительно так: вон, глядите, ироды совсем ничего не боятся, в открытую уже говорят, что хотят народ уничтожить, ordus novo seclorum свой протаскивают, нехристи… — Что ж, правило срабатывает чётко: если говорят много, громко и единогласно, возникает желание разобраться — а правда ли всё так очевидно?

Начнём с того, что Греф, очевидно, далеко не глупый человек — а значит списать его слова на случайную оговорку или бравурный эпатаж не получится. Всё, что Герман говорит на публику, он говорит с щедрой долей иронии — а ирония всегда толкает к переходу на более высокий символьный план. Плюс, он прекрасно понимает, что слова его будут муссироваться и обсуждаться, — собственно, для этого и говорит. «Мысль изречённая есть ложь», — подсказал Тютчев. Поддержим Фёдора Ивановича: лишь верно понятая мысль грозит обернуться истиной. А это далеко не одно то же, согласитесь. Забавно же то, что пока мысль не изречена, извлечь истину нам неоткуда. Перефразируя известное, скажем: нам придётся делать праведное из грефного, потому как иначе не из чего.

Итожащий вывод: не так важно, что нам говорят, как то, что мы слышим. Имеющий уши…

Второе. Назвать Грефа врагом России и русских людей мы не можем уже на том основании, что так о нём говорят слишком часто. И надо сказать, очень изящно в этом свете звучит его фраза, что «нельзя людям давать знание» — извратят, искорёжат и поднимут против тебя же. Помните великого инквизитора? — «те же люди, что пели осанну, бросятся подбрасывать поленья…». Собственно, именно это случилось с фарисеями: выхолостили истину, переуродовали её в инструмент подавления людей на потеху собственной корысти. Именно поэтому — «не нарушить закон пришёл Я, но исполнить»… Причём тут Греф? Пока не знаю, но зато знаю другое: наши враги… вернее, те, кого мы любим считать врагами, — суть наши лучшие учителя. Это уже из восточного — буддизма там, или ещё какого индуизма-синтаизма-бонпо, не важно — но приходит на ум некий гуру, которого Греф, как шепчут источники, совершенно по-пелевински приглашает «вести просветительскую работу, чтобы мы росли над собой».

Итожащий вывод: истина, рассеянная в толпе, неминуемо будет искажена до степени противоположности. Сколько умов — столько инструментов корёжения. Собери потом мутировавшие фрагменты воедино — и получишь социум, которым не только «трудно манипулировать», — а и вовсе нежизнеспособное.

Третье. Герман Оскарович Греф (этнический немец, традиционный протестант) в приведённом выступлении приводит ретроспективу различных движений мысли — тут и Гаутама Будда, и Конфуций, и Лао-Цзы, и каббала — и весь этот базис нельзя отрывать от «коронной тезы», иначе вся она так и останется «мыслью изречённой». К несчастью и стыду, большинство нынешних толкователей-экзегетов Грефа как раз отрывает. Между тем все мудрецы прошлого (Греф это подчёркивает) начинали с искреннего желания исправить человечество — и приходили к необходимости собственной трансформации. Так же и Христос пришёл спасти не всех, но — каждого.

Итожащий вывод: «И враги человеку — домашние его» (Мф 10:36). Добавлю от себя: чем больше этих «домашних» — тем опаснее и тем менее очевиден враг. Разумеется, под домашними надлежит понимать любую общность, подверженную коллективному сознанию (чем коллектив принципиально отличается от соборности, хорошо и лаконично показал Клайв Стейплз Льюис, например, здесь).

Четвёртое. Греф сказал то, что нужно было сказать (иначе видео давно б удалили), но главное — сказал то, что хотел донести до человека. И донёс. Если мы имеем уши, то услышим буквально набатный посыл: «Людьми необходимо манипулировать, иначе они представляют опасность, но не ценность. Так было во все времена и во всех культурах, все мудрецы приходили к пониманию этого. И если ты — да-да, ты! чего озираешься? — если ты мудр и имеешь уши, не отождествляй себя с толпой, вспомни, что ты человек и что ты один только способен вместить истину. Люди неспособны; ты — способен. Раз я говорю это тебе, значит я хочу, чтоб ты это знал. Ты возмущён и мечешь молнии с громами? Здорово, совсем как Зевс. А иначе как бы ты услышал? Человеком нельзя манипулировать или управлять, а вот толпой — можно и нужно. И будем, куда нам деваться? Будем и цифровой концлагерь вводить, и прочие плюшки — для глухих. Великий инквизитор то же говорил о толпе, пока Гость молчал о человеке. Просыпайся, брат. Решай».

Вывод: «Лучше знать, даже если знание очень скоро повлечёт за собой гибель, чем обрести вечную жизнь ценой тусклого скотского непонимания вселенной, которая невидимо для нас бурлит во всём своём волшебстве» — Айзек Азимов

P.S. Что ж, спасибо тебе, Герман Оскарович. Толкнул, научил, чего уж тут…

;-)

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.