Образование

Самоизоляция загнала россиян в ловушку «воскресного невроза»

Оказавшись запертыми в четырех стенах с кучей свободного времени и бесплатным доступом к образовательным ресурсам, мы продолжаем откладывать обучение на потом.

Все, наверное, мечтали, что когда-нибудь, когда у нас будет полно свободного времени, научимся рисовать, займемся спортом или программированием, прочтем отложенные на потом книги, и выучим, наконец, английский. Мечта сбылась: впереди целый месяц, который можно посвятить своим увлечениям и хобби, и научиться чему-то новому. Так почему же мы продолжаем спускать это время на сериалы, и никак не можем начать? Оказывается, все дело в стрессе.

Короновирус в считанные недели поверг население планеты в ситуацию культурного, психологического и биологического шока. «Эта триада имеет четкий график, который описал введший в лексикон понятие шока канадский психофизиолог Ганс Селье. Накрывший нас всемирный стресс имеет несколько фаз: тревога, мобилизация, реагирование. Последнюю фазу можно назвать истощением», — отметил завкафедрой психологии личности МГУ, вице-президент Российского психологического общества Александр Асмолов. По его словам, в такой ситуации резко сужается перечень мотивов и ценностей, ради которых живет человек.

«Вместе с тем, закрывшись в своих квартирах на самоизоляцию, россияне оказались еще в одной ловушке, которую психологи называют воскресным неврозом или неврозом ничегонеделания. У вас появляется куча свободного времени, а вы начинаете заниматься тем, что великий Эрих Фромм назвал бегством от свободы. В этой ситуации все начинания, о которых вы мечтали, блокируются доминантной мотивацией — выйти из стресса. Но главное: чем больше в фокусе сознания вы фиксируетесь на стрессоре — в данном случае, пандемии и инфодемии, тем глубже погружаетесь в это состояние. В итоге все замыслы, все планы, до которых раньше не доходили руки, и мысли о том, что вы, наконец, побудете наедине с собой, оказываются нереализованными», — отметил Асмолов.

Невроз выходного дня грозит превратиться в апрельский, а возможно, и майский невроз, поэтому всем нам предстоит научиться как-то с этим работать. «Уникальная стратегия победы над стрессом — заботиться о других. Вокруг нас есть люди, которые нуждаются в поддержке. Станьте для них первым психотерапевтом. В результате, стресс перестанет быть единственным, что находится в фокусе нашего сознания. Так вы поможете и им, и себе», — заметил собеседник «Росбалта».

Вопреки ожиданиям миллионов россиян, сидеть дома и ничего не делать оказалось не так-то просто. «Люди не были готовы к тому, чтобы все семейство находилось в сборе 24/7. Это забирает очень много энергии, и на то, чтобы освоить какой-то новый навык или заняться хобби, ее может просто не хватить», — считает психолог Галина Романова.

«Одно дело, когда мы планируем отпуск или выходные. И совсем другое, когда они обрушиваются на нас внезапно. Свалившееся свободное время не было для россиян ожидаемым. Где-то в глубине души мы все о чем-то мечтали: вот было бы у меня больше времени… Но когда это время появилось, встал вопрос об истинных ценностях. Насколько это действительно важно — научиться чему-то, освоить новую профессию, что-то прочесть. В первую очередь, нужно ответить себе именно на этот вопрос, прежде чем браться за дело или винить себя в том, что этого не делаешь», — подчеркнула Романова.

По ее словам, сначала должна произойти адаптация к самоизоляции, и только потом можно вносить в свой ежедневный распорядок что-то новое.

«Но не нужно пытаться охватить необъятное. То положение, в котором мы все сегодня оказались, с психологической точки зрения очень затратно. Так или иначе, мы все переживаем тревогу, которая забирает много энергии. К тревоге добавляется чувство вины за ничегонеделание. И это еще больше высасывает силы. Так можно попасть в замкнутый круг», — предостерегает психолог.

Найти душевное равновесие в условиях самоизоляции могут помочь физические упражнения, как бы мы к ним ни относились, какие-то медитативные практики. «Но главное — не стоит требовать от себя невозможного. Как это ни странно, в ситуации, когда много свободного времени, велик риск надорваться. Не нужно браться за все, отложенное на потом, разом. Если мы говорим о курсах, первым делом важно понять, для чего они вам нужны, и каких результатов вы хотите добиться. Можно взять три курса, которые вы всегда планировали пройти, и разделить, к примеру, по дням недели. Но пять — это уже критично, на мой взгляд», — подчеркнула Романова.

Как рассказал эксперт в сфере обучения взрослы, сооснователь Otus.ru Дмитрий Волошин, в 90% случаев на учебу людей мотивирует одно из трех: смена работы или повышение зарплаты, саморазвитие, известность и уважение в отрасли. Отличие дистанционного обучения от очного, по мнению Волошина, лишь в том, что дистанционное сильнее размазано во времени. «Удаленно вы можете себе позволить дважды в неделю по вечерам учиться в течение полугода, тогда как в очном формате вы бы освоили то же самое за две недели. Это отличие и объясняет, почему такое количество людей сливаются с дистанционных курсов. Полгода сложно удерживать устойчивую мотивацию. У нас средний курс длится пять-шесть месяцев. За это время уходит где-то 50% студентов. И это один из лучших показателей в индустрии. На бесплатных курсах процент слившихся значительно больше. Люди как правило не слишком осознанно подходят к выбору бесплатных программ, часто заходят „просто посмотреть“, и не ценят того, за что не заплатили. На Coursera до конца обучения по статистике доходит около 3%. При этом, у них десятки тысяч студентов на курс», — отметил собеседник «Росбалта».

Кроме того, на очном обучении меньше риск отложить его на потом. «Тем, кто учится дома, важно подстроить учебу под свое расписание, под свои биологические часы, если хотите. Большинство курсов идут вечером, а для 60% людей оптимальное время, когда информация усваивается лучше всего — утро. Выходом из такой ситуации могут быть дистанционные курсы, которые идут в другом часовом поясе. К примеру, есть американский сервис, который тоже проводит занятия вечером, но по московскому времени это шесть часов утра. Встаете, пару часов занимаетесь, а дальше погружаетесь в повседневную рутину», — отметил он.

Многие на время карантина сделали свои курсы бесплатными. Казалось бы, отличная возможность научиться чему-то или прокачаться в своей профессии. Однако, по мнению Волошина, на деле все будет происходить иначе. «Люди кинутся на эти курсы. Ничему не научатся, потому что у них нет четкой мотивации, и учиться они идут, чтобы занять время в самоизоляции. Но учеба требует временных, эмоциональных затрат, к которым многие не готовы. Что в итоге у них останется в голове? Что дистанционные курсы — фигня. Именно так и будет. Огромное количество людей потеряют интерес к удаленному обучению на фоне этой халявы», — полагает эксперт.

Анна Семенец Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.