Статьи

«Непростые совпадения»: Китайский коронавирус – летальная разработка ученых, вырвавшаяся из защищенной лаборатории?

На данный момент самой распространенной причиной распространения вируса 2019-nCoV признаны местные рептилии, однако сегодня мировые СМИ «вспомнили» о секретной лаборатории при Медицинском исследовательском институте Ухани, которая по странному стечению обстоятельств оказалась расположенной в городе, откуда смертельная инфекция начала распространяться по планете.

По состоянию на 24 января количество китайских городов, закрытых на карантин, возросло до семи – это порядка 24 миллионов человек. По некоторым данным, от коронавируса скончалось уже 26 человек, количество заболевших с подтвержденным диагнозом перевалило за 850 человек.

Авторитетное издание Nature в начале 2017 года опубликовало статью о создании в Китае лаборатории, в которой будут изучать самые опасные из известных патогенных микроорганизмов. Объекту присвоили уровень BSL-4 по биологической безопасности. Всего на материковом Китае таких лабораторий 7.

Четвертый уровень биоконтроля считается самым высоким, он предполагает беспрецедентные меры безопасности – тщательную фильтрацию воздуха, дезинфекцию воды и отходов, покидающих стены лаборатории. Работники при входе и выходе из объекта должны менять одежду, в промежутках принимая дезинфицирующий душ.

При строительстве исследовательского центра, которое обошлось в 44 миллиона долларов, были учтены многие факторы: район возведения выбрали выше поймы Янцзы, сейсмоустойчивость здания позволяет выдерживать толчки в 7 баллов, хотя Центральный Китай считается территорией с низкой сейсмической активностью.

Решение о строительстве лаборатории было принято в 2003 году, сразу после вспышки атипичной пневмонии. И на этапе проектирования, и в процессе возведения участвовали французские специалисты.

Лаборатория создавалась для изучения методов и средств борьбы с новыми вирусами, здесь же предполагалось создать хранилище для «очищенных вирусов». Изначально планировалось, что исследовательский центр будет активно сотрудничать с ВОЗ, что лаборатория вольется в глобальную сеть таких же объектов и станет одним из ключевых ее узлов.

По словам директора лаборатории Юань Чжиминя, исследовательский центр – это современный научный объект, который оснащен совершенной системой биологической безопасности, что позволит китайским ученым приступить к изучению самых опасных из существующих патогенных микроорганизмов.

Предполагалось, что в Ухани будут заниматься изучением возбудителей атипичной пневмонии, вируса Эболы, а также лихорадки Крым-Конго.

Научное сообщество восприняло новость о строительстве новой лаборатории достаточно прохладно. По словам микробиолога Ричарда Эбрайта из Университета Рутгерса, Китай не сможет обеспечить надлежащий контроль над смертельными вирусами, то есть ситуация в любой момент может стать неконтролируемой.

Бруно Лиин, директор лионской вирусологической лаборатории, косвенно подтвердил опасения коллеги, отметив, что в Китае нет таких бюрократических препон, как в других странах, и местные ученые имеют больше возможностей испытывать опасные патогены на животных, включая приматов. И хотя это расширяет возможности изучения вирусов, но и несет в себе дополнительную опасность – зараженные животные могут стать источником распространения патогенных микроорганизмов.

Коронавирус в Китае унес жизни уже 26 человек: