Наука

Кошмары во благо – учёные раскрыли один важный нюанс сновидений

С большой уверенностью можно сказать, что каждый человек хоть раз в жизни просыпался в холодном поту из-за кошмарного сна или просто испытывал негативные эмоции после пробуждения. Но как выяснилось, наш мозг не стремится нас напугать и насылает кошмары с другой целью.

Во сне мы проводим треть своей жизни, и ученые периодически исследует влияние сна на поведение, здоровье и другие жизненные аспекты человека. В этот раз группа ученых из Женевского университета решила исследовать влияние кошмарных снов – раскрыть их предназначение. Результаты исследований были опубликованы в научном журнале Human Brain Mapping.

Один из авторов научной работы Лампрос Перогамврос раскрыл детали эксперимента. Для его первого этапа собрали группу из 18-ти человек. На голове каждого испытуемого закрепили по 256 датчиков электроэнцефалографа. С их помощью измеряли активность различных участков мозга во время сна. Участников эксперимента будили по несколько раз за ночь и интересовались, видели ли они кошмарные сновидения.

Ученые, таким образом, хотели выяснить, какие области мозга активны во время кошмаров. Эксперимент увенчался успехом и «зона страха» была найдена. В неё вошли передняя поясная кора и центральная доля, которая также участвует и в оценке эмоций после пробуждения. Она систематически активируется во время страшных ощущений, а передняя поясная кора подготавливает организм к реагированию на угрозу.

Во второй фазе эксперимента приняли участие уже 89 испытуемых, которые должны были помочь учёным выяснить, есть ли связь между страхом во сне и наяву. Каждый из участников эксперимента в течение недели записывал в тетрадку свои сны и пережитые эмоции, а затем им показывали изображения сцен насилия или катастроф. Результаты фиксировались при помощи магнитно-резонансной томографии.

Итогом проделанной работы стало новое знание. Выяснилось, что чем страшнее испытуемому было во сне, тем меньше активировались поясная кора и островковая (центральная) доля. Из этого следует, что существует связь между эмоциями во сне и бодрствовании. Кошмарные сны можно назвать тренировочным инструментом мозга, подготавливающим человека к встрече с опасностью в реальном мире.

Кроме того, на основе этой информации может появиться новый тип терапии – лечение тревожных состояний при помощи сновидений. Исследователи из Женевского университета намерены изучить эту возможность.

Видео по теме:

Топ 15 удивительных фактов о сне