Праздники

Преображение Господне сегодня 19 августа 2019 отмечают православные, что можно что нельзя, обычаи и народные приметы

Православные христиане отмечают 19 августа праздник Преображения Господня, известный в народе также как Яблочный Спас.

Праздник посвящен событиям, во время которых, согласно Библии, ученики Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели его Преображение. Тогда по пути в Галилею во время молитвы на горе Иисус предстал перед апостолами в божественном облике, в светлых одеждах, окруженный сиянием.

Чудо сопровождалось появлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии.

Преображение Господне отмечается в разгар Успенского поста. Он короче Великого, но такой же строгий (верующим нельзя есть мясо, молоко и рыбу). Однако в этот день делается исключение в отношении рыбных продуктов.

В церквях в праздник традиционно освящают фрукты нового урожая, в особенности виноград, яблоки и персики.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, пишет ТАСС.

Ранее сообщалось, что 30 августа в Брянске пройдет большой Крестный ход со Свенской иконой Божией Матери в память о спасении города во время Отечественной войны 1812 года.

Источник

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору в Галилее (по Преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: “Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии”. В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”.

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый “яблочный пост”.

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

 

Что категорически нельзя делать на Преображение Господне

Пять главных «нельзя» для верующих

19 августа православные отмечают Преображение Господне — один из самых важных двунадесятых церковных праздников, который в народе прозвали Яблочным спасом.

Согласно библейскому преданию, в этот день Иисус поднялся на гору вместе с тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном. Во время молитвы они увидели своего учителя преображенным: одежда Христа стала белоснежной, Его лицо просияло, в Его человеческой природе проступили божественные черты. По сути, перед изумленными взорами апостолов предстал Бог в Его триединстве. Спускаясь с горы, Иисус запретил своим спутникам говорить об увиденном. Как считается, праздник Преображения Господнего напоминает православным о важности самосовершенствования и духовного преображения.

На Руси этот праздник связывали с преображением природы на излете лета. Народ радовался собранному урожаю. В этот день люди освящали сливы, груши, мед, хлебные колосья и яблоки (много-много яблок). Отсюда и пошло народное название Преображения Господнего — Яблочный Спас. До этого праздника верующие не ели яблоки, считая, что таким образом они дарят золотые яблоки своим умершим детям на том свете.

Как и любой другой православный праздник, Преображение Господне связано с определенными запретами. Поскольку на этот праздник выпадает Успенский пост, то само собой разумеется, что 19 августа категорически нельзя есть мясо, рыбу и продукты животного происхождения, а также пить спиртное. Православным следует готовить постные блюда, причем желательно использовать яблоки.

Во время Преображения Господнего воспрещается работать дома. Стирку, глажку, уборку и шитье перенесите на следующий день. В народе есть поговорка: «Кто на Спаса шьет — до конца дней слезы льет». Под запретом оказывается также труд во дворе и огороде. Если отложить работу невозможно, то постарайтесь хотя бы приступить к ней после посещения церкви. По большом счету, в праздник нельзя выполнять не только физическую, но и интеллектуальную работу.

Большим грехом в этот день считается сквернословие. Категорически нельзя ругаться, спорить и желать другим людям зла. Нужно внимательно следить как за своим языком, так и за своими мыслями. Злобствующие люди рискуют отпугнуть от себя благодать Божью.

В народе верят, что на Преображение запрещено есть яблоки в одиночку. В противном случае на вас обрушится несчастье. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, следует угощать друзей, знакомых и случайных встречных освященными яблоками. Чем больше плодов вы раздадите, тем лучше.

Существует поверье, будто на Яблочный Спас нельзя убивать насекомых. Если спугнуть севшую на руку муху, то не видать вам удачи весь год. Поэтому суеверные люди в этот день терпеливо ждут, пока ползающие по ним букашки добровольно не захотят оставить их в покое. Источник

 

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

 

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августа, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Загрузка...

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

Преображение Господне. О празднике

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Преображение Господне. Иисус - Пастырь добрый

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Источник: pravoslavie.ru

 

Преображение Господне: приметы, традиции и что это вообще за праздник

Преображение Господне: дата и сколько празднуем

Отмечается праздник Преображения с IV века.

Дата праздника неизменна (в отличие от Пасхи, скажем), то есть это всегда 19 августа. В 2019 году Преображение Господне выпало на понедельник.

Католики отметили праздник по старому стилю – еще 6 августа.

К тому же Преображение Господне – праздник двунадесятый, а посему у него есть день предпразднства (один – это 18 августа) и еще потом семь дней попразднства (с 20 по 26 августа). В эти дни после праздника на богослужении продолжают читать посвященные ему молитвословия и песнопения.

Попразднство есть у всех двунадесятых праздников (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и у Пасхи.

Преображение Господне – Яблочный спас: почему так называется

Название у праздника говорящее: он установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор перед своими учениками – апостолами Петром и братьями Иаковом и Иоанном. Само слово «преображение» в переводе с греческого означает «превращение в иной вид» или еще его переводя как «изменение формы».

Зная, что ему предстоят пытки и смерть, Иисус решил укрепить веру учеников своих – и явил им чудо на горе Фавор: предстал пред ними в том образе, который ждет его после воскрешения. Одежды Спасителя воссияли белым светом. И даже камни вокруг него побелели.

На этом месте святая царица Елена в IV веке велела построить церковь Преображения Господня.

Есть своя церковь Преображение Господне и в Украине – это славянская церковь Преображение Господне в Донецкой области.

Преображение Господне: как праздновать

В христианской традиции праздник Преображения уходит корнями в ветхозаветный праздник кущей, когда освящались первые плоды и колосья пшеницы. То есть наши предки в это время начинали собирать урожай – и первые собранные дары природы несли в храм на освящение.

По канону в этот день принято святить виноград, однако в наших широтах он не вызревает к моменту празднования, поэтому на Руси издревле святят в этот день яблоки. Поэтому-то Преображение Господне в народе и прозвали Яблочный спас.

И отсюда же традиция подавать на праздничный стол в этот день как можно больше блюд с яблоками и медом (его также продолжают святить в этот праздник). Это и просто яблоки с медом, и яблочный пирог, и блины с яблоками, и различные овоще-фруктовые салаты. И напомним: продолжается Успенский пост 2019: календарь питания на этот день позволяет послабления в меню, но основных запретов в еде не снимает. О запретах в еде на этот день читайте в нашем материале Что нельзя делать в Успенский пост – от питания до прощения и свадьбы.

Также на Яблочный спас святят в церкви и другие круглые фрукты, а некоторые – даже овощи:

  • виноград,
  • горох в стручках,
  • груши,
  • помидоры и т.п.,
  • пучок колосьев пшеницы и ржи – тем самым прославляя разнообразное богатство природы.

К слову, считается, что до освящения яблоки нового урожая есть нельзя, то есть вообще: ни в сыром виде, ни добавлять в блюда или компоты (иные напитки). Особо ревностно этой традиции придерживались родители, у которых умер маленький ребенок: в народе верили, что если родитель съел яблоки до Яблочного спаса – тогда сам малыш на небе яблок в этом году уже не отведает.

В народе верят: если до Яблочного спаса яблок не есть, а в праздник загадать желание, откусывая дольку яблока с медом – то желание это непременно сбудется.

Народная традиция пошла от монахов. В сборнике богослужебных и аскетических указаний – Типиконе – есть четкий запрет, что инокам до освящения на Преображение Господне плодов есть нельзя. Воздерживаясь от поедания яблок и иных плодов до их освящения, верующие люди тем самым выполняют завет: «Сначала – Богу, потом – нам».

Также освященные на Преображение плоды принято в этот день носить на могилы родных и близких людей.

Молитва на Преображение Господне

Тропарь предпразднству Преображения Господня

Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту.

***

Молитва на Преображение Господне

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Преображение Господне: что нельзя делать

До Яблочного спаса принято заканчивать уборку зерновых, а то, мол, после 19 августа весь урожай первый же дождь погубит.

Преображение Господне – Яблочный спас нельзя:

  • работать по дому – кроме приготовления еды: под запретом шитье, уборка, ремонт и т.п.;
  • заниматься любым тяжелым трудом: только заканчивают уборку урожая в саду, ведь, по примете, оставшийся после Яблочного спаса урожай пользы здоровью уже не дает;
  • убивать насекомых, особенно мух: считается, что если муха села на человека дважды – быть ему везучим целый год;
  • ругаться, ссориться, желать зла – негатив обернется к зачинщику свары многократно;
  • слишком шумно веселиться – праздник-то церковный.

Преображение Господне: приметы

По приметам 19 августа судили о погоде:

  • в январе – будет такой же, как на Яблочный спас;
  • на Покрова, то есть 14 октября – такой же будет;
  • осенью: сухой день сулил недождливую осень;
  • зимой: ясный день предвещал холодную зиму.

Преображение Господне: поздравления

С Преображеньем я вас поздравляю.

И от души всем друзьям пожелаю

Веры, терпения, много любви,

Были чтоб мысли светлы и чисты.

Пусть вас Господь бережет от напасти,

Пусть в вашем доме поселится счастье.

Будьте здоровы, живите без бед

С вашими близкими вы много лет!

***

Пусть жизнь принесет свет и радость тебе,

Пусть трудных мгновений не будет в судьбе,

Пусть будет в достатке и дом, и семья.

С Преображеньем Господнем тебя!

***

Поздравляю с праздником Преображения Господнего и от чистого сердца желаю с каждым днём преображать себя, свои мысли, свой внутренний и окружающий мир. Желаю здравствовать, надеяться и любить, мечтать и радовать своё сердце с каждым мгновением.

Источник

По теме:

Загрузка...

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.