Образование

Публикуем полный текст «Тотального диктанта» — 2019 года — что это такое, как проходит, зачем он нужен

«Правда-ТВ» публикует текст «Тотального диктанта»-2019. В этом году его автором стал писатель Павел Басинский.

Ловец душ

Пьеса Горького «На дне» в постановке Московского Художественного театра имела в начале двадцатого века невероятный успех. Симпатии зрителей были на стороне Луки, которого блистательно сыграл Иван Москвин. Современники вспоминали: Горькому, когда он читал пьесу вслух, лучше всего удавалась именно роль Луки.

Откуда пришел старец и куда уходит в разгар конфликта, который сам же и спровоцировал, обещая обитателям ночлежки светлое будущее если не на земле, то на небе? В прошлом у Луки — темные истории, на которые он намекает в беседе с Васькой Пеплом. Частое упоминание Сибири наводит на мысль, что Лука — или сектант, или бывший каторжник, а отсутствие у него паспорта — что, возможно, и беглый.

Странника приводит Наташа. Ее сестра Василиса подговаривает Ваську убить хозяина ночлежки Костылёва, Василисиного мужа. Но если ее признают виновной в сговоре, то Наташа может стать владелицей ночлежки. Куда же Наташа исчезает из больницы и кому теперь ночлежка принадлежит? И кто на самом деле убил Костылёва?

В пьесе есть одно важное место. Ваське снится вещий сон: он поймал огромного леща, но не может вытащить его на берег. К чему этот сон? Не к тому ли, что появится новый «рыбак» — Лука, «ловец человеков», человеческих душ? Его обаяние так велико, что в него влюбляются почти все, в том числе Сатин, апостол новой религии — веры в Гордого Человека. Меньше всех верит Луке Васька, потому что он вор и видит лукавого старичка насквозь. Но и он попадается на удочку, когда Лука подводит его к мысли жениться на Наташе. Это ведет к трагической развязке. Пьеса заканчивается на пессимистической ноте: сводит счеты с жизнью Актер. «Испортил песню… дурак!» — говорит Сатин. Вот и весь итог этой запутанной истории — всего три слова.

Источник

Текст тотального диктанта 2019 года

Часть 1. В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?

Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне — от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.

Разговоры об упадке вообще и Языка в частности — это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания — и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».

Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик — это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.

А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, — но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами.

Часть 2. Невский проспект

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.

Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня!

Часть 3. История о Западе и Востоке

Минут через десять Тарвин начал догадываться, что все эти усталые, измученные люди представляли интересы полдюжины различных фирм Калькутты и Бомбея. Как и каждую весну, они без всякой надежды на успех осаждали королевский дворец, пытаясь получить хоть что-то по счетам с должника, которым был сам король. Его Величество заказывал все подряд, без разбору, и в огромных количествах — расплачиваться же за покупки очень не любил. Он покупал ружья, несессеры, зеркала, дорогие безделушки для каминной полки, вышивки, сверкающие всеми цветами радуги елочные украшения, седла и конскую сбрую, почтовые кареты, экипажи с четверками лошадей, духи, хирургические инструменты, подсвечники, китайский фарфор — поштучно или оптом, за наличные или в кредит, как заблагорассудится Его Королевскому Величеству. Теряя интерес к приобретенным вещам, он тут же утрачивал и желание платить за них, так как мало что занимало его пресыщенное воображение дольше двадцати минут. Иной раз случалось так, что сама покупка вещи удовлетворяла его сполна, и ящики с драгоценным содержимым, прибывавшие из Калькутты, оставались нераспакованными. Мир, воцарившийся в Индийской империи, мешал ему взяться за оружие и направить его против своих собратьев-королей, и он лишился единственной радости и забавы, которая тешила его самого и его предков на протяжении целых тысячелетий. И все же он мог играть в эту игру и сейчас, правда, в несколько видоизмененной форме — воюя с приказчиками, тщетно пытающимися получить с него по счету.

Итак, по одну сторону стоял сам политический резидент государства, посаженный на это место для того, чтобы обучать короля искусству управления, и главное, экономии и бережливости, а по другую сторону — точнее сказать, у дворцовых ворот, обыкновенно находился коммивояжер, в душе которого боролись презрение к злостному неплательщику и присущее каждому англичанину благоговение перед королем.

Часть 4. Орфография как закон природы

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы. Источник

 

Что такое «Тотальный диктант»

Тотальный диктант — ежегодная культурная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих.

Сейчас правильная устная и письменная речь может сыграть главную роль в любой сфере деятельности. Наиболее заинтересованными в навыке грамотности стали работники сферы услуг. Ведь знание языка напрямую влияет на рост карьеры и уровень зарплаты. Помочь людям проверить и повысить свою грамотность призван Тотальный диктант 2019. Что нового он принесёт нам в этом году?

Диктант для всех желающих преследует очень важные для человека, занимающегося своим самообразованием, цели:

  • показать, что быть грамотным – важно для каждого;
  • убедить в том, что изучать русский язык нелегко, но увлекательно и полезно;
  • объединить всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.

Действительно, задачи благородные. Стоит лишь сделать шаг навстречу своей мечте, приняв участие в написании Тотального диктанта 2018 на любой из площадок.

Немного истории

Первый ТД состоялся в 2004 году как акция студентов Новосибирского государственного университета.
За 15 лет существования Тотальный диктант превратился в масштабное всемирное событие. В 2017 году акция прошла в 866 городах, охватив 71 страну, ее участниками стали более 200 000 человек. В 2018 году организаторы ожидают, что участие в диктанте примут не менее 250 000 человек, а количество стран, где пройдет акция, увеличится до восьмидесяти.
Текст Тотального диктанта каждый год специально для акции пишет известный писатель.
Организатор акции – фонд «Тотальный диктант» (Новосибирск).

Как проходит мероприятие?

  1. Все собираются в аудитории, повторяют несколько правил русского языка под руководством филолога.
  2. Смотрят видеообращение и прочтение текста автором с экрана.
  3. Под диктовку преподавателя происходит запись рукой на бумаге.
  4. Затем тексты проверяются.
  5. Результаты публикуются на сайте проекта на страничке вашего города, результаты анонимны, каждый видит только свою оценку.

Чтобы узнать оценку, надо предварительно пройти регистрацию на официальном сайте Тотального диктанта.

Как подготовиться к диктанту?

Прошлый диктант подарил большое количество отличников. Организаторы надеются, что в следующем году их число увеличится, чему будут способствовать традиционные подготовительные курсы, которые будут и в Москве. Навыки, полученные на таких курсах, пригодятся не только во время написания диктанта, но и в обычной жизни.

Также рекомендуется читать художественную и профессиональную литературу и регулярно посещать тематические интернет-ресурсы.

Критерии выставления оценок за диктант

Оценка за диктант выставляется по следующим критериям:

Оценка«5»«4»«3»
Количество ошибок: орфографические/пунктуационные0/00/2    0/3    0/40/5      0/6     0/7    0/8
0/11/0    1/1    1/2   1/31/4      1/5     1/6    1/7
2/0   2/1  2/22/3      2/4     2/5    2/6
3/0      3/1     3/2    3/3    3/5
4/0      4/1     4/2    4/4

Что даст участие в диктанте?

Участие в диктанте – это вызов себе, состязание, в первую очередь, с самим собой. И ваша оценка – это не ярлык, не клеймо, это повод выяснить, над чем стоит работать.

Тотальный диктант – это весело, интересно, это возможность убедиться, что не вас одного бросает в дрожь, когда вы видите «девчЁнка» или слышите «позвОнишь». Вы еще раз убедитесь в том, что быть грамотным – это не просто нормально, это нужно и важно для каждого современного человека.

А на некоторые позиции в тех или иных компаниях знание правил русского языка – прямая необходимость. Например, в компании «Доктор Веб» кандидатам на некоторые вакансии предлагается написать диктант. А тем, кто имеет сертификат отличника Тотального диктанта, дополнительный диктант писать уже не обязательно.

По результатам исследования крупнейшего российского портала по поиску работы оказалось, что предложение о работе и высокой зарплате чаще получают те кандидаты, которые грамотно пишут и говорят. Представители многих профессий, связанных с людьми, достаточно много общаются, и грамотная речь для них – это необходимость.

В завершение хочется лишь добавить, что Тотальный диктант, ежегодно проводимый на территории России, считается весьма ответственным и важным мероприятием, требующим соответствующей и тщательной подготовки. Осталось лишь ответить, готовы ли вы оценить собственные знания по русскому языку?

По теме:

1 комментарий

Василий 03.11.2019 at 06:46

хочу принять участие в написании диктанта

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.