Наука и Техника

Обзор ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-134

Ту-134 — узкофюзеляжный ближнемагистральный пассажирский самолёт. Был разработан опытно-конструкторским бюро А. Н. Туполева и производился серийно с 1966 по 1989 год.

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Пассажировместимость Ту-134 зависит от модели самолёта, а также от варианта компоновки его пассажирского салона и варьируется от 12 мест (Ту-134Ш) до 80 (Ту-134Б-3).

В настоящее время наибольшее распространение имеют самолёты, обладающие двухклассовой компоновкой пассажирской кабины (как и указано на схеме). Бизнес-класс самолёта Ту-134 представлен более мягкими сидениями, расстояние между которыми составляет от 1 метра до 1 метра 30 сантиметров. Также кресла могут раскладываться на больший угол, благодаря чему достигается удобство и лучший отдых во время полёта. Места бизнес-класса располагаются в рядах с номерами 2 и 3 (согласно схеме пассажирского салона). Для данного класса лучшими однозначно будут места, располагающиеся возле иллюминаторов, так как всем известно, что хороший обзор и вид за бортом являются залогом приятного путешествия. Места же ряда с номером 2 в бизнес-классе не очень удачны, во многом из-за своего расположения: в непосредственной близи к ним располагаются подсобные и туалетное помещения, чья близость может принести немало хлопот и неудобств.

Салон эконом-класса в самолёте Ту-134 представлен местами, расположенными в рядах, обозначенных номерами от 5 до 19. Как и для бизнес-класса, здесь места располагаются по схеме «2-2» и имеют широкий центральный проход. Определённо лучшими для эконом-класса будут места в рядах 5 и 13 ввиду несколько большего расстояния для ног здесь. Неудачным же выбором будет место в ряду 18 или 19 (согласно схеме) ввиду близкого расположения туалетных помещений.

История разработки и эксплуатации

В начале 60-х годов XX века в СССР сложилась довольно интересная ситуация. Пассажирские авиаперевозки начали набирать популярность, однако новых реактивных самолётов Ту-104 было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в них. Так, эти самолёты использовались в основном для международных авиарейсов, в том числе между странами социалистического лагеря, а также на наиболее загруженных воздушных путях. Основную же часть внутреннего авиапарка страны составляли устаревшие самолёты, не отличавшиеся уже надёжностью, удобством и экономичностью эксплуатации. Именно для совершения ближних авиационных пассажирских рейсов и началась разработка нового самолёта. Первоначально лайнер задумывался как модернизация Ту-124, поэтому его обозначение было Ту-124А. Уже в 1963 году первый самолёт был построен и приступил к лётным испытаниям. Однако вскоре в конструкцию самолёта был внесён ряд изменений, благодаря чему было принято целесообразным признать лайнер в качестве новой, самостоятельной модели и присвоить ему наименование Ту-134. В 1965 году самолёт Ту-134 был сертифицирован, а через год началось его серийное производство. Коммерческая эксплуатация Ту-134 началась «Аэрофлотом» в 1967 году. С первых полётов машина показала себя надёжной, устойчивой в воздухе и простой в обслуживании, благодаря чему в течение следующего года Ту-134 были приобретены восточногерманской и польской авиакомпаниями. В 1970 году, учитывая особенности конструкции самолёта, а также условий его эксплуатации, в ОКБ Туполева была разработана первая модификация Ту-134 — Ту-134А, имевшая удлинённый корпус и более экономичные двигатели. Данная модификация и сменила базовую модель в серийном производстве. В первой половине 70-х годов XX века Ту-134 использовались практически на всех внутренних авиалиниях в Советском Союзе, однако ближе к 80-м их активнее начали вытеснять новые Ту-154. Тем не менее, в 1980 году была разработана и пошла в серийное производство новая модификация Ту-134 — Ту-134Б. В 1989 году эксплуатация Ту-134 резко сократилась, ввиду чего его серийное производство было прекращено. По состоянию на 2013 год в эксплуатации находилось чуть меньше 130 самолётов, большинство из которых — грузовые.

Модификации Ту-134

В период с 1996 по 1984 год было разработано и производилось 12 модификаций самолёта Ту-134, некоторые из которых имели по нескольку вариантов исполнения.

Ту-134 — базовая модификация самолёта, имеющая пассажировместимость до 64 человек (позднее — до 72). Имеет остеклённый нос, а также тормозной парашют для уменьшения расстояния пробега при посадке. Производилась с 1966 по 1970 год.

Ту-134А- модификация лайнера, оснащённая более совершенными двигателями, что позволило отказаться от использования тормозных парашютов для снижения скорости лайнера при посадке. Также серьёзно повышена экономичность эксплуатации самолёта. Благодаря удлинённому на 2 метра фюзеляжу была увеличена и пассажировместимость Ту-134. Модель производилась с 1970 по 1980 год.

Ту~134Б — усовершенствованный вариант Ту~134А. Обладает меньшей массой и новой компоновкой пассажирского салона. Экипаж самолёта был уменьшен (с 4 до 3 человек). Добавлены новые аварийные выходы. Некоторые самолёты данной модификации имеют дополнительные топливные баки, что позволяет увеличить их дальность полёта. Серийное производство продолжалось с 1980 по 1984 год.

Ту-134ЛК- модификация, которая представляет собой летающую лабораторию, используемую в основном для космических нужд.

Ту-134М — модернизированная версия Ту-134Б, оснащённая новыми двигателями.

Ту~134С — грузовая модификация самолёта.

Ту-134СХ — модификация Ту-134 для использования в сельскохозяйственных целях.

Ту-134УБЛ (также встречается название Ту-134А-4) — самолёт, используемый для подготовки лётчиков морских и стратегических бомбардировщиков.

Ту-134УБЛ-Ш — специализированная модификация Ту-134УБЛ, предназначенная для подготовки штурманского состава для самолётов морской и стратегической авиации.

Ту-134Ш (также встречается обозначение Ту-134Уч) — самолёт, предназначенный для подготовки штурманского состава для дальней и фронтовой бомбардировочной авиации.

Ту-134Ш-СЛ — модификация, используемая в качестве летающей лаборатории для испытаний радиоэлектронного оборудования.

Ту-134А-ЗМ — УІР-модификация Ту-134. Всего было построено 6 самолётов данной модели.

Обзор и характеристики Ту-134

Аэродинамически Ту-134 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение Т-образное. Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями, установленными в хвостовой части.

Ту-134АТу-134Б-3Ту-134Ш
Габариты
Длина, м37,137,137,1
Размах крыла, м292929
Высота, м999
Диаметр фюзеляжа, м2,92,92,9
Ширина салона, м2,62,62,6
Высота салона, м222
Число мест
Экипажа433
Пассажирских768012
Масса
Взлётная, т4747,647
Коммерческая, т8,29
Посадочная, т434343
Запас топлива, т13,214,416,5
Лётные данные
Крейсерская скорость, км/ч850880885
Дальность полёта, км210020201890
Эксплуатационный потолок, м12 10010 10011 900
Длина ВПП, м220025502200
Двигатели2 × 6800 кгс2 × 6930 кгс2 × 6800 кгс
(Д‑30‑II)(Д‑30‑III)(Д‑30‑II)
Расход топлива (взлётн. режим)8296 кг/ч8454,6 кг/ч
Расход топлива (крейсер. режим)2300 кг/ч2062 кг/ч
Расход топлива2907 кг/ч3182 кг/ч
Удельный расход топлива45г/(пасс.⋅км)45,2г/(пасс.⋅км)

Заключение

Ту-134 является важной вехой в отечественном гражданском авиастроении. Данный самолёт находился в серийном производстве на протяжении почти четверти века, оказывая, таким образом, влияние на дальнейшее развитие советской авиационной промышленности. Не будет преувеличением и то, что данный самолёт в определённой степени стал и частью культуры Советского Союза, а, следовательно, и стран, когда-то входивших в него. Ярким примером данной «роли» самолёта в жизни страны стало его появление во многих советских фильмах (например, «Приключения итальянцев в России» или «Мимино»).

Но более важным в судьбе Ту-134 является то, что на его основе был разработан более современный Ту-154, который стал самым массовым пассажирским самолётом СССР, а также символом советской гражданской авиации. Именно это, а также то, что благодаря Ту-134, его характеристикам и скорости пассажиры внутренних рейсов пересели с устаревших Ил-14 на новые комфортабельные реактивные самолёты, и стало его важной «миссией» в истории отечественной авиации.

Тихонов Евгений

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.