История. Запретная археология.

Знаете ли вы, зачем нужны копоушки?

Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки для ушей. Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…

Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.

Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая их изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.

Фото 2.

Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.
Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.

Фото 3.

Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что копоушки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.

Копоушка — достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью.

Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.

На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.

Фото 4.

Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.

Фото 5.

Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.

В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Такие копоушки изготовлялись с благословения настоятеля Спасо-Мирожского Завеличского монастыря (существует и поныне) во Пскове игумена Афанасия в 1662-1670 годах

Фото 9.

На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.

Ковырялка ушная — «СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача» (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. — Т. XXXVI, полутом 69. — СПб., 1902. — С. 98.)

Фото 10.

Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.

Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. — М.: Наука, 1967. — С.104.)

Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.

Фото 11.

В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.

В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.

Фото 12.

Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.

Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.

Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.

В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.

Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.

Фото 13.

Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.

Фото 14.

Почему же этот предмет туалета так часто теряли?

Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.

Фото 15.

В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.

Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.

Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.

Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.

Фото 16.

Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.

Фото 17.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.