Во-первых, это поставило точку в предположениях о том, что информационная кампания, развернутая Порошенко вокруг томоса, является всего лишь предвыборным пиаром. В принципе эта задача, конечно, стоит, более того, само получение томоса приурочено к началу избирательной кампании по выборам президента Украины не случайно. Но все-таки это не главная задача.Сегодня, и это во-вторых, стало очевидным, что патриарх Варфоломей решился окончательно пойти против Русской православной церкви (РПЦ), несмотря на все имеющиеся проблемы внутри новосозданной ПЦУ, сложности, которые возникают у него с Украинской православной церковью (УПЦ) и теми Поместными церквями, которые поддерживают РПЦ и УПЦ.А имеющихся проблем немало. Это и неустойчивая позиция инициатора процесса получения автокефалии Порошенко, у которого на носу выборы. Это и внутренние конфликты в ПЦУ, связанные с дележом имущества. Это и неуступчивость лидера раскольников Филарета (Денисенко), не готового делиться своим статусом «патриарха». И это, конечно же, достаточно твердая позиция УПЦ, отказавшейся вступать в ПЦУ. Впрочем, все это было известно и раньше.Что, собственно, произошло нового 6 января 2019 года?В этот день получил юридическое оформление (хотя и несколько сомнительное, но все же) огромный, по сути геополитический раскол мирового православия. До сегодняшнего дня, то есть до 6 января, это еще были предположения, рассуждения и сценарии. Сегодня раскол стал фактом истории. И это главное, что произошло в этот день.Православная церковь оказывается в новой реальности, в которой нужно делать неприятный выбор между Константинопольским патриархатом и Русской православной церковью; между признанием раскольников из УПЦ Киевского патриархата и каноническими священниками, в раскол не вступавшими; между церковью, которая по закону отделена от государства, и государством Украина, которое явно и целенаправленно встало на путь церковной узурпации. А еще этот выбор будет заключаться в признании или непризнании ПЦУ как автокефальной поместной церкви.Уже 6 января об этом выборе заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ Московского патриархата протоиерей Николай Балашов: «Теперь он [Варфоломей] уже на деле вступил в молитвенное и каноническое общение с так называемым «митрополитом» <…> До сих пор ни одна из поместных церквей не поддержала этих шагов, а ряд церквей ясно заявили о своем несогласии. Теперь всем церквям предстоит трудный выбор: будут они поминать нового «предстоятеля», как их призывает Фанар (исторический район в Константинополе, где расположена резиденция Константинопольского патриарха. — Ред.), или откажутся».
Издание Украина.ру решило разобраться в том, что же именно вручил Варфоломей Епифанию и во что это может со временем превратиться.Томос, автокефалия и православиеТекст самого томоса об автокефалии был обнародован еще 5 января, когда его подписал Варфоломей. Ничего необычного в нем не оказалось: о том, что ПЦУ будет зависимой от Фанара, говорили уже давно. Приводить текст полностью смысла нет, а об основных моментах написал православный блогер Максим Павлов:

«1) ПЦУ не будет иметь право создавать зарубежные епархии и приходы…
3) Все существующие епархии и приходы в других странах отныне подчиняются Константинополю.
4) Константинополь будет высшей инстанцией в разрешении споров внутри ПЦУ.
5) Устав ПЦУ должен отвечать положениям томоса.
6) Автокефальная церковь Украины, согласно томосу, признает своей главой Константинопольский престол.
7) ПЦУ обязана принимать участие во всех совещаниях, которые проводятся под эгидой Фанара и на которых рассматриваются важные вопросы церковной жизни.
8) ПЦУ будет получать миро от Константинополя…
10) В томосе заявлены права Константинополя на экзархат (!) и ставропигии в Украине».

Таким образом, речь идет не о полностью автокефальной церкви, как, например, РПЦ, Болгарская церковь или Грузинская. ПЦУ будет сильно зависеть от Фанара в дальнейшем, а за ее подконтрольностью будут следить доверенные иерархи Варфоломея, которым доверено представлять экзархат или ставропигии.

Кстати о ставропигиях, то есть приходах и монастырях, подчиняющихся напрямую Варфоломею. Их количество, которое стало предметом торга между Порошенко, Филаретом и Фанаром, так и не названо. Указывались цифры от 20 до 38 приходов, среди которых были, разумеется, наиболее прибыльные.

Полученный томос также прокомментировал проживающий в Германии религиовед Николай Митрохин, который, несмотря на то что занимает весьма скептическую по отношению к РПЦ и РФ позицию, подтвердил отсутствие реальной самостоятельности: «ПЦУ выписан мандат на существование, предполагающий её включение в состав Константинопольского патриархата на правах самоуправляемой церкви, а не право быть самостоятельным патриархатом… Этот документ разрушил систему сдержек и противовесов в мировом православии, существовавшем до того времени. К чему это приведет, неизвестно, но пока реакция других православных церквей сдержанная или отрицательная».

Следует отдельно сказать, что каждая автокефалия по-своему уникальна, и единого формата создания автокефалий нет.

Самостоятельность церкви включает в себя множество параметров: это и избрание предстоятеля, и возможность самостоятельно варить миро, и разрешение спорных вопросов и т.д. По большинству параметров ПЦУ не является действительно самостоятельной церковью.