Экономика и Финансы

Автошок-2019: 60% бензоколонок на грани разорения

Независимый топливный союз (НТС) считает ситуацию на топливном рынке катастрофой. В открытом письме президенту РФ Владимиру Путину президент организации Павел Баженов заявил, что более 60% АЗС России поставлены на грань разорения.

Тем временем, одна из крупнейших российских компаний — «Роснефть», 15 ноября без объяснения причин прекратившая торги на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, обвинила в росте цен на бензин как раз независимые АЗС, которые, по мнению главы компании Игоря Сечина, устраивают сговоры.

«Ажиотаж, развернувшийся вокруг темы обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов, искусственно подогревается недобросовестными игроками. Проблем с обеспечением топливом потребителей, как и дефицита топлива в стране нет», — говорится в заявлении «Роснефти».

В НТС с этой позицией явно не согласны. О чем заявили в минувшую среду на пресс- конференции. Как считает Павел Баженов, у скачка цен на бензин в России были две причины: недальновидная экономическая и налоговая политика со стороны регулятора и монопольная природа российского внутреннего рынка.

«У нас налогов на внутренний рынок предусматривается значительно больше, чем экспортных налогов. Это вызывает ситуацию, когда экспорт становится более интересным, и объёмы с внутреннего рынка уходят во вне. А в стране при этом объемов не хватает, начинаются все колебания и все скачки», — пояснил он.

Налоговый манёвр нефтяной отрасли, который начался в 2014 году, предполагал увеличение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), снижение экспортных пошлин в связи предпринимаемыми мерами по входу в ВТО и снижение акциза на топливо. Однако вместо снижения акциза он только рос.

«Акциз — это основное зло, потому что сегодня это 15% в цене литра, а в 2019-ом году будет все 20%», — подчеркнул Павел Баженов.

Рост цен на бензин, независимо от колебаний цены на нефть, глава НТС связывает с регулированием ценообразования, в результате чего создана система, позволяющая монополисту диктовать условия рынку.

«С одной стороны, есть условно-рыночное ценообразование на оптовом рынке, есть товарно-сырьевая биржа, на которой реализуются объёмы, есть мелкооптовые цены, которые котируются, исходя из индикаторов биржи. С другой стороны, есть розница, которая всегда должна расти в формате „инфляция минус“, а она сегодня заморожена», — констатирует он.

Павел Баженов убежден, что именно из-за государственной политики у нас создался монополистический рынок. Он полагает, что регулятор исходил из того, что договариваться и работать проще с несколькими крупными вертикально-интегрированными игроками. В результате эти игроки, а точнее, по его мнению, один игрок, начинают диктовать политику.

«Хочу — гружу, хочу — не гружу. В целом, те решения, которые предпринимаются правительством по стабилизации, компания позволяет себе бойкотировать», — возмущен Баженов, считая решения правительства неверными.

По мнению главы аналитического центра НТС Григория Баженова, логика правительства понятна: есть определенные проблемы, связанные с ценой на нефть, которая в 2014 году существенно просела, а значит, возникла проблема выпадающих доходов. Их пытались компенсировать за счет внутреннего рынка.

«Увеличилась налоговая нагрузка. Но если увеличивается налогообложение на внутренний рынок, цена, безусловно, будет расти. Это базовый закон. И то, что бизнес будет компенсировать налоговые потери — это непреложно», — сказал он.

Эксперт также отметил, что все правки, которые вносились в Налоговый кодекс, начиная с 2014 года в отношении акцизов, предполагали их понижение, но это никогда не происходило и, в конечном итоге, налоговая нагрузка только увеличивалась. Он также напомнил о факторе, связанном с ослаблением рубля.

Григорий Баженов также считает, что правительство Медведева пошло по наиболее простому пути — иметь дело с крупными топливными игроками, с которыми проще договориться о розничной цене.

«Но меньше компаний, это всегда больше рисков. Всё зависит от поведения конкретных доминирующих игроков. Поведение НК „Роснефть“, которое мы наблюдали на прошлой неделе: и 15, и 16 ноября, и вчера, и позавчера — это поведение доминирующего игрока. Со временем этот кейс войдёт во все учебники по экономической теории», — полагает эксперт.

Независимые АЗС продают бензин по тем ценам, которые установлены и не имеют возможности их менять. Заправки, которые сегодня непосредственно обеспечивают большое количество отдалённых регионов, выполняя важную функцию с точки зрения инфраструктуры, топливного энергоснабжения нашей страны, «вынуждены плясать от того, что было принято в рамках кабинетных разговоров», куда «независимый сектор приглашен не был».

«Независимый сектор не влияет на цены. Он пляшет от тех цен, которые ему установили. На самом деле, независимому сектору вполне можно продавать товар по любой цене. Нас устроило бы и 30 рублей за литр. Дайте только нормальную маржинальность, которая будет больше трёх рублей на литр. Это позволит и зарабатывать, и отправлять денежные средства на реинвестиции, и покрывать издержки амортизации и вкладываться в развитие», — призвал Григорий Баженов.

Эксперт констатировал, что предложенная правительством и нефтяниками разница между оптом и розницей, по сути, фиксирует перманентную убыточность независимых АЗС. По его данным, если не будет независимых заправок, то оставшихся инфраструктура позволит заправить лишь порядка 20 млн. автомобилей при имеющихся на сегодняшний момент 50 млн.

Кроме того, независимые АЗС выполняют важную инфраструктурную функцию, так как находятся в районах, куда «вертикальные компании никогда не придут».

Представляющий Самарскую область совладелец сети АЗС «Олви» Олег Бузинсогласился с тем, что ситуация на розничном топливном рынке катастрофична.

«Мы последние 8 месяцев находимся на грани выживания и держимся за счёт тех запасов, которые были наработаны ранее. На сегодняшний день в Самарской области закрылась одна из значительных сетей, располагавшая 16 АЗС. Такое же настроение „замотать шланги“ у большинства независимых. Не от того, что мы хотим кому-то диктовать условия, а от того, что бессмысленна работа», — подчеркнул бизнесмен.

По его словам, минимальная наценка -3 рубля — это порог выживаемости. При этом, пояснил он, независимые АЗС, что касается дизеля, имеют минус 3 рубля с литра, что касается бензина — +2,60 рубля, +2,40 и +2,50.

«Мы просто вымываем свои денежные средства», — констатировал он.

При этом есть проблемы и с наличием топлива. Так, дизельного топлива на независимых региональных заправках просто нет.

Олег Бузин также добавил, что установленный индикативный уровень мелкооптовых цен на топливо в регионах в 4%, отклонение от которого влечет санкции, делает невозможным существование независимых АЗС.

«Наша минимальная наценка должна быть 8−9%. Для того, чтобы развиваться и просто нормально существовать сегодня, надо 14−15%», — добавил Олег Бузин.

Независимый топливный союз в ходе пресс-конференции озвучил свои предложения по стабилизации ситуации на топливном рынке.

«Если мы хотим, чтобы ситуация у нас стабилизировалась и нормализовалась на долгий период времени, рынку необходима комплексная реформа. Первое — это отмена акциза на топливо. Это позволит не только ситуацию на рынке нормализовать, но и цены снизить. Второе — либерализация ценообразования».

Глава НТС также убежден в необходимости корректировки оптовой цены и 100% реализации произведённых в стране объёмов бензина, дизеля и керосина через биржу.

«Чтобы и розничные сети нефтяных компаний покупали на этой же площадке. Это уровняет условия работы», — уверен Павел Баженов.

Кроме того, он уверен, что надо брать курс на комплексную демонополизацию рынка.

Глава НТС также объявил о старте комплексной кампании «Акцизу нет», в рамках которой намерены собрать подписи автовладельцев в поддержку инициативы.

Источник

Фото ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.