Дети и их воспитание

«Изменения в психике скажутся через годы». В чем опасность обучающих приложений для детей

Американские ученые установили, что большинство детских обучающих приложений на смартфонах через скрытую рекламу манипулируют пользователем и приводят к потенциально опасному поведению ребенка. «360» выяснил у психологов, действительно ли есть угроза в таких программах и как от нее обезопасить детей.

Группа экспертов из Медицинской школы Мичиганского университета проанализировала 135 популярных бесплатных и платных приложений в Google Play и пришла к выводу, что почти во всех (95%) содержался один или сразу несколько видов рекламы. Среди прочего, приложения предлагали купить платную версию, рекламировали стороннюю продукцию и вели на внешние сайты.

Сама же реклама подавалась как часть игры: ребенка сопровождал мультгерой, а интерактивный ролик предлагал пройти мини-игру, на самом деле продвигая платное приложение. Чтобы закрыть рекламный ролик, надо выждать порядка 20-30 секунд до появления соответствующей кнопки, однако ребенок не замечает разницы и воспринимает происходящее как продолжение его игры, отмечают эксперты.

В итоге дети переходят по ссылкам и попадают на сайты, где в том числе демонстрируются и жестокие игры. Например, одна из участниц исследования рассказала, что ее ребенок через рекламу попал на игру, где президент США Дональд Трамп нажимает на кнопку и начинает ядерную войну. Авторы исследования уже попросили американскую торговую комиссию разобраться в ситуации.

«Наши результаты показывают, что рынок приложений для дошкольников сосредоточен на зарабатывании денег, а не на образовательном и развлекательном опыте детей. Такая практика нарушает их развитие. Это не только неэтично, но и незаконно», — заявила автор исследования Дженни Радески.

Дети-первооткрыватели

Главная проблема заключается в том, что специалисты пока не могут с уверенностью сказать, как скажется контекстная реклама и интернет-зависимость в принципе на психическом здоровье ребенка, сказал «360» детский психолог и педагог Сергей Кроленко.

«Последствия пока непредсказуемы. Скорее всего, в этом нет ничего хорошего. Но изменения в их психике, если они и случатся, то произойдут они через многие годы. Их сможет анализировать только следующее поколение. Родители могут предостеречь или в конце-концов наплевать, решить — будь как будет, но в данном случае дети пяти лет — первооткрыватели. Во что это выльется, не знает никто», — сказал эксперт.

Психолог отметил, что в обучающих программах смартфона или любого другого гаджета есть существенный недостаток — отсутствие физической реальности. По его словам, обучающие приложения могут быть подспорьем, но никогда не заменят действий и опыта ребенка на практике.

«Был такой случай: дают ребенку напильник и просят его обстругать деревяшку. Он 15 минут стругает, потом подходит и говорит, что у него ничего не получается. Знаете почему? Все потому, что он даже не давил на напильник. Он видит действие, но в обучающей игре он привык, что нет физических усилий. Он и не подозревал, что было нужно давить», — пояснил Кроленко.

Во многом влияние технологий и рекламы в приложениях зависит от самих родителей, сказала в беседе с «360» руководитель Центра психологического консультирования Анна Хныкина. По ее словам, настоящая опасность наступает тогда, когда отец и мать не в курсе того, что смотрят и во что играют их дети. «Можно, конечно, обвинять окружающих и разработчиков, все мироустройство — по факту реклама всегда виновата. Но когда мы говорим о детях до пяти лет — здесь пока что должно быть влияние родителей, которые наполняют досуг ребенка», — уверена психолог.

Она отметила, что сейчас интернет по своему функционалу похож на улицу, где росли предыдущие поколения: в Сети дети знакомятся, заводят друзей и играют. В этой связи опасность скрытой рекламы для детей до пяти лет ровно такая, насколько было бы рискованным оставить ребенка на то же время без присмотра на улице, пояснила Хныкина.

Запрет — не панацея

Психологи сходятся во мнении, что полный запрет на использование гаджетов не только не принесет положительного результата, но и может навредить психике ребенка. «Сейчас ведь как: если ребенок не в курсе трендов YouTube, модных игр, популярных блогов, то он становится изгоем в своей среде. Об этом тоже нужно не забывать», — подчеркнула Анна Хныкина.

Специалист рекомендует разделять потенциально опасные и безвредные игрушки. Например, детский гаджет, через который ребенок учится определять правильно цвета, можно дать в руки и двухлетнему, чего не скажешь о социальных сетях, где может распространяться жестокий, а порой и запрещенный контент. Главное не позволять ребенку «сидеть в современных технологиях» весь день напролет.

«Важно сохранять качество и количество живого контакта с ребенком, а гаджеты — они свое возьмут, как бы мы их не запрещали. Бороться с ними невозможно», — уверена она.

Эксплуатация детей в YouTube

Иногда дети становятся жертвами манипуляций не только приложений, но и собственных родителей. В последние годы YouTube взял тренд на блокировку каналов с участием детей. Причиной тому — регулярные жалобы пользователей. Для привлечения трафика и денег родители, которые зачастую и становятся продюсерами детских шоу в Сети, придумывают все более провокационные ситуации: позволяют своим детям наедаться фаст-фудом, рекламируют через детей сторонние товары, в шутку связывают и запирают детей во время игры на камеру. Все это вызывает неоднозначную реакцию зрителей, на которую YouTube начал реагировать.

Так, год назад был заблокирован один из самых популярных каналов в России — Vlad Crazy Show. Он собирал десятки миллионов просмотров, но оказался удален «за нарушение принципов сообщества YouTube».

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/11/18236_1.png
Источник фото: YouTube

Как отметил в разговоре с «360» детский психолог Сергей Кроленко, в любой политике запрета должен быть здравый смысл. В качестве примера он привел ситуацию, когда шли разговоры о запрете мультфильма «Ну, погоди!» из-за Волка, который всегда появляется с сигаретой во рту.

«Можем запретить показывать хулиганов, потому что они дерутся, но как тогда обозначить, что они ведут себя нехорошо? Споры ведутся и вокруг контента, где показывают, как машины сбивают людей. С одной стороны мы показываем, что несоблюдение ПДД приводит к смерти, а с другой — мы же показываем страшные вещи, гибель человека! Давайте будем показывать, что человек не травмируется, не тонет, не горит. Тогда у ребенка вообще возникнет картина, что опасностей нет», — подчеркнул эксперт.

Что касается контента, где родители позволяют детям шалить и есть фаст-фуд, то ситуация может смущать зрителя с моральной точки зрения, но не должна приводить к запретам такого контента, уверен Кроленко.

«Если ребенок в присутствии родителя что-то делает, значит ему это разрешает родитель. Отсюда вопрос: родитель что, не в праве разрешать своему ребенку какие-то действия, даже если с этим согласно не все общество? Тогда почему нельзя это показывать? Везде нужен баланс, а с такими запретами любую ситуацию можно будет довести до абсурда», — резюмировал детский психолог.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.