Армия

Корабли проекта 11661 — боевые суда, которые ждали своего часа долгие годы

Корабли прибрежной или ближней морской зоны в российском Военно-Морском Флоте на сегодняшний день представлены целой когортой современные боевых судов, располагающих могучими и мощными средствами вооружения.

Сторожевики сегодня не только достойно представляют Андреевский флаг на морских просторах в акваториях Черного и Балтийского морей, но и осуществляют огромный объем работы на закрытом морском театре. Сторожевые корабли проект 11661«Татарстан» и «Дагестан» составляют сегодня основу боевой мощи Каспийской военной флотилии, являясь самыми мощными боевыми единицами на Каспии.

Этот тип судов создавался в течение длительного времени и был только в начале нового тысячелетия реализован в металле. Соответственно, новые сторожевики вобрали в себя все лучшее, чем располагало отечественное кораблестроение. СКР, по новой классификации — корвет, проекта 11661 на полном основании могут считаться самыми современными и боеспособными кораблями в отечественном ВМФ.

Концепция создания современных сторожевых кораблей

Класс сторожевых кораблей наибольшее свое развитие получил в Советском Союзе. В отличие от зарубежных аналогов, в СССР сторожевики превратились в полноценные боевые корабли, способные выполнять огромный объем работы. По количеству и разновидности средств вооруженной борьбы, техническому оснащению и мореходности советские сторожевики почти сравнялись с эсминцами. Благодаря своей универсальности, сторожевые корабли считались самыми массовыми судами советского ВМФ, неся боевую службу на всех морских театрах.

Советские кораблестроители сумели достигнуть высокого технологического уровня проектирования и строительства судов этого класса. Что соответственно отразилось на их количестве и на боевых возможностях. Однако наметившаяся в середине 70-х и в начале 80-х годов тенденция к

01.08.2018 Проект 11661 — сторожевые корабли типа Гепард, ракетное вооружение СКР, история, описание и ТТХ, модификации корвета

строительству сторожевиков крупных размеров, стремление к гигантомании были пересмотрены. Окончательно было решено начать проектирование сторожевых кораблей в своем традиционном виде. Это должны были быть суда небольшого водоизмещения, обладающей хорошей мореходностью и оснащенные самыми современными средствами вооружения.

Первым шагом в этом направлении стал проект 11611, работы по которому начались еще в 1985 году. Возобладала концепция строительства сторожевиков, специально предназначенных для оперирования в ближней морской зоне на закрытых морских театрах. В качестве базовой точки были выбраны малые противолодочные корабли проекта 1124, которые массово строились в 70-е годы. В этом контексте прослеживается стремление снова создать универсальный корабль, в котором будут сочетаться разнообразные функции. В техническом задании для нового проекта были прописаны цели и задачи, которые будут решать новые корабли. Сторожевые корабли должны будут выполнять следующие функции:

обеспечение патрулирования прибрежной акватории, включая 200 мильную экономическую зону;

защита прибрежных морских коммуникаций и объектов береговой инфраструктуры от противодействия со стороны сил флота и авиации вероятного противника;

поиск и борьба с подводными лодками вероятного противника;

обеспечение конвоирования морских транспортных перевозок.

Для выполнения соответствующих функций, корабль должен иметь высокие мореходные качества, достаточную автономность плавания и необходимый набор средств вооружений. Навигационное и радиолокационное оборудование, сосредоточенное на борту судна, должно обеспечивать выполнение поставленной боевой задачи в полном объеме.

В итоге, перед кораблестроителями была поставлена задача — создать мощный боевой корабль. Другими словами, на небольшую мореходную платформу следует установить весь имеющийся комплекс вооружений, включающий артиллерийские установки, ракетное и противолодочное оружие, средства противовоздушной обороны.

История с проектом 11611

Одно из условий, которое было поставлено военными моряками, заключалось в постройке судна на судостроительных предприятиях, расположенных на Волге. Предполагалось, что при удачном завершении проектных работ, вновь построенные корабли могут быть переведены по Волге на Балтику или в Черноморский регион. К тому же производственные мощности и богатый опыт конструирования малых военных кораблей был у коллектива Зеленодольского Проектно- Конструкторского Бюро (Республика Татарстан).

Проектные работы начались в 1982 году на базе противолодочных кораблей проекта 1124М с более устойчивой энерговооруженностью и повышенной мореходностью. В техническом описании к проекту новый корабль теперь назывался сторожевым кораблем ближней морской зоны. Первоначально проект получил шифр 11660. Предусматривалось создание и экспортной версии нового сторожевика 11660Э. В дальнейшем проект претерпел изменения. На сторожевой корабль должен был быть установлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран», разработка которого к тому времени находилась на завершающей стадии.

В связи с этим пришлось начинать работы над более мощным и совершенным в боевом оснащении кораблем. После того, как высокому военно-морскому руководству был представлен эскиз нового сторожевого корабля, в декабре 1984 года Постановлением Совмина проектным работам по созданию нового СКР был дан старт. В 1986 году первый корабль был закончен на 80% и после проведенной унификации с проектом 11660, выбран в качестве базовой платформы для нового семейства кораблей.

Следует отметить, что первоначально был заложен корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник». Практически сражу же был заложен второй корабль, только уже в рамках экспортного проекта 11611Э, который заказала Индия для своих ВМС. Третий сторожевик заложили в 1991 году, используя созданный конструктивный и технический задел, полученный в ходе конструирования первых двух кораблей.

Строительство СКР «Буревестник» планировалось завершить в 1993 году. Аналогичным образом должна была сложиться судьба и двух других судов этого проекта, однако развал Советского Союза внес существенные коррективы в последующие планы строительства. Из-за недостатка финансирования постройка кораблей была приостановлена. В тяжелых экономических условиях строить новые корабли для молодого российского флота было обременительным занятием. В 1993 году было решено закончить работы в рамках проекта 11660, переориентировать всю техническую документацию и производство для того, чтобы строить уже корабль проекта 11611.

Корабли были с горем пополам спущены на воду. Строительство судов то возобновлялось, то приостанавливалось. В 1995 году головной корабль «Буревестник» был разобран. Оставшиеся два судна стали достраиваться в рамках реализации проекта 11611К уже для нужд отечественного флота. Второй корабль, который был уже спущен на воду, в 1996 году получил новое название, став СКР «Татарстан». В соответствии с классификацией НАТО новый российский сторожевой корабль проекта 11661К «Гепард» классифицировали как корвет. Что касается зарубежного контракта, то в конце 90-х был специально разработан новый проект сторожевых кораблей «Гепард-3.9». Однако ничего существенного в дальнейшей судьбе кораблей проекта 11611 не происходило. Суда в разной степени готовности продолжали оставаться на стапелях Зеленодольского судостроительного завода. Только в 2001 году корабль с заводским номером 951 под названием «Татарстан»было решено достроить. Сторожевик должен был войти в состав Каспийской военной флотилии.

На следующий год были завершены последние доковые работы, началось освоение корабля экипажем. Летом 2002 года новый СКР «Татарстан» был переведен на Каспий, где начались комплексные испытания. Спустя год, в августе 2003 года сторожевой корабль был зачислен в состав Каспийской военной флотилии, став флагманом флотского соединения.

Второе судно под заводским номером 952 наконец-то дождалось того момента, когда на него обратили внимание. Корабль также решили достроить для пополнения корабельного состава Каспийской военной флотилии. Соответственно месту службы и название, которое получил корабль- «Дагестан».

В 2012 году новый корабль отправился на Каспий для прохождения комплекса испытаний. В отличие от своего старшего брата СКР «Татарстан», новый корабль получил ударное вооружение. На нем вместо ПКР «Уран» был установлен тактический противокорабельный ракетный комплекс «Калибр- НК». Осенью 2012 года корабль был зачислен с состав Каспийской военной флотилии. Ввиду того, что на втором корабле изменился комплекс вооружений, изменилась его назначение. Это уже был не сторожевик, это был ракетный корабль «Дагестан». В целях унификации плавсостава Каспийской военной флотилии — флагманское судно «Татарстан» также перевели в разряд ракетных кораблей.

Особенности конструкции ракетных кораблей проекта 11661

После ввода в строй ракетного корабля «Дагестан» дальнейшее строительство других судов в рамках реализации проекта 11661К признано нецелесообразным. Что касается построенных кораблей, их конструкция имеет ряд любопытных и интересных особенностей. В тактическом плане характеристики кораблей выглядят следующим образом:

водоизмещение стандартное 1500 тонн;

длина корабля 102 м. при ширине 13,2 м;

осадка корабля 3,6 м;

суммарная мощность двух газотурбинных энергетических установок — 29 тыс. л/с.; максимальная скорость хода 28 узлов;

максимальная дальность плавания при экономичном ходе в 14 узлов составляет 3500 миль; экипаж корабля насчитывает 93 матросов и офицеров; автономность плавания составляет 15-20 суток.

При таких относительно скромных параметрах корабли обладают высокими мореходными характеристиками и мощным вооружением. На платформе водоизмещением 1500 тонн корабелы установили ракетные комплексы «Уран» и «Калибр-НК». Эти системы являются основным вооружением кораблей. Ракетный корабль проекта 11661К «Гепард» «Татарстан» остался с первоначальным комплексом вооружений. Его основное оружие — ПКР «Уран». Младший брат «Татарстана» оснащен уже универсальным ПКР «Калибр-НК», крылатые ракеты которого могут поражать любые наземные и надводные цели.

Наличие на борту совершенного противолодочного вооружения и средств ПВО делает эти суда серьезными и грозными боевыми единицами. Противовоздушную оборону кораблей обеспечивает артиллерийский комплекс АК-630М и ЗРК «Оса-МА-2. На более новом корабле стоит уже стационарный артиллерийско-ракетный комплекс «Палаш». В дополнение к ним имеются переносные ЗРК «Игла-М».

На кораблях проекта 11661К отсутствуют противолодочные средства борьбы. На обоих кораблях установлено современное навигационное и радиолокационное оборудование. Впервые на кораблях Каспийской военной флотилии в состав технических средств включен поисково-спасательный вертолет Ка-27, базирующийся на открытой взлетно-посадочной площадке.

Удачной можно назвать конструкцию корабля. Основная часть корпуса выполнена из стали. Надстройка корабля изготовлена из специального алюминиево-магниевого сплава, благодаря которому основная часть надпалубной части корабля устойчива к коррозии.

Набор корпуса кораблей построен с учетом технических новшеств. При затоплении двух смежных отсеков новые российские корабли могут не только сохранить плавучесть, но и оставаться боеспособными единицами флота.

Корветы проекта 11661 сегодня


В 2017 года место флагмана Каспийской военной флотилии занял более новый и совершенный корабль «Дагестан». По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются кораблям этого класса. Ссылка на свое прошлое, в котором корабли планировалось строить обычными сторожевиками, будет сегодня не уместна. Комплекс вооружений делает эти корабли полноценными боевыми судами, способными противостоять на море любому противнику. В акватории Каспийского моря новые российские корветы проекта 11661К «Гепард» не имеют себе равных, как по водоизмещению, так и по огневой мощи.

Металышков Александр

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.