Праздники

Праздники дня сегодня — 27 июня 2018

Обзор праздников на сегодня в мире и России. Церковные праздники.

 

 

Церковные православные праздники 27 июня

Петров пост (Апостольский)

24 день
Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.

Ровно через неделю после праздника Троицы у православных традиционно начинается Петров пост, который также носит имя Апостольский. Длительность поста всегда разная, ведь зависит от даты Пятидесятницы. Заканчивается пост всегда в один и тот же день — 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла.

Запрещено в Петров пост венчание — считается, что пары, которые поженятся в это время, счастливы не будут никогда.

Что же касается питания, то Петров пост не считается очень строгим. Верующим нельзя употреблять в пищу только мясо, яйца и молочные продукты.

Пророка Елисея и святителя Мефодия, патриарха Константинопольского

Церковь празднует память предсказателя, чудотворца Елисея и Константинопольского патриарха Мефодия.

Прор. Елисея (IX в. до Р. Х.). > Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (847).  Святой пророк Елисей жил в IХ веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией (память 20 июля). Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Пророк Илия сказал: «Трудного ты просишь; если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (4 Цар. 2, 9–10). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!» (4 Цар. 2, 12). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его» (Сир. 48, 13). Святой пророк творил многочисленные чудеса.

Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. «И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» (Сир. 48, 15). Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали его останки, воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам (Сир. 48, 1–15). Святой Иоанн Дамаскин написал канон в честь пророка Елисея, а в Константинополе был воздвигнут храм его имени. Юлиан Отступник (361–363) приказал сжечь мощи пророков Елисея, Авдия и Иоанна Предтечи, но останки святых мощей были сохранены верующими и часть их перенесена в Александрию. Святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский, родился в Сицилии, в богатой семье. По призванию Божию, еще в молодости, ушел в монастырь на острове Хиос и обновил его на свои средства. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) святой Мефодий занимал высокую должность апокрисиария при святейшем Патриархе Никифоре (память 2 июня). Был послан патриархом в Рим с поручением к папе и задержался там. В это время Лев Армянин сверг святителя Никифора с престола и возвел на него иконоборца Феодота Мелиссинского, по прозванию Касситер (815–822). После смерти Льва Армянина святой Мефодий возвратился и в сане пресвитера неустанно боролся против иконоборческой ереси. Император Михаил Косноязычный (820–829) вначале показывал себя милостивым и освободил многих заключенных его предшественником за почитание икон, но после возобновил гонение на Православие.

Святой Мефодий был заключен в темницу в Акрите. После смерти Михаила Косноязычного воцарился сын его Феофил (829–842), также иконоборец. Более образованный, чем его отец, он освободил святого Мефодия, как человека ученого, превосходно сведущего в делах не только церковных, но и гражданских. Получив свободу, святой Мефодий возобновил борьбу с еретиками; император некоторое время терпел. После поражения в войне против арабов Феофил обрушил свой гнев на святого Мефодия, говоря, что Бог покарал его за то, что он приблизил к себе «идолопоклонника» (так иконоборцы называли почитателей святых икон). Святой Мефодий возразил, что Господь прогневался на него за поругание Своей святой иконы. Святого предали истязаниям, ему нанесли множество ударов по щекам, отчего челюсть его была раздроблена. На его лице остался безобразный шрам. Святой Мефодий был сослан на остров Антигон и вместе с двумя разбойниками заключен в глубокой пещере. В мрачной темнице, куда не проникал солнечный свет, святой Мефодий томился 7 лет до смерти императора Феофила. В то время, изгоняемые в заточение святые иноки-исповедники Феодор и Феофан Начертанные (память 27 декабря) послали святому Мефодию приветствие в стихах, узник тоже ответил стихотворным приветствием.

После смерти Феофила воцарился его сын Михаил III (842–867), но ввиду его малолетства Византийской империей правила его мать, блаженная царица Феодора, почитательница икон. Императрица старалась уничтожить иконоборческую ересь, повелела освободить заключенных за почитание икон исповедников. Занимавший патриарший престол еретик Анний был изгнан, а избран святой Мефодий. В Константинополе был созван Поместный Собор под председательством святого Мефодия (842). Собор восстановил иконопочитание и постановил ежегодно торжествовать победу Православия. Составленный святым Мефодием «Чин православия» совершается в первую неделю Великого поста. Стремясь подорвать авторитет святого Мефодия, любовь и уважение к нему паствы, еретики оклеветали его в нарушении целомудрия. Клевета была обнаружена, и враги святителя посрамлены. Последние годы жизни святителя прошли мирно, он много трудился, мудро управлял Церковью и своей паствой, восстанавливал разрушенные еретиками храмы, собирал мощи святых, уничтоженные иконоборцами, перенес мощи патриарха Никифора из места его заточения в Константинополь. Скончался святитель Мефодий в 847 году. Святой Мефодий был духовно близок с преподобным Иоанникием (память 4 ноября), предсказавшим ему патриаршество и время кончины. Кроме «Чина православия», Святитель составил также правила для обращающихся к вере, три чина браков и несколько пастырских поучений и церковных песнопений. Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополитВ ми­ру Ва­си­лий, ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1848 г. в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ки­фо­ра Бо­го­яв­лен­ско­го, впо­след­ствии так­же при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. С дет­ства Ва­си­лия от­ли­ча­ли скром­ность и чи­сто­сер­деч­ность. По­сле Ду­хов­но­го учи­ли­ща и се­ми­на­рии в Там­бо­ве он в 1874 г. окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и по­лу­чил на­зна­че­ние пре­по­да­ва­те­лем в род­ную се­ми­на­рию. 31 ян­ва­ря 1882 г.

Ва­си­лий Ни­ки­фо­ро­вич Бо­го­яв­лен­ский был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра в По­кров­ской со­бор­ной церк­ви г. Коз­ло­ва и вско­ре на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го хра­ма и бла­го­чин­ным го­род­ских церк­вей. С на­ча­ла сво­е­го пас­тыр­ско­го слу­же­ния он в пол­но­те про­явил адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти и стя­жал лю­бовь и ува­же­ния кли­ра и ми­рян. В тра­ги­че­ской смер­ти же­ны и един­ствен­но­го ре­бен­ка мо­ло­дой свя­щен­ник усмот­рел Про­мысл Бо­жий. По­сту­пив в Там­бов­ский Ка­зан­ский мо­на­стырь, он 8 фев­ра­ля 1886 г. при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Вла­ди­мир, на сле­ду­ю­щий день был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го Коз­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а в ок­тяб­ре то­го же го­да – на­сто­я­те­лем Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. 3 июня 1888 г. в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским, Санкт-Пе­тер­бург­ским и Фин­лянд­ским Ис­и­до­ром († 1892 г.) и дру­ги­ми иерар­ха­ми во епи­ско­па Ста­ро­рус­ско­го, ви­ка­рия Нов­го­род­ской епар­хии. Прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир про­яв­ляв по­сто­ян­ную за­бо­ту об устро­е­нии цер­ков­но­при­ход­ской жиз­ни, уде­лял осо­бое вни­ма­ние ду­хов­но-нрав­ствен­но­му про­све­ще­нию ми­рян. 19 ян­ва­ря 1891 г. свя­ти­тель Вла­ди­мир был на­зна­чен на Са­мар­скую ка­фед­ру. В то вре­мя гу­бер­нию по­ра­зи­ла эпи­де­мия хо­ле­ры и неуро­жай. Власть те­ря­лась и пер­вый по­шел к на­ро­ду с кре­стом в ру­ках епи­скоп Вла­ди­мир, явив­шись в тя­же­лую ми­ну­ту его ис­тин­ным пе­чаль­ни­ком и креп­кой нрав­ствен­ной опо­рой. Свя­ти­тель по­всю­ду стре­мил­ся быть вме­сте с паст­вой: со­вер­шал о по­чив­ших па­ни­хи­ды на хо­лер­ном клад­би­ще, слу­жил на пло­ща­дях го­ро­да мо­леб­ны об из­бав­ле­нии от бед­ствий, без­бо­яз­нен­но по­се­щал хо­лер­ные ба­ра­ки в ме­стах, охва­чен­ных эпи­де­ми­ей. В те тя­же­лые дни вла­ды­ка Вла­ди­мир мно­го вни­ма­ния уде­лял и ду­хов­но­му об­ра­зо­ва­нию, ка­те­хи­за­ции на­се­ле­ния. С 18 ок­тяб­ря 1892 г. в те­че­ние ше­сти лет свя­ти­тель Вла­ди­мир управ­лял Гру­зин­ским эк­зар­ха­том в сане ар­хи­епи­ско­па Кар­та­лин­ско­го и Ка­хе­тин­ско­го. Воз­глав­ляя Тби­лис­скую ка­фед­ру, он неустан­но тру­дил­ся над ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем раз­но­пле­мен­но­го на­се­ле­ния, укреп­ле­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем пра­во­слав­ной ве­ры на Кав­ка­зе. В ре­зуль­та­те его неуто­ми­мых тру­дов бы­ло по­стро­е­но и воз­об­нов­ле­но бо­лее ста хра­мов, в том чис­ле мно­го ста­рин­ных, за­бро­шен­ных; от­кры­то свы­ше 300 цер­ков­но­при­ход­ских школ, устро­е­на Ду­хов­ная се­ми­на­рия в Ку­та­и­си. С 21 фев­ра­ля 1898 г вла­ды­ка Вла­ди­мир – мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский.

Бу­дучи ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фе­о­до­ров­ны († 1918 г., па­мять 5/18 июля и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских), мит­ро­по­лит Вла­ди­мир ока­зал ей со­дей­ствие в ос­но­ва­нии Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. 23 но­яб­ря 1912 г. вы­со­ко­прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир был на­зна­чен мит­ро­по­ли­том Санкт-Пе­тер­бург­ским и Ла­дож­ским с при­сво­е­ни­ем ему зва­ния и прав пер­вен­ству­ю­ще­го чле­на Свя­щен­но­го Си­но­да. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон позд­нее так го­во­рил о де­я­тель­но­сти вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра в тот пе­ри­од: «Он был ве­рен ка­но­нам Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, пре­да­ни­ям оте­че­ским и без­бо­яз­нен­но и сме­ло, чест­но и бла­го­род­но ис­по­ве­до­вал эту сне­да­ю­щую его рев­ность пе­ред все­ми, ка­ки­ми бы по­след­стви­я­ми это не со­про­вож­да­лось». Три го­да управ­ле­ния то­гдаш­ней сто­лич­ной епар­хи­ей ока­за­лись чрез­вы­чай­но труд­ны­ми для него: в го­ро­де уси­ли­ва­лось вли­я­ние «рас­пу­тин­щи­ны», яв­ствен­но ощу­ща­лась ги­бель­ность по­след­ствий ее про­ник­но­ве­ния в цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла, в жизнь цар­ской се­мьи. За от­кры­тое непри­я­тие и осуж­де­ние Рас­пу­ти­на свя­ти­тель Вла­ди­мир впал в неми­лость и в но­яб­ре 1915 г. пе­ре­ве­ден в Ки­ев. Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 г. вы­звал нестро­е­ния в цер­ков­ной жиз­ни на Укра­ине. Со­сто­яв­ший­ся в то вре­мя в Ки­е­ве епар­хи­аль­ный съезд кли­ра и ми­рян об­ра­зо­вал са­мо­чин­ное управ­ле­ние и при­звал к со­зда­нию «неза­ви­си­мой» Укра­ин­ской Церк­ви. Вы­сту­пая про­тив пе­ре­устрой­ства укла­да жиз­ни епар­хии и нека­но­ни­че­ских дей­ствий по об­ра­зо­ва­нию ав­то­ке­фа­лии, мит­ро­по­лит Вла­ди­мир при­зы­вал пас­ты­рей и па­со­мых из­бе­гать враж­ды и пре­пят­ство­вать рас­ко­лу, со­хра­няя Цер­ковь в един­стве и чи­сто­те Пра­во­сла­вия. С при­хо­дом в Ки­ев граж­дан­ской вой­ны и за­хва­том боль­ше­ви­ка­ми го­ро­да на­ча­лись неви­дан­ные там до­то­ле гра­бе­жи и на­си­лия, со­про­вож­дав­ши­е­ся осквер­не­ни­ем мо­на­сты­рей и хра­мов, свя­тынь Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. 25 ян­ва­ря 1918 г. во­ору­жен­ные лю­ди во­рва­лись в по­кои мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и по­сле из­де­ва­тельств над ним вы­ве­ли его за сте­ны лав­ры и рас­стре­ля­ли. Пе­ред смер­тью ар­хи­пас­тырь со­вер­шил мо­лит­ву, бла­го­сло­вил сво­их убийц и ска­зал: «Гос­подь вас да про­стит». Най­ден­ное бра­ти­ей его те­ло бы­ло изу­ве­че­но мно­же­ством ко­ло­тых и ог­не­стрель­ных ран. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­ти­те­ля Вла­ди­ми­ра яви­лась на­ча­лом дли­тель­но­го пе­ри­о­да го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, во вре­мя ко­то­рых бес­чис­лен­ное мно­же­ство кли­ри­ков и ми­рян при­ня­ло му­че­ни­че­ские вен­цы, сви­де­тель­ствуя о ве­ре Хри­сто­вой да­же до смер­ти (Откр.12:11). Чест­ные мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, бы­ли об­ре­те­ны ле­том 1992 г. и по­ло­же­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры. К ли­ку свя­тых за­ступ­ни­ков Церк­ви оте­че­ской при­чтен и сей князь Нов­го­род­ский Мсти­слав, внук ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Мсти­сла­ва († 1132 г.) и сын Смо­лен­ско­го кня­зя Ро­сти­сла­ва. Князь Мсти­слав за­слу­жил у совре­мен­ни­ков имя Храб­ро­го, ко­то­рое со­хра­ни­лось ему в ле­то­пи­сях по сво­е­му му­же­ству в бит­вах и по осо­бен­но­му бла­го­род­ству ха­рак­те­ра, так как он все­гда при­ни­мал пра­вую сто­ро­ну, ко­гда воз­ни­ка­ли несо­гла­сия кня­зей, и всту­пал­ся за сла­бо­го про­тив силь­но­го, невзи­рая на мно­же­ство вра­гов. В Церк­ви же усво­и­лось ему уте­ши­тель­ное на­зва­ние свя­то­го по глу­бо­ко­му его бла­го­че­стию и де­лам ми­ло­сер­дия, ко­то­рые не усту­па­ли по­дви­гам его во­ин­ской доб­ле­сти. В 1168 го­ду он участ­во­вал в по­бе­де юж­но-рус­ских кня­зей над по­лов­ца­ми. Свя­той князь при­ни­мал уча­стие и в дру­гих кня­же­ских по­хо­дах, в ко­то­рых про­сла­вил­ся необы­чай­ным му­же­ством. Князь Мсти­слав, ко­то­рый, по ска­за­нию совре­мен­ни­ков, бо­ял­ся лишь еди­но­го Бо­га, явил свое му­же­ство про­тив ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­мир­ско­го Ан­дрея Юрье­ви­ча Бо­го­люб­ско­го, ко­гда тот, от­дав спер­ва сто­ли­цу юж­ную Ки­ев бра­ту его Ро­ма­ну, кня­зю Смо­лен­ско­му, хо­тел опять от­нять до­сто­я­ние сие у Ро­сти­сла­ви­чей и ве­лел Ро­ма­ну вы­ехать из Ки­е­ва. По­ви­но­вал­ся крот­кий князь, но за него всту­пи­лись бра­тья – Рю­рик, Да­вид и Мсти­слав Смо­лен­ские. Храб­рый Мсти­слав при­нял осо­бен­но к серд­цу неспра­вед­ли­вость вла­ди­мир­ско­го кня­зя и, овла­дев Ки­е­вом, от­дал его вто­ро­му бра­ту Рю­ри­ку. То­гда ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский объ­явил Рос­ти­сла­ви­чам вой­ну. Князь Мсти­слав с бес­че­сти­ем вы­слал его посла с та­ким сло­вом к сво­е­му вла­ды­ке: «До­се­ле мы ува­жа­ли те­бя как от­ца, но ко­гда ты го­во­ришь с на­ми как с слу­га­ми и людь­ми про­сты­ми, идем на суд Бо­жий». Князь Ан­дрей по­слал 50 тыс. се­вер­но­го вой­ска. К это­му гроз­но­му опол­че­нию по­не­во­ле при­со­еди­ни­лись пол­ки неко­то­рых юж­ных кня­зей. Бра­тья Ро­стис­ла­ви­чи оста­ви­ли Ки­ев, бу­дучи не в си­лах дер­жать­ся про­тив та­ко­го пол­чи­ща, но Мсти­слав Храб­рый за­сел с ма­лой дру­жи­ной в со­сед­ней кре­по­сти – Вы­ш­го­ро­де, ни­чтож­ные сте­ны ко­то­ро­го, ка­за­лось, мож­но бы­ло разо­брать ру­ка­ми. Воз­буж­да­ла удив­ле­ние ни­чтож­ная кре­пость, обо­ро­ня­е­мая гор­стью лю­дей, но в ней бодрст­во­вал ви­тязь, а в оса­жда­ю­щих не бы­ло со­гла­сия. Од­ни кня­зья бо­я­лись мо­гу­щест­ва Ан­дре­ева, дру­гие же – ко­вар­ства Свя­тос­ла­ва, кня­зя Чер­ни­гов­ско­го, и все тай­но бла­го­при­ят­ство­ва­ли Ро­сти­сла­ви­чам. А храб­рый Мсти­слав по­чти каж­дый день де­лал от­важ­ные вы­лаз­ки про­тив вой­ска Ан­дре­ева. Ко­гда при­был Луц­кий князь Яро­слав с во­лын­ски­ми вой­ска­ми и со­еди­нил­ся с Мсти­сла­вом, страх на­пал на оса­жда­ю­щих. Они бро­си­лись бе­жать, кто ку­да мог. Мсти­слав смот­рел со сто­ро­ны и не ве­рил гла­зам сво­им. На­ко­нец, под­няв ру­ки к небу, про­сла­вил он за­щит­ни­ков Вы­ш­го­ро­да – св. кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. По­том, вско­чив на ко­ня, бро­сил­ся с дру­жи­ной за бег­ле­ца­ми. Непри­я­тель­ский стан, обо­зы, мно­же­ство плен­ных ста­ли до­бы­чей Мсти­сла­ва. Князь Мсти­слав не гор­дил­ся в сча­стье. Он при­ми­рил­ся с кня­зем Ан­дре­ем и вып­ро­сил Ки­ев для бра­та Ро­ма­на. Ро­ман, отрав­ля­ясь в Ки­ев, оста­вил в Смо­лен­ске сы­на сво­е­го. Смо­ляне воз­му­ти­лись про­тив мо­ло­до­го кня­зя и пред­ло­жи­ли Мсти­сла­ву Смо­ленск. Мсти­слав при­нял (1175 г.) пред­ло­же­ние. Меж­ду тем Свя­то­слав Чер­ни­гов­ский вы­гнал Ро­ма­на из Ки­е­ва. Мсти­слав воз­вра­тил Смо­ленск бра­ту.

«Бе­ре­ги его, – ска­зал он Ро­ма­ну, – я брал толь­ко для то­го, чтобы со­хра­нить те­бе». Он не хо­тел бо­лее всту­пать­ся в кро­ва­вые ссо­ры кня­зей. Бла­го­вер­ный князь Мсти­слав от­ли­чал­ся нес­тя­жа­тель­но­стью, щед­ро рас­то­чал ми­ло­сты­ню, по­мо­гал оби­те­лям. Он не всту­пал в рас­при с дру­ги­ми кня­зья­ми и в пе­ри­од меж­до­усо­биц стре­мил­ся к ми­ру, до­воль­ству­ясь ма­лым. Вско­ре ве­че нов­го­род­ское об­ра­ти­лось к силь­но­му до­му кня­зей смо­лен­ских и ста­ло звать к се­бе храб­ро­го Мсти­сла­ва. Дол­го не со­гла­шал­ся ви­тязь ид­ти кня­жить там, где преж­де него не ужи­лись два стар­ших его бра­та, Рю­рик и Ро­ман. До­воль­ству­ясь быть щи­том ро­до­вой сво­ей об­ла­сти и до­ро­жа тем, что дал ему Бог, он, чуж­дый вся­ко­го че­сто­лю­бия, от­ве­чал нов­го­род­цам: «Не пой­ду от бра­тьев и от сво­ей вот­чи­ны». «А мы раз­ве не твоя вот­чи­на?» – воз­ра­зи­ли нов­го­род­ские по­слы и умо­ли­ли его прий­ти на кня­же­ние. Ра­дост­но за­шу­мел воль­ный го­род, ко­гда явил­ся к ним Мсти­слав (1179 г.). Его встре­ти­ли с кре­ста­ми и ико­на­ми и с вос­тор­гом вни­ма­ли его при­ся­ге в хра­ме Со­фий­ском: блю­сти ве­ли­кий Нов­го­род. Ско­ро за­гре­мел го­лос кня­зя Мсти­сла­ва на ве­че, и со­бра­лись дру­жи­ны, 20 тыс. во­и­нов ста­ло под хо­ругвь кня­зя. То­гда же он вы­шел про­тив хищ­ных эс­тон­цев, ко­то­рые пе­ред тем оса­жда­ли Псков и не пе­ре­ста­ва­ли гра­бить по­гра­нич­ные ме­ста. Мсти­слав про­шел с опу­сто­ше­ни­ем стра­ну их до мо­ря, взяв мно­же­ство плен­ных и ско­та. Но немно­го уже дней оста­ва­лось ему вре­мен­ной жиз­ни. В си­ле му­же­ства вне­зап­но по­ра­зил его же­сто­кий недуг и при­ко­вал к од­ру бо­лез­ни. Чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, ве­лел князь нести се­бя в цер­ковь, при­об­щил­ся Бо­же­ствен­ных Та­ин и в тот же день скон­чал­ся. Это бы­ло 14 июня 1180 го­да. Возры­дал по нем весь Ве­ли­кий Нов­го­род: «За­чем не умер­ли и мы с то­бою, князь слав­ный, со­тво­рив­ший то­ли­кую сво­бо­ду Ве­ли­ко­му Нов­го­ро­ду». Пла­ка­ла по нем и вся Рус­ская зем­ля, и, по сви­де­тель­ству ле­то­пи­си, не толь­ко его дру­жи­на, но и са­мые ино­пле­мен­ни­ки дол­го не мог­ли за­быть доб­ле­сти его. И при­бав­ля­ет ле­то­пи­сец еще о бла­го­вер­ном кня­зе Мсти­сла­ве: «Он был ро­ста сред­не­го, ли­цом кра­са­вец, а ду­ша его бы­ла еще луч­ше. Щед­ро рас­то­чал он ми­ло­сты­ню, по­мо­гал оби­те­лям. Был храбр и му­же­ствен; он же­лал уме­реть за зем­лю Рус­скую. Ко­гда при­хо­ди­лось осво­бож­дать плен­ных у языч­ни­ков, он го­во­рил: “Бра­тья, ес­ли умрем за хри­сти­ан, очи­стим­ся от гре­хов”. Он не со­би­рал ни зо­ло­та, ни се­реб­ра, но раз­да­вал то дру­жине сво­ей, то церк­вам за свою ду­шу». Свя­той князь Мсти­слав был по­гре­бен в Нов­го­род­ском Со­фий­ском со­бо­ре, в при­де­ле в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По опи­са­нию 1634 го­да, «мо­щи его нетлен­ны, а ру­ка ему пра­вая вы­спрь». Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (ХIV) был основателем Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша. С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила название «Беседа».

Преподобный Мефодий был погребен († 1392) в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Начало местного празднования относят к концу ХVII – началу ХVIII века. Преподобный Елисей Сумский – постриженик Соловецкой обители. Он занимался плетением рыболовных сетей. Перед кончиной святой принял схиму. В 1688 году от гроба преподобного, почивавшего под спудом в Никольской церкви города Сумы Архангельской епархии, начались чудотворения. Собор Дивеевских святых — празднование Русской Православной Церкви в честь святых Серафимо-Дивеевской обители. Празднуется 14 июня Учрежден в апреле 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II с празднованием 14 июня, на следующий день после дня памяти основательницы Дивеевской обители преподобной Александры (Мельгуновой). Тогда же в честь Собора было решено заложить новый храм на подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве.

Благоверного князя Мстислава (во Святом Крещении Георгия) Храброго, Новгородского

Посвящен новгородскому князю Мстиславу, сыну Великого князя Киевского Ростислава Мстиславича. Жил до 1180 года.

В 1168 году участвовал в победе южнорусских князей над половцами. Стремясь вместе с братьями контролировать уделы Киевского великого княжества, встал на сторону Андрея Боголюбского в конфликте 1169 года, но вскоре союзнические отношения прекратились в связи со стремлением Андрея подчинить себе смоленских князей. Поход войск Андрея и его союзников в 1173 году закончился безуспешной осадой Вышгорода. При известии о приближении претендента на киевское княжение Ярослава Волынского с галицким войском осада была снята. В борьбе за власть во Владимиро-Суздальском княжестве 1174—1175 годов вместе с Глебом Рязанским поддерживал ставленников старого ростовского и суздальского боярства, внуков Юрия Долгорукого Мстислава и Ярополка Ростиславичей, против Михаила и Всеволода Юрьевичей, поддержанных новыми ремесленными городами и Святославом Всеволодовичем Черниговским.

В 1179 году новгородцы призвали его на княжение. В 1179 году Мстислав совершил удачный поход на Чудь во главе 20-тысячного войска. Весной 1180 года Мстислав хотел двинуться на Полоцк, однако был остановлен своим старшим братом Романом Смоленским, который выслал сына Мстислава для помощи Полоцку. Поход был отменен. 13 июня 1180 года Мстислав умер от внезапной болезни. По словам летописи, перед смертью он похудел, и у него стал отниматься язык. Новгородцы погребли Мстислава в гробнице Владимира Ярославича в Новгородском Софийском соборе в приделе Рождества Богородицы. Память его совершается местно 14 (27) июня, а также в дни русских и новгородских святых: соответственно во 2-ю и в 3-ю неделю по Пятидесятнице.

Преподобного Мефодия, игумена Пешношского

Память основателя и игумена Пешношского монастыря. Жил до 1392 года.

17 июня исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия – основателя Николо-Пешношского монастыря, верного ученика преподобного Сергия Радонежского.

Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на ХIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси».

Если многие из первых русских монастырей, со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских, вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей.

Собор Дивеевских святых

Праздник в честь святых Дивеевского монастыря. Установлен в апреле 2008 года.

 

Елисей Гречкосей

Елисей Гречкосей
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» (Фото: Lisovskaya Natalia, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 14 июня

Еврейский пророк Элиша (в русской традиции — Елисей) был сыном зажиточного пахаря. По преданию, Илья-пророк призвал его к себе и сделал своим помощником. После смерти учителя Елисей и сам стал пророчествовать. Он занимался этим в течение 65 лет, при шести израильских царях, говоря правителям всю правду, обличая нечестие и идолопоклонство. Елисей умер в глубокой старости, в возрасте около 100 лет.

С именем пророка связывают много чудес: исцеление больных и воскрешение умерших, умножение елея и хлебного зерна. В то же время Елисей нередко изображается человеком жестким и даже жестоким. Так, однажды он проклял малых детей лишь за то, что они дразнили его; насмешников тут же разорвали две медведицы, вышедшие из лесу.

На Елисея продолжали сеять гречиху. Этим занимались обычно в ясную и сухую погоду. «Коли пыль на бороне, то и блин на решете», — говорили крестьяне. Гречиха была крайне важной культурой для русского народа. О ней даже складывали особые пословицы и поговорки: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».

Хотя сеяли гречиху в сухое поле, после посева нужен был дождь — чтобы быстрей семена проросли. Для этого люди заклинали крапиву, просили ее обжечь небеса, чтобы оттуда хлынул ливень. Но дождя ждали только на следующий день: ведь если зарядит на Елисея, это предвещает еще долгих семь недель сырой погоды.

В этот день также принято было освящать новую одежду, чтобы она не принесла своему хозяину несчастий. Так же поступали с чужой одеждой, доставшейся в дар или в наследство. Конечно, люди не ждали целый год до Елисеева дня, чтобы освятить все обновки. Ритуал совершали только с вещами, купленными после Нового года и надетыми не более трех раз, а также с нарядами, в которых человек чувствовал себя неуютно.

Именины в этот день

Александр, Владимир, Георгий, Елисей, Иосиф, Мефодий, Мстислав, Николай, Павел

 

 

Всемирный день рыболовства

Всемирный день рыболовства
А вы рыбачите? (Фото: Keith Publicover, Shutterstock)

Начиная с 1985 года, ежегодно 27 июня отмечается Всемирный день рыболовства. Праздник установлен решением Международной конференции по регулированию и развитию рыболовства, состоявшейся в июле 1984 года в Риме.

Рыбалка — одно из самых массовых увлечений человечества. Кто хоть раз побывал на водоеме с удочкой, насладился чистотой, ни с чем несравнимой радостью общения с природой и поймал первую в своей жизни рыбу, тот этого не забудет никогда.

Процесс ловли рыбы настолько увлекателен, что со временем у новичков он нередко перерастает во всепоглощающую страсть. Ведь только по-настоящему увлеченные люди ради того, чтобы увидеть или ощутить поклевку рыбы, могут забираться в очень отдаленные и глухие уголки, часами мокнуть под дождем или стынуть на морозе.

В этот день во многих странах проводятся состязания по рыбной ловле, различные обучающие семинары. Мероприятия собирают как рыбаков с большим стажем, так и начинающих любителей. В последние годы среди участников рыбных соревнований можно все чаще увидеть женщин. Несомненно, все больше и больше людей понимают, что рыбная ловля — прекрасное средство укрепления духовных и физических сил.

Напомним, что в России День рыбака отмечается во второе воскресенье июля.

 

 

День молодежи России

День молодежи России
Наша молодость! (Фото: Andresr, Shutterstock)

День молодёжи России официально отмечается 27 июня в соответствии с распоряжением первого Президента РФ Б.Н. Ельцина № 459-рп от 24 июня 1993 года «О праздновании Дня молодёжи». А с инициативой празднования выступили Комитет РФ по делам молодежи и Национальный совет молодёжных объединений.

Свою историю праздник ведёт со времён существования СССР. До 1993 года он назывался «Днём советской молодёжи» и отмечался в последнее воскресенье июня, начиная с 1958 года. После распада СССР первый Президент России перенес празднование Дня молодёжи на 27 июня.

Российская молодёжь, по данным переписи 2010 года, — это 33,2 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет (то есть примерно четверть населения страны).

Юность и молодость — это не только прекрасные периоды в жизни каждого человека, но ещё и особое состояние души. Это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд. Именно они, сегодняшние школьники, студенты, молодые рабочие, предприниматели, учёные, скоро будут определять пути развития России.

В России очень многое делается для того, чтобы молодёжь имела прекрасные перспективы. Забота о молодом поколении является важной частью социальной политики. Разработана и осуществляется молодёжная политика. Государство поддерживает молодые семьи.

Расширяются возможности для получения среднего, высшего, специального образования. Широкое развитие получили юношеские и молодёжные клубы и центры. Большое внимание уделяется снижению молодёжной безработицы. Уверены, что молодые граждане России оправдают доверие старших товарищей, станут истинными патриотами Родины.

А свой праздник они отмечают от всей души, веселятся и организуют всевозможные развлекательные, спортивные, культурные и образовательные мероприятия. Органам исполнительной власти российских регионов также рекомендовано инициировать и помогать в организации и проведении всевозможных мероприятий и акций, посвященных празднику, а средствам массовой информации — все это широко освещать.

День молодёжи отмечается и в других странах, каждая из которых установила свою дату празднования. Есть и Международный день молодёжи, который установлен резолюцией ООН от 1999 года на 12 августа.

 

 

День микро-, малых и средних предприятий

День микро-, малых и средних предприятий
Цель Дня – подчеркнуть важную роль микро-, малых и средних предприятий в экономике и развитии любой страны (Фото: Florence-Joseph McGinn, Shutterstock)

Начиная с 2017 года, 27 июня по решению Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция №71/279) отмечается новый праздник – День микро-, малых и средних предприятий (Micro-, Small and Medium-sized Enterprises Day).

Эти предприятия, в которых, как правило, задействовано не более 250 человек, являются основой экономики большинства стран и играют ключевую роль в развивающихся странах, поскольку создают рабочие места в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения и являются зачастую единственным источником дохода в сельской местности. Поэтому они играют решающую роль в деле борьбы с нищетой и обеспечения экономического развития.

Однако, несмотря на то, что такие предприятия являются основным источником создания рабочих мест, они сталкиваются с серьезными препятствиями при попытках получить финансирование, что существенно ограничивает перспективы их роста и развития. В самой трудной ситуации находятся предприятия, которые не зарегистрированы официально, а это примерно 74% от общего числа предприятий. Именно они часто прибегают к неофициальным формам финансирования, что является порой противозаконным.

Поэтому цель Дня – подчеркнуть важную роль микро-, малых и средних предприятий в экономике и развитии любой страны, а также в общем деле достижения целей в области устойчивого развития. Признавая данный факт и важность принципов ответственного предпринимательства, ООН предлагает государствам поощрять «выход из тени» и официальное оформление таких предприятий, обеспечивать им доступ к инвестициям и льготному кредитованию, развивать международное сотрудничество между микро-, малыми и средними предприятиями разных стран.


Молодой человек чистит обувь на автобусной остановке, Танзания (Фото: ООН/Луиз Габ, www.un.org)

По данным Международного агентства по малым предприятиям, к категории микро-, малых и средних предприятий относятся порядка 90% всех предприятий, в которых заняты приблизительно 70% трудоспособного населения, и на их долю приходится 50% мирового ВВП.

В большинстве государств поддержка малого бизнеса и частных предприятий считается стратегически важной задачей для развития экономики. В России на долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%.

По данным Росстата, в России количество занятых работников в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) составляет 25% от общей занятости в экономике. Но лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше. К сожалению, в нашей стране темпы роста и числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей остаются низкими – ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%.

И все же за последние 5 лет количество микро– и малых предприятий в России выросло на 28%, и количество занятых на малых и микропредприятиях также продемонстрировало положительную динамику. Что же касается финансовых показателей, то, например, оборот микро– и малых предприятий в 2014 году составил 26 392 млрд. руб., что на 40% выше, чем в 2010 году.

К тому же государством разрабатываются и реализуются программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, предоставление на льготных условиях кредитов для приоритетных отраслей экономики.


В большинстве государств поддержка малого бизнеса и частных предприятий считается стратегически важной задачей для развития экономики (Фото: Dusan Petkovic, Shutterstock)

С 1 августа 2016 года в России действует Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в котором содержатся сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Данный реестр самостоятельно формирует Налоговая служба РФ на основании отчётности субъектов малого бизнеса.

В сам же праздник, 27 июня, ООН предлагает всем государствам-членам, организациям системы Организации Объединенных Наций и другим международным и региональным организациям, а также гражданскому обществу, включая неправительственные организации, научные круги, отдельных лиц и другие соответствующие заинтересованные стороны, надлежащим образом отмечать День микро-, малых и средних предприятий в соответствии с национальными приоритетами в целях повышения уровня информированности общественности относительно их вклада в обеспечение устойчивого развития.

Также предлагается проводить исследовательские доклады, организовывать политические дискуссии, семинары-практикумы и выступления владельцев предприятий из разных стран мира, в сотрудничестве с государственными, частными и некоммерческими организациями.

 

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.