Изображения

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда (Фото)

Двадцать лет профессор Вирджинского университета путешествовал по Стране Советов – и вот, какие машины он увидел.

Специалист по истории России и СССР доктор Томас Хаммонд (1920-1993) бывал у нас в стране неоднократно, начиная с 1957 года. Фотоархив покойного ученого сотрудники университета недавно оцифровали и выложили в Сеть. Среди тысяч и тысяч цветных (!) снимков, сделанных им в зарубежных командировках, обнаружилось некоторое количество, так или иначе затрагивающее мир автомобилей. Вряд ли американца интересовали отечественные «Волги» и иже с ними – особенно, на фоне того, чем были богаты автострады его родины. Поэтому машины на фотографиях оказались запечатлены в известной мере случайно, фоном, но от этого они не перестают быть менее интересными и значимыми в качестве визуального среза эпохи. Итак, let’s go!

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Мимо лакированной красавицы со сверкающим оленем на капоте трудно было пройти мимо даже человеку из насквозь автомобилизированных Штатов. Кстати, обратите внимание на номерную табличку желтого цвета – стандарт, просуществовавший с 1946 по 1959 гг, когда на смену им пришли «черные» номера.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Но вот при встрече со 110-м у иностранца могло возникнуть стойкое чувство дежавю. Наверное, потому Томас и сфотографировал черный представительский ЗиС, чтобы по возврашении домой продемонстрировать семье и знакомым, что есть на свете еще и «русский Паккард».

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Пара «Волг» — такси и универсал. Свадебный универсал! На заре семидесятых «двадцатьчетверка» считалась очень свежей и престижной моделью, высоко ценясь у советских граждан с пухлой сберкнижкой.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда
Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Брошенный 965-й «Запорожец» без колес. Наши родители «Горбатый» тоже не считали за машину. А ведь тогда, между прочим, чтобы приобрести автомобиль, нужно было ждать своей очереди.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Типичный колхозный автопарк 1960-х – ГАЗ, ЗиС и «Победа», ставшая к тому времени уже совсем немодной в городе.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда
Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

КрАЗ-автокран прибыл на новостройку. Сзади виднеется знаменитая «книжка» — здание СЭВ.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Ленинский колесно-гусеничный «Роллс-Ройс Кегресс» — этот экспонат определенно жив до сих пор, в отличие от людей в кадре с ним.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Новые мотороллеры. Тогда слово скутер в массах не знали, а если кто и был в курсе – то понимал, что речь идет об исключительно водном средстве передвижения. Стоит отметить, что на снимке прототип «Тула-200», гораздо сильнее походивший на немецкий оригинал фирмы Goggo, нежели стоковая версия.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Очень популярный среди среднего класса «Москвич 407». До появления вазовской продукции легковые модели АЗЛК являлись несомненным (и безальтернативным) хитом продаж. Снимок сделан в где-то в махалле, в пригородах Ташкента.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

ЛАЗ-695М – выпускался с 1969 по 1976 годы. На фото туристическая модификация с комфортабельными сиденьями, на которой как раз возили иностранцев, включая Хаммонда.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Троллейбусы МТБ-82 в Москве в конце 1950-х…

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

… и Škoda 9Tr в Киеве в начале 1970-х.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

На заднем плане проезжает будущий ЛиАЗ – а пока ЗиС-158 на узбекских маршрутах и еще один автобус – знатоки, кто назовет его?

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Московская зима 1964 года. Холодно!

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда
Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Брачный кортеж. Лимузин? – Нет, а что это?

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Кстати, единственная машина, которая привлекла внимание профессора — причем возбудив настолько, что он посвятил ей целую фотосессию, оказался… снегоуборщик. Видимо, совсем уж экзотическая техника для американцев.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

 

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Глядя на городские фотографии тех лет, нельзя не обратить внимания на крайне малое число транспорта на дорогах – даже в столице, даже в будний день на Калининском проспекте. Для современных москвичей это теперь недостижимая мечта…

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда
Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

А коль улицы не загружены, отчего ж не провести локальный марш морячков прямо вдоль разделительной? Водители вроде не против.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Совет, актуальный во все времена!

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Явление «Флитвуда 75» народу. Американские автомобили издавна вызывали здоровый интерес у нашего человека, причем длится это до сих пор.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Новинки грузового автопрома на ВДНХ (тогда ВСХВ) 1957 года. С выдвинутым кузовом красуется редкостный МАЗ-530. Всего было построено три десятка этих 40-тонных карьерных самосвалов с колесной формулой 6х4, из которых до нашего времени не сохранился ни один.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

Завершают подборку из коллекции Хаммонда виды фаэтона ЗиЛ-111В на первомайском параде 1964 года в Москве. Последнем для Никиты Сергеевича Хрущева в качестве генсека, кстати.

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда
Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда
Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

P.S. Вместо послесловия: если вы полагаете, что иностранцу было легко и беспроблемно разгуливать с фотоаппаратом в СССР – то ознакомьтесь с этим документом:

Машины Страны Советов глазами Томаса Хаммонда

 

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.