Статьи

Ту-16 сбили американцы?

«Где Эссекс я спрашиваю, где американец?!» – тон вопроса прозвучавшего в телефонной трубке ничего хорошего для командующего морской авиацией Балтийского флота не сулил. Министр обороны требовал найти находящийся в Норвежском море американский авианосец «Эссекс».

Это был 1968 год, давайте вспомним это крушение Ту-16Р.

Авианосец «Эссекс»

В мае 1968 года для проведения военно-морских учений в Норвежское море вошла большая группа боевых кораблей военно-морских сил США. В ее составе был и противолодочный авианосец «Эссекс». По сложившейся традиции все авианесущие соединения американского флота отслеживались надводными кораблями или авиацией ВМФ СССР.

Ведь авианосец, по существу, это небольшой военный аэродром и самолеты с него могли достигать территории Советского Союза. А возможностей у американского авианосца было немало. При водоизмещении 34 000 тонн он мог нести на борту до 90 самолетов разных типов: от противолодочных до истребителей-бомбардировщиков с ядерными бомбами малой мощности.

 

Поэтому, когда поступили сведения о том, что к берегам СССР приближается американский авианосец, на его обнаружение были посланы самолеты морской авиации Балтийского флота. Навстречу авианосцу командованием СФ был выслан эскадронный миноносец «Сознательный». Береговая авиация, путем постоянного контроля местонахождения авианосца, вела на него эсминец. 25 мая 1968 года авианосец пропал с радаров, и ударная группа была потеряна. Дальнейшие попытки обнаружить авианосец результатов не дали.

На аэродром вернулся экипаж заместителя Александра Захаровича, Мидгата Шакирова, который безрезультатно прочесал просторы Норвежского моря. С 25 мая Александр Плиев был в отпуске, но узнав о неудаче своего подчиненного, настоял на своем немедленном отзыве из отпуска. По мнению командования морской авиации, Александр Захарович был единственным летчиком, способным исправить создавшуюся ситуацию, т.к. могла потребоваться дозаправка в воздухе, а на это были способны не все. Как свидетельствовали сослуживцы, иногда по возвращении на аэродром на стеклах самолета Плиева бывали белые разводы от морской воды, что было свидетельством его высочайшего мастерства. Он был одним из первых пилотов, отработавших тактику низкого полета, при которой самолет становился практически «невидимым» для радаров. «Он нас учил воевать», — говорили о нем в полку.

И тогда командование Балтийским флотом отзывает из отпуска командира эскадрильи самолетов-разведчиков «Ту-16» авиационного полка подполковника Александра Плиева. Только он, по мнению командования, мог спасти ситуацию.

Командир полка Дударенко В. А. и Плиев А. З., фото до 1968г.

Ранним утром 25 мая 1968 года пара тяжелых морских самолетов-разведчиков под командованием А. Плиева вылетела с аэродрома базирования морской авиации в Северодвинске в направлении Норвегии. На разведку летело два реактивных «Ту-16».Вторым экипажем командовал военный летчик Л.Попов.

Самолеты «Ту-16» представляли серьезную угрозу для кораблей США. Этот тип самолетов создавался специально для уничтожения авианесущих группировок вероятного противника. На вооружении «Ту-16» находилась разведывательная аппаратура и ракеты способные уничтожать корабли противника на расстоянии до 100 км. И еще важная особенность – «Ту-16» был реактивным самолетом, что позволяло ему достигать района поиска в кратчайшие сроки. В те годы такой боевой авиационный комплекс был только у СССР.

Самолет-разведчик Ту-16Р

Однако этот вылет проходил только с разведывательной целью: оперативно обнаружить авианосную группировку и указать ее координаты для надводных кораблей Балтийского флота. А уже те будут сопровождать эскадру на всем протяжении проведения учений. Но сделать это было непросто. Норвежское море огромно и противник может находиться где угодно. Радары в те годы были малой мощности, спутниковое слежение из космоса находилось в разработке. Поэтому в этом полете все зависело от опыта и интуиции военных летчиков. И надежды командования группа А.Плиева оправдала. К 11.00 авианосец «Эссекс» и корабли сопровождения были обнаружены. При этом подполковник А.Плиев решил факт обнаружения противника сделать демонстративным. Что и привело к трагедии.

Второму экипажу «Ту-16» Л.Попова командир дал приказ подняться на большую высоту и, дав себя обнаружить американцам, отвлекать внимание ПВО американской эскадры. Сам А.Плиев, снизив свою машину до минимальной высоты, демонстративно пролетел над палубой американского авианосца «Эссекс».

Облет Ту-16Р Плиева авианосца «Эссекс»

По словам ныне вице-адмирала, а тогда капитана эскадронного миноносца «Сознательный» Дымова, через считанные часы он и штаб командования Северного Флота получили от Плиева точные координаты авианосной ударной группировки, и «Сознательный» пошел на сближение.

Дальше свидетельствует команда американского авианосца, для которой появление над головой как из ниоткуда взявшегося 35-метрового бомбардировщика явилось громом среди ясного неба. Затем, когда самолет Александра Захаровича пронесся со скоростью 500 км в час на уровне палубы авианосца, т.е. на высоте всего 15 метров над поверхностью воды, это вызвало восхищение. А.Плиев по международным нормам дал понять экипажу, что они идут в сторону территориальных вод СССР и потребовал смены курса. Задача была выполнена, но…

… в следующее мгновение происходит непоправимое. При развороте самолета на второй круг «ТУ-16» задевает крылом поверхность моря и ударившись о воду разрушается. Погиб весь экипаж во главе в А.Плиевым. Такова была официальная версия американской стороны.

Самое интересное, что весь этот эпизод зафиксирован на кинокамеру американского оператора. По заведенному правилу все полеты палубной авиации ВМФ США снимаются на кинопленку и появившийся в самый разгар подготовки вылетов палубной авиации «ТУ-16» также оказался «в кадре». На съемках видно, как советский ракетоносец пролетает чуть выше уровня палубы «Эссекса» и уходит на второй круг. На мгновение съемка прерывается, а на следующих кадрах мы видим столб дыма от разбившегося самолета-разведчика.

Именно отсутствие самого эпизода крушения самолета на кинокадрах и породило предположение, что самолет А.Плиева был сбит. Вероятно, что у расчетов ПВО авианосца «Эссекс» от неожиданности и наглости советского летчика сдали нервы, и они обстреляли «Ту-16». Однако доказать сегодня это не представляется возможным. Обломки самолета находятся на недоступной глубине, а восстановить отсутствующие кадры на кинохронике технически невозможно. Да и то, как погиб экипаж советского ракетоносца стало известно лишь недавно, когда удалось получить доступ к архивам ВМФ США.

Вот видеокадры этой катастрофы, снятые оператором с американского авианосца :

 

А.З. Плиев

Надо отметить, что подобные необъяснимые катастрофы самолетов-разведчиков при сопровождении американских авианесущих групп случались неоднократно. В 1964 и 1980 году пропали два самолет «Ту-16» в Японском море сразу же после обнаружения ими американского авианосца и японской эскадры. В 1973 году еще один «Ту-16» был поврежден истребителем «F-4» взлетевшим с авианосца «Джон Кеннеди». Только по счастливой случайности советский самолет не погиб и вернулся на базу. А то бы и он мог стать еще одной жертвой «необъяснимых катастроф». Едва избежал катастрофы и другой «Ту-16», атакованный двумя «F-18» в Атлантике в 1980 году.

В результате крушения самолета-разведчика «Ту-16» Плиева погибли все восемь членов экипажа. Тела трех летчиков американские моряки подняли из воды и передали на подошедший вскоре к эскадре советский эсминец «Сознательный». Прах подполковника А.Плиева был перевезен на родину в Южную Осетию, где и был предан земле с воинскими почестями.

А теперь немного отстранимся от громких версий и теорий и послушаем свидетельство его комполка В.А. Дударенко и однополчан.

А.З. Плиев, несомненно, был хорошим, даже очень хорошим пилотом. Но, к сожалению, склонным к лихачеству… Полёты на предельно малых высотах — для разведчиков дело обычное. Но у Плиева был свой «почерк» — неоправданно длительные полёты на предельно малых высотах, требовавшие большого напряжения от лётчика.

Самое пагубное — при смене курса эта высота им не менялась, хотя во время разворота самолёта требуется немного взять в набор, чтобы при крене не зацепить крылом воду. Рано, или поздно, малейшая ошибка могла привести к гибели… И она привела.

К тому же вот не утешительная статистика Ту-16:

Всего построено 1511 самолетов различных модификаций.

Потеряно в катастрофах 122 самолёта.

Погибло 591 человек личного состава и 31 человек гражданских.

Так что как ни печально, но супостата винить не в чем — обычное воздушное хулиганство…

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.